Цели и задачи:
- Познакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных.
- Развивать познавательные навыки, любознательность.
- Формировать умение работать с картой.
- Воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
Оборудование:
- образцы почвы;
- прозрачный стакан с водой;
- промокательная бумага;
- спиртовка, штатив, лупа;
- карточки с названиями почв;
- карточки с заданиями;
- карандаши;
- карта Краснодарского края;
- атласы, контурные карты;
- схема «Состав почвы»;
- диск «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире».
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие в мир природы. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте отгадать.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-либо семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.
Ученики (хором): Почва.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Это вещество знакомо вам с раннего детства. Называют его по-разному: земля, глина, песок, а то и просто «грязь». Правильное название – почва.
А кто из вас знает, что такое почва?
Ученики: Почва – это верхний, плодородный слой, который питает, кормит растения.
Учитель: Правильно. Растениям, как и нам с тобой, нужна пища. Пищу, растения получают из почвы. И готовит ее волшебница-природа.
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним и расскажем, как растения получают из почвы «пищу». (Ответы учащихся.)
Объяснение нового материала.
Учитель: На прошлой неделе мы были с вами на экскурсии в лесу и видели подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок... Ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать ведер, а щепотка семян может стать огромной корзиной огурцов, редиски, помидоров или моркови. Но происходит это не само собой. Для нормального роста и развития растениям, кроме воды и воздуха, нужна почва, которую обрабатывают умелые руки человека.
Сделаем с вами макет почвы (учитель демонстрирует макет почвы). На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них – глину, сверху – песок. И на самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… Пищей для всего живущего на Земле.
Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки?
Ответить на этот вопрос мы сможем, если определим, что же это за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это мы узнаем, если исследуем почву.
Практическая работа.
Опыт 1.
Учитель: Для начала возьмем комочек почвы из пакета, которые принесли с экскурсии, и рассмотрим его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? Опустим комочки почвы в банку с водой и дадим ей отстояться. Что вы наблюдаете?
Ученики: На дно емкости опускаются песок, глина, камешки, а остатки растений плавают сверху.
Вывод: в почве содержится глина и песок.
Опыт 2.
Учитель: Тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышки мертвого жука… Песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера. Все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.
Возьмем стакан с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
Ученики: На комочках появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки.
Учитель: Как вы думаете, что это? Зарисуйте!
Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.
Вывод: в почве содержится воздух.
Попробуйте сами сделать вывод из следующего опыта.
Опыт 3.
Учитель: Возьмем промокательную бумагу, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно к бумаге. Что вы наблюдаете?
Вывод: в почве содержится вода.
Опыт 4.
Учитель: В чистую сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим ее на самый маленький огонь. Над жестяной банкой появляется сероватый дым. Понюхайте его! Что вам напоминает этот запах? (Ответы учащихся.) Вероятнее всего, дым костра, в котором осенью жгут сухие листья и траву.
Сходство это ни случайно: в почве перегорают остатки растений. Называются они так: перегной. От слова «гнить», «перегнивать».
Перегной черного цвета. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому-то и бывают почвы разного цвета: серые, светло-серые, темно-серые, черные и даже красные. И называются почвы по-разному: черноземная, красноземная, сероземная, желтоземная.
Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
Вывод: в почве содержится перегной.
Составление схемы «состав почвы».
Учитель: Какая почва называется плодородной?
Как будут чувствовать себя растения, если в почве будет содержаться только песок, или только глина?
Да, ребята, почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной. В другом – глинистая почва. В ней много глины. Бывает почва темная. Ее весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы лучше росла трава и ярче цвели декоративные растения.
Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет и растений: могут расти только те, у которых очень длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землей. Как называют такие места? Правильно. Это пустыни. Слышите, как похоже это название на слово «пусто».
Игра «кто самый внимательный».
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите правильный ответ и не хлопать на неправильный ответ.
- Песок, ведро, вода, сметана, воздух, бумага, стекло, перегной, полиэтиленовые пакеты, червяк, глина.
Экологическая минутка.
Учитель: Правильно. А почему вы решили, что стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы? Да, вы правы, что эти предметы наносят вред, засоряют почву. Так, брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет. О чем говорят эти факты? (Ответы учащихся.)
Музыкальная физкультурная минутка .
Рассказ о различных видах почвы родного края. Работа с картой.
Учитель: В нашем крае почвы разнообразны.
На Азово-Кубанской равнине (учитель показывает на карте и прикрепляет на карту карточку с названием почв) распространены черноземные почвы. Они отличаются темным, почти черным цветом и имеют мощный поверхностный плодородный слой, богатый полезными веществами, которые образовались из перегнивших растительных и животных остатков. Черноземные почвы активно пропускают воздух, необходимый растениям. На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие растения.
В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Интересно то, что во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают, становятся ржаво-бурыми. На этих почвах хорошо растет рис.
В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы.
В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Как вы думаете, почему эти почвы содержат значительное количество перегноя? (От ежегодно отмирающей листвы.)
Рассмотрите внимательно карту и скажите, какие почвы характерны для Черноморского побережья. Правильно, это – горнолесные и перегнойно-карбонатные почвы. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.
А где еще растут виноградники? (На Таманском полуострове.) Правильно. Но обратите внимание – на западе Таманского полуострова преобладают каштановые почвы, а вот на северо-востоке частично болотные почвы.
Практическая работа.
А теперь рассмотрите в атласе почвенную карту и определите виды почв нашего края. Раскрасьте виды почв родного края в контурной карте.
И так, кто может показать на карте и назвать типы почв, распространенные в Краснодарском крае? (Ответы детей.)
Физкультурная минутка: веселая переменка.
Отгадайте загадки и расскажите, как они связаны с почвой.
- В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот.) - Малы, а никому не милы. (Мышь.)
- Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк.)
А каких обитателей почв вы знаете еще? (Ответы учащихся.)
Хотели бы вы узнать, кто из этих животных делает почву более плодородной?
Закрепление.
Просмотр видеофильма (диск «мир природы» – «обитатели почв», «почвенные микроорганизмы»).
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Самостоятельная работа. Работа с карточками.
Итог урока.
- На уроке я узнал ...
- Я понял ...
- Мне было интересно ...
- Мне было трудно ...
Почему землю называют чудесной кладовой?
Что вы можете рассказать о почве нашего края?
Каково значение почвы в жизни растений и животных?
Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается.
Домашнее задание.
Дома попробуйте составить кроссворд по теме «Почва Краснодарского края».
Карточка с заданием.
1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «–».
+ | – | |
В почве обитает много растений и животных. | ||
Почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных. | ||
Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы. | ||
Во время прогулок надо разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы. | ||
Нельзя закапывать мусор. | ||
Растения способствуют разрушению почв. | ||
Почва очищает воду и воздух. | ||
Почва дает пищу растениям и животным. |
2. Отгадай кроссворд.
- Верхний рыхлый и очень тонкий слой поверхности Земли, покрытый растительностью.
- Одна из составных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
Используемая литература:
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» – 4-е издание – М.:Педагогика-Прес, 1993 г.
- Курапова И.И. «Мои первые опыты», - М.: «Баласс», 2004 г.
- Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю» учебное пособие для учащихся начальной школы, - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.
- Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 3 класс. – Краснодар, 2006 г.
- Журналы «Юный натуралист», «Исследовательская деятельность в школе», «Школьные игры и конкурсы» и др.