Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования ЗОЖ способствует созданию и проведению занятий по укреплению здоровья детей. В настоящее время актуально уделять большое значение воспитанию здорового поколения, поэтому занятие “Какие врачи нас лечат?” ориентировано на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Важно научить детей заботиться о своём здоровье, воспринимать жизнь как величайшую ценность, способствовать умению управлять своим эмоциональным и физическим состоянием.
Цель занятия: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья.
Задачи занятия: сформировать необходимые знания о педиатре, окулисте, отоларингологе, стоматологе; формировать необходимые знания, умения, навыки, рациональные приёмы мышления и деятельности, которые будут востребованы в дальнейшей жизни; добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Достижение названной цели и задач достигается принципами обучения. Общеметодическими принципами – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы. Принципом сознательности и активности – нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса. Принципом наглядности – обязывает строить процесс обучения с использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принципом систематичности и последовательности, который проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего материала. Принципом повторения умений и навыков, который является одним из важнейших. Принципом непрерывности, который тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. На основе принципов учёта возрастных и индивидуальных особенностей, принципа оздоровительной направленности, принципа активного обучения, принципа формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей происходит формирование двигательных умений и навыков, двигательных способностей ребёнка.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические и общепедагогические. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике оздоровления как наилучшим. Для успешной реализации задач используются следующие специфические методы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнения, ситуационный метод, игровой метод. Из общепедагогических методов используются: наглядность, рассказ, беседа, познавательная игра.
Для реализации данных методов использовались защитно-профилактические приёмы (личная гигиена); компенсаторно – нейтрализующие приёмы (дыхательная гимнастика, оздоровительная минутка, упражнения на релаксацию, гимнастика для глаз); стимулирующие приёмы (психологический настрой на урок, физические нагрузки).
Для успешного проведения занятия использовалось оборудование: доктор Айболит, цветок “здоровый образ жизни”, иллюстрации и инструменты врачей, офтальмотренажёр профессора В.Ф.Базарного.
Важным моментом является настрой, психологическая установка на работу. С него я и начала своё занятие. Формулирование темы предложено с учётом использования проблемно – диалогической технологии, ведь мыслить ребёнок начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Проблемная ситуация является мощным источником мотивации ребёнка. Затем проводим дыхательную гимнастику для повышения работоспособности, так как даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность. В соответствии с принципом оздоровительной направленности повторяем составляющие ЗОЖ и переходим к беседе по теме: “Какие врачи нас лечат?” Через некоторое время для снятия мышечного напряжения проводим упражнения на релаксацию. При изучении профессии окулист обязательно повторяем гимнастику для глаз и знакомимся с офтальмотренажёром профессора В.Ф.Базарного. После изучения материала проводим оздоровительную минутку для профилактики нарушений осанки и снятия утомления. В заключении анализируем стихотворение Э.Успенского, проводим валеологический самоанализ. Завершаем занятие игрой “Чей инструмент?”, так как игра является естественной потребностью ребёнка, развивает умение распределять и концентрировать внимание, способствует формированию волевой саморегуляции.
Занятие “Какие врачи нас лечат”
Цель занятия: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья.
Задачи занятия: сформировать необходимые знания о педиатре, окулисте, отоларингологе, стоматологе; формировать необходимые знания, умения, навыки, рациональные приёмы мышления и деятельности, которые будут востребованы в дальнейшей жизни; добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Я рада видеть вас!
Приветствую тех, кто время нашёл
И к нам на занятие по здоровью пришёл!
Пусть зима стучится к нам в окно,
Но в зале у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем естественно вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
II. Формулирование темы
(см. приложение 1)– На доске вы видите тему нашего занятия. (Дети удивлены, им непонятно)
Проследи за стрелками 4 раза,
Собирая буквы по одной.
И тогда узнаешь сразу,
О чём будем беседовать с тобой.
– Озвучьте тему нашего занятия. (Какие врачи нас лечат?)
III. Упражнения на дыхание
– Предлагаю провести дыхательную гимнастику. А для чего она нужна?
- Чтобы кровь снабжалась кислородом;
- Чтобы был хороший ритм сердца;
- Чтобы кровь хорошо циркулировала в организме.
Дыхательная гимнастика (взята из книги В.И.Ковалько “Здоровье-сберегающие технологии”)
- Вдох через нос – выдох через рот;
- Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
- Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струёй;
- Выдох толчками;
- Глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержать дыхание, при выдохе считать от 1 до 10;
- На выдохе усиливать звук: жужжащей пчелы, писк летающего комара, рычание собаки.
IV. Беседа о составляющих здорового образа жизни
– Предлагаю вам составить цветок здорового образа жизни. Вспомните, какие составляющие здорового образа жизни должны быть на нашем цветке?
- Отказ от вредных привычек;
- Движение;
- Правильное питание;
- Закаливание;
- Правила личной гигиены;
- Хорошее настроение.
V. Беседа по теме: “Какие врачи нас лечат?”
– Отгадайте загадку:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
– Какого сказочного доктора вы знаете? (Доктора Айболита)
– Кого лечил доктор Айболит? (зверят, насекомых, птиц)
– А кто лечит вас, когда вы болеете?
– Как называется врач, который лечит любые детские болезни?
(На доске вывешивается слово ПЕДИАТР)
– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.
– Послушаем небольшое сообщение о педиатре.
Педиатр в переводе с греческого значит “лечить детей”. Сложность работы педиатра состоит в том, что ребёнок не всегда может рассказать, где и что у него болит. Детскому врачу надо быть добрым, терпеливым к детскому плачу. Педиатр наблюдает за развитием ребёнка, направляет на прививки против детских болезней, а также лечит простуды и другие болезни.
Труд педиатра имеет важное значение, потому что в детстве закладывается здоровье будущего гражданина. Настоящий опытный педиатр должен уметь располагать к себе детей. Он друг детворы. Он наблюдает за ребёнком с самого рождения и до 16 лет. Он лечит разные детские болезни.
– А какие? (ветряная оспа, коклюш, свинка, рахит, дифтерия)
– Против каких болезней вам ставили прививки? (против коклюша, краснухи, столбняка, полиомиелита, паротита, гепатита, клещевого энцефалита, гриппа)
– А лечит педиатр зубы?
– Как называется врач, который лечит зубы?
(на доске вывешивается слово СТОМАТОЛОГ)
– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.
– Послушаем сообщение другого ученика о стоматологе.
Стоматолог в переводе с греческого значит “рот и учение”. Работа стоматолога состоит в профилактике и лечении зубов. Частой болезнью зубов является кариес. Это, когда зуб гниёт. Также стоматолог лечит дёсна, удаляет зубы, исправляет дефекты зубов.
Современные стоматологические кабинеты оснащены прекрасным оборудованием, удобными креслами. В некоторых больницах во время лечения больной надевает наушники, слушает музыку, а не звук работающей бормашины. Есть стоматологи-хирурги, которые делают небольшие операции в полости рта. Работа этих врачей гораздо сложнее. Также есть стоматолог-протезист. Он восстанавливает дефекты зубов и всего жевательного аппарата. При отсутствии зубов делает протезы. Это сложное и кропотливое дело. Стоматолог также, как и педиатр должен быть добрым, терпеливым к детскому плачу.
– Когда вы последний раз были у стоматолога?
– Сколько зубов вам вылечили?
– А сколько удалили?
VI. Комплекс упражнений на релаксацию (
взят из книги В.И.Ковалько “Здоровье-сберегающие технологии”)- Роняем руки;
- Трясём кистями;
- Стряхиваем воду с пальцев;
- Поднимаем и опускаем плечи;
- Мельница.
VII. Беседа по теме: “Какие врачи нас лечат?”
Следующий врач, о котором мы будем говорить, следит за зрением. Как называется этот врач?
(на доске вывешивается слово окулист)
– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.
– Послушайте сообщение об окулисте.
Окулист в переводе с латинского значит “глаз”. Строение глаза сложное. Испортить зрение очень легко, а вот исправить очень сложно. Для восстановления зрения надо будет носить очки. Их подбирает окулист. Также он лечит разные глазные болезни.
– Вы знаете какие-нибудь глазные болезни?
Самыми распространёнными являются близорукость и дальнозоркость. У школьников в результате несоблюдения правил бережного отношения к глазам проявляется близорукость. Это когда ребёнок близко видит, а далеко нет.
– Какие правила бережного отношения к зрению мы с вами знаем?
- Смотреть телевизор не больше 1 – 1,5 часов в день;
- Сидеть не ближе 3 метров от телевизора;
- Не читать лёжа;
- Не читать в транспорте;
- Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов;
- При чтении и письме свет должен падать слева; у левшей при письме справа;
- Расстояние от глаз до текста 30-35 сантиметров;
- Делать гимнастику для глаз.
VIII. Гимнастика для глаз
– Проведём гимнастику для глаз (взята из книги Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья)
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
– Я хочу вам показать офтальмотренажёр профессора Базарного, по которому мы будем проводить физминутки для глаз. (см. приложение 2)
– Физминутка проводится стоя. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмёрке.
IX. Беседа по теме: “Какие врачи нас лечат?”
– И ещё сегодня мы познакомимся с врачом, профессия которого звучит так.
(на доске вывешивается слово ОТОЛАРИНГОЛОГ)
– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.
– О нём нам расскажет …
Отоларинголог или кратко лор в переводе с греческого значит “ухо, нос, гортань”. Эти органы связаны между собой. Отоларинголог занимается профилактикой, лечением болезней и повреждениями уха, горла и носа. Профессия отоларинголога очень сложна, ведь врач лечит не один орган, а сразу три. И стоит не вылечить один из этих органов, как заболят и другие два.
– Какие правила бережного отношения к этим трём органам вы знаете?
- Защищать уши от сильного шума;
- Не ковырять в ушах и носу;
- Не вставлять в уши и нос инородные предметы;
- Чистить уши намыленным пальцем;
- Каждый день мыть уши и промывать нос;
- Если заболел один из трёх органов – сразу обратиться к врачу.
X. Оздоровительная минутка
(взята из книги В.И.Ковалько “Поурочные разработки по физкультуре 2 класс”)Вы, наверное, устали?
Значит, все мы дружно встали
- Ходьба и её разновидности (на носочках, руки на поясе; на пяточках, руки на поясе; с высоким подниманием коленей, руки на поясе; ходьба с поочерёдным наклонами туловища в сторону, руки в стороны)
- Бег и его разновидности (лёгкий бег на месте; бег с высоким подниманием коленей)
- Упражнение “Мы пловцы” (одновременные махи руками 1-4 – вперёд, 5-8 – назад)
- Упражнение “Мы штангисты” (ноги на ширине плеч, наклоны – имитируем поднятие штанги)
- Упражнение “Мы велосипедисты” (сидя на стуле – имитация езды на велосипеде)
- Ходьба и её разновидности
- Бег и его разновидности
- Упражнения на мышечное расслабление
- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить.
- Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови
- Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать)
- Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога)
- Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться
XI. Анализ стихотворения
– Прослушайте стихотворение Эдуарда Успенского и приготовьтесь ответить на вопросы.
Всем известный математик,
Академик Иванов,
Ничего так не боялся,
Как больниц и докторов.
Он не боялся темноты,
Он в воду прыгал с высоты
Два метра с половиной…
Но вот однажды вечером
Он заболел ангиной.
И надо вызвать “скорую”,
Врача из “неотложки”,
А он боится всех врачей,
Как мышь боится кошки.
Но соседский мальчик Вова
Хочет выручить больного.
Поднимает трубку он,
Трубку телефонную,
И звонит по телефону
В клинику районную.
– Чем заболел академик? (ангиной)
– Какой врач сможет его вылечить? (педиатр)
– Какие лечебные учреждения упоминаются в стихотворении? (больница, клиника районная)
XII. Валеологический самоанализ
(см. приложение 3)– Сейчас вы получите карточки с вопросами. Нужно самостоятельно, молча ответить на вопросы.
(после выполнения)
-Прочитайте свои ответы и подумайте: хорошо ли вы заботитесь о своём здоровье?
XIII. Игра “Чей инструмент?”
(На столе инструменты врачей окулиста, педиатра, отоларинголога, стоматолога)
– Определите, какому из врачей нужен данный инструмент?
XIV. Итог
– Какие врачи помогают нам сохранить здоровье?
– Если у вас заболит ухо, к какому врачу вы обратитесь?
– А если вы простудились, кашляете?
– Вдруг вы почувствовали, что стали плохо видеть, к какому врачу пойдёте на приём?
– Благодарю вас за работу и от доктора Айболита передаю вам витамины.