Организация досуговой и образовательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


1. Полное наименование программы “Организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного возраста и их родителей в учреждении дополнительного образования”.

2. Краткая аннотация программы

  • Данную программу выполняет МОУ ДОД ЦДТ “Родник” при поддержке ГУО городского округа Орехово-Зуево.
  • Педагоги МОУ ДОД ЦДТ “Родник” при организации досуговой деятельности детей и их родителей пришли к выводу, что необходимо создать комплексную программу, так как каждому человеку нужно знать историю и культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире, постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
  • В процессе досуговой деятельности принимают участие дети дошкольного отдела (3-6 лет) с привлечением старших детей, занимающихся в объединениях: театральной студии, фольклорных коллективов, кукольного театра, хореографического коллектива и родителей детей.
  • Цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком периода детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи программы:

  1. Углублять представления детей об окружающей действительности.
  2. Уточнять представления детей о родной стране, городе, в котором они живут, о традициях своего народа.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям.
  4. Формировать ценностные ориентации, представления детей о культуре поведения в обществе, общения, о человеке, его физических и эмоциональных состояниях, действиях.
  5. Развивать представления о самом себе, о своей семье, системе родственных отношений, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  6. Развивать творческие способности детей.
  7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, основы культуры общения с взрослыми и детьми; побуждать детей к активному проявлению заботы, доброты, учитывая физическое и эмоциональное состояние людей.
  • Данный проект реализуется в ходе проведения комплексных занятий, конкурсов, праздников, включающих разнообразные формы и приемы работы с детьми с учетом их возраста и программных задач.
  • Срок реализации программы – 4 года.

3. Степень реализации программы. Данная программа находится в стадии реализации. В современном мире нужно учить ребенка правильно учитывать свободное время, предоставлять возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Принципы занимательности и сотворчества взрослых и детей – основные составляющие каждого из проводимых мероприятий.

В рамках проекта в 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебном году проведены следующие мероприятия:

  • фольклорные: “Осенины”, “Ярмарка национальных традиций”, “Коляда”, “Масленица”;
  • государственно-гражданские: День знаний, День защитника Отечества, День Победы;
  • международные: Международный женский день, День защиты детей;
  • бытовые и семейные: выпуск в школу, день рождения, спортивный праздник, ЛЕГО-фестиваль.

При организации данных мероприятий у детей и родителей создавалось радостное настроение, эмоциональный подъем, т.е. соблюдались принципы русской праздничной традиции: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

4. Описание организации – заявителя.

В 1943 году был открыт Дом пионеров. С 24 июня 1992 года Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы и детского творчества “Родник”. С 2002 года – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества “Родник”. Центр детского творчества “Родник” – это место, где можно получить целый комплекс квалифицированных услуг, адресованных детям, родителям, педагогам; возможность получить дополнительное образование по предлагаемым профилям; проявить свой талант в конкурсах, выставках, соревнованиях; возможность укрепить свои творческие способности, фантазии, изобретательность; возможность укрепить свое здоровье; получить квалифицированные методические услуги и консультации. Сегодня Центр “Родник” – это: 7 отделов (методический, дошкольный, музыкальный, прикладного творчества, эстетический, туристско-спортивно-технический, информационно-технический); 238 детских творческих объединений; 2500 учащихся от 4 до 18 лет; 52 педагога, из них имеют высшую квалификационную категорию – 7 чел., имеют 1 категорию – 16 чел.; в течение последних 7 лет учреждение тесно связано с наукой, участвует в систематической научной экспериментальной деятельности.

Цели и задачи учреждения: расширить социальное пространство, где ребенок может раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, профессионально самоопределиться, получить ценные жизненные ориентиры. Эта ориентация реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс образовательных программ, имеющих художественно-эстетическую, экологическую, оздоровительную, краеведческую, техническую и досугово-развивающую, патриотическую направленность, внедрение современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающихся, их умений и навыков. Центр осуществляет целенаправленную работу с педагогическими кадрами города, что выражается в оказании методической и практической помощи заместителям директоров по воспитательной работе, старшим вожатым, руководителям краеведческих кружков, туроргам, руководителям волонтерских отрядов, руководителям профильных отрядов, социальным педагогам. Важное место в работе занимает подготовка и проведение городских и областных смотров, конкурсов, выставок.

5. Описание программы: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Комплексные занятия, конкурсы, праздники организуются в форме активной познавательной деятельности. При их проведении создаются такие условия, которые помогают ребенку и родителям удовлетворить культурные потребности. Каждое мероприятие базируется на единых методических основаниях. Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют улучшению эмоциональной отзывчивости, творчества и воображения:

  • метод одномоментности – основан на одновременном восприятии различных видов искусства;
  • метод “подмастерья” – позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе;

При проведении мероприятий учитываются следующие моменты:

  • организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия, мероприятия;
  • информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации;
  • проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход мероприятия;
  • деятельностная основа – обеспечивает развивающий эффект;
  • прикладное значение детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения.

За время реализации данной программы скомплектованы следующий материал: конспекты открытых комплексных занятий, планы мероприятий, сценарии массовых мероприятий, видеотека, фонотека, наглядный материал.

Кадровое обеспечение проекта: зав. отделом, педагоги, руководители творческих коллективов, осветитель, звукооператор.

Отбор участников происходит на основе личностно-ориентированного подхода.

6. Рабочий план реализации программы

Для детей 3 лет

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

“Праздник осени”

Октябрь

Зам.директора по УВР, педагоги

2.

“Праздник новогодней ёлки”

Декабрь

3.

“Масленица” (проводится на улице)

Февраль-март

4.

“Мамин день”

Март

5.

“В гостях у сказки” (окончание учебного года)

Май

Для детей 4 лет

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

“Царица осень”

Октябрь

Зам.директора по УВР, педагоги

2.

“Праздник новогодней ёлки”

Декабрь

3.

“Масленица”

Февраль-март

4.

“Мамин день”

Март

5.

Комплексное занятие “Весеннее настроение”

Апрель

6.

“В гостях у сказки” (окончание учебного года)

Май

Для детей 5 лет

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

“Посвящение в ученики” Комплексное занятие.

Октябрь

Зам.директора по УВР, педагоги

2.

“Поговорим о братьях наших меньших”

Ноябрь

3.

“Праздник новогодней ёлки”

Декабрь

4.

“Коляда”

Январь

5.

Комплексное занятие “День защитника Отечества”

Февраль

6.

“Масленица”

Февраль-март

7.

“Женский день”

Март

8.

“Лего-фестиваль”

Апрель

9.

Праздник, посвященный окончанию учебного года

Май

Для детей 6 лет

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

“Осенний бал”

Октябрь

Зам.директора по УВР, педагоги

2.

“Ярмарка национальных традиций”

Ноябрь

3.

“Новогодний праздник”

Декабрь

4.

“Колядки”

Январь

5.

Спортивный праздник

Февраль

6.

“Проводы русской зимы”

Февраль-март

7.

“Мамин день”

Март

8.

“Лего-фестиваль”

Апрель

9.

День Победы

Май

10.

Праздник выпускного

Май

7. Конкретные результаты.

По результатам опроса детей и анкетирования родителей наиболее популярными стали следующие мероприятия:

Количество участников, принявших участие в мероприятиях:

8. Механизм оценки результатов:

  • Критерием оценки является: анкетирование среди родителей и опрос детей, тестирование.
  • В результате проведения массовых мероприятий сплачиваются родительские коллективы, улучшается обстановка в семье, повышается роль семьи в реализации прав детей на образование, активизируется позиция семьи в приобщении к общечеловеческим ценностям, создаются условия для творческой самореализации детей и родителей, расширяется сфера участия родителей в управлении Центром.
  • ФИО, должность лиц, которые оценивают результаты работы в ходе реализации проекта: директор Шишова З.В., зам.дир.по УВР Мусакова Н.А., Погодина Л.В., зав.отделом Емелина О.С., члены родительского комитета.

9. Перспективы дальнейшего развития проекта

  • Расположение информации на интернет-сайте, где происходит обмен опытом;
  • Внести коррективы в данный проект, взяв его за основу для развития других направлений деятельности. Увеличить количество участников;
  • Дальнейшее продолжение проекта предполагается осуществлять из бюджетных средств.