1. Полное наименование программы “Организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного возраста и их родителей в учреждении дополнительного образования”.
2. Краткая аннотация программы
- Данную программу выполняет МОУ ДОД ЦДТ “Родник” при поддержке ГУО городского округа Орехово-Зуево.
- Педагоги МОУ ДОД ЦДТ “Родник” при организации досуговой деятельности детей и их родителей пришли к выводу, что необходимо создать комплексную программу, так как каждому человеку нужно знать историю и культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире, постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
- В процессе досуговой деятельности принимают участие дети дошкольного отдела (3-6 лет) с привлечением старших детей, занимающихся в объединениях: театральной студии, фольклорных коллективов, кукольного театра, хореографического коллектива и родителей детей.
- Цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком периода детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи программы:
- Углублять представления детей об окружающей действительности.
- Уточнять представления детей о родной стране, городе, в котором они живут, о традициях своего народа.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям.
- Формировать ценностные ориентации, представления детей о культуре поведения в обществе, общения, о человеке, его физических и эмоциональных состояниях, действиях.
- Развивать представления о самом себе, о своей семье, системе родственных отношений, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, основы культуры общения с взрослыми и детьми; побуждать детей к активному проявлению заботы, доброты, учитывая физическое и эмоциональное состояние людей.
- Данный проект реализуется в ходе проведения комплексных занятий, конкурсов, праздников, включающих разнообразные формы и приемы работы с детьми с учетом их возраста и программных задач.
- Срок реализации программы – 4 года.
3. Степень реализации программы. Данная программа находится в стадии реализации. В современном мире нужно учить ребенка правильно учитывать свободное время, предоставлять возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Принципы занимательности и сотворчества взрослых и детей – основные составляющие каждого из проводимых мероприятий.
В рамках проекта в 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебном году проведены следующие мероприятия:
- фольклорные: “Осенины”, “Ярмарка национальных традиций”, “Коляда”, “Масленица”;
- государственно-гражданские: День знаний, День защитника Отечества, День Победы;
- международные: Международный женский день, День защиты детей;
- бытовые и семейные: выпуск в школу, день рождения, спортивный праздник, ЛЕГО-фестиваль.
При организации данных мероприятий у детей и родителей создавалось радостное настроение, эмоциональный подъем, т.е. соблюдались принципы русской праздничной традиции: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
4. Описание организации – заявителя.
В 1943 году был открыт Дом пионеров. С 24 июня 1992 года Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы и детского творчества “Родник”. С 2002 года – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества “Родник”. Центр детского творчества “Родник” – это место, где можно получить целый комплекс квалифицированных услуг, адресованных детям, родителям, педагогам; возможность получить дополнительное образование по предлагаемым профилям; проявить свой талант в конкурсах, выставках, соревнованиях; возможность укрепить свои творческие способности, фантазии, изобретательность; возможность укрепить свое здоровье; получить квалифицированные методические услуги и консультации. Сегодня Центр “Родник” – это: 7 отделов (методический, дошкольный, музыкальный, прикладного творчества, эстетический, туристско-спортивно-технический, информационно-технический); 238 детских творческих объединений; 2500 учащихся от 4 до 18 лет; 52 педагога, из них имеют высшую квалификационную категорию – 7 чел., имеют 1 категорию – 16 чел.; в течение последних 7 лет учреждение тесно связано с наукой, участвует в систематической научной экспериментальной деятельности.
Цели и задачи учреждения: расширить социальное пространство, где ребенок может раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, профессионально самоопределиться, получить ценные жизненные ориентиры. Эта ориентация реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс образовательных программ, имеющих художественно-эстетическую, экологическую, оздоровительную, краеведческую, техническую и досугово-развивающую, патриотическую направленность, внедрение современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающихся, их умений и навыков. Центр осуществляет целенаправленную работу с педагогическими кадрами города, что выражается в оказании методической и практической помощи заместителям директоров по воспитательной работе, старшим вожатым, руководителям краеведческих кружков, туроргам, руководителям волонтерских отрядов, руководителям профильных отрядов, социальным педагогам. Важное место в работе занимает подготовка и проведение городских и областных смотров, конкурсов, выставок.
5. Описание программы: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Комплексные занятия, конкурсы, праздники организуются в форме активной познавательной деятельности. При их проведении создаются такие условия, которые помогают ребенку и родителям удовлетворить культурные потребности. Каждое мероприятие базируется на единых методических основаниях. Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют улучшению эмоциональной отзывчивости, творчества и воображения:
- метод одномоментности – основан на одновременном восприятии различных видов искусства;
- метод “подмастерья” – позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе;
При проведении мероприятий учитываются следующие моменты:
- организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия, мероприятия;
- информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации;
- проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход мероприятия;
- деятельностная основа – обеспечивает развивающий эффект;
- прикладное значение детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения.
За время реализации данной программы скомплектованы следующий материал: конспекты открытых комплексных занятий, планы мероприятий, сценарии массовых мероприятий, видеотека, фонотека, наглядный материал.
Кадровое обеспечение проекта: зав. отделом, педагоги, руководители творческих коллективов, осветитель, звукооператор.
Отбор участников происходит на основе личностно-ориентированного подхода.
6. Рабочий план реализации программы
Для детей 3 лет
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1. |
“Праздник осени” |
Октябрь |
Зам.директора по УВР, педагоги |
2. |
“Праздник новогодней ёлки” |
Декабрь |
|
3. |
“Масленица” (проводится на улице) |
Февраль-март |
|
4. |
“Мамин день” |
Март |
|
5. |
“В гостях у сказки” (окончание учебного года) |
Май |
Для детей 4 лет
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1. |
“Царица осень” |
Октябрь |
Зам.директора по УВР, педагоги |
2. |
“Праздник новогодней ёлки” |
Декабрь |
|
3. |
“Масленица” |
Февраль-март |
|
4. |
“Мамин день” |
Март |
|
5. |
Комплексное занятие “Весеннее настроение” |
Апрель |
|
6. |
“В гостях у сказки” (окончание учебного года) |
Май |
Для детей 5 лет
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1. |
“Посвящение в ученики” Комплексное занятие. |
Октябрь |
Зам.директора по УВР, педагоги |
2. |
“Поговорим о братьях наших меньших” |
Ноябрь |
|
3. |
“Праздник новогодней ёлки” |
Декабрь |
|
4. |
“Коляда” |
Январь |
|
5. |
Комплексное занятие “День защитника Отечества” |
Февраль |
|
6. |
“Масленица” |
Февраль-март |
|
7. |
“Женский день” |
Март |
|
8. |
“Лего-фестиваль” |
Апрель |
|
9. |
Праздник, посвященный окончанию учебного года |
Май |
Для детей 6 лет
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1. |
“Осенний бал” |
Октябрь |
Зам.директора по УВР, педагоги |
2. |
“Ярмарка национальных традиций” |
Ноябрь |
|
3. |
“Новогодний праздник” |
Декабрь |
|
4. |
“Колядки” |
Январь |
|
5. |
Спортивный праздник |
Февраль |
|
6. |
“Проводы русской зимы” |
Февраль-март |
|
7. |
“Мамин день” |
Март |
|
8. |
“Лего-фестиваль” |
Апрель |
|
9. |
День Победы |
Май |
|
10. |
Праздник выпускного |
Май |
7. Конкретные результаты.
По результатам опроса детей и анкетирования родителей наиболее популярными стали следующие мероприятия:
Количество участников, принявших участие в мероприятиях:
8. Механизм оценки результатов:
- Критерием оценки является: анкетирование среди родителей и опрос детей, тестирование.
- В результате проведения массовых мероприятий сплачиваются родительские коллективы, улучшается обстановка в семье, повышается роль семьи в реализации прав детей на образование, активизируется позиция семьи в приобщении к общечеловеческим ценностям, создаются условия для творческой самореализации детей и родителей, расширяется сфера участия родителей в управлении Центром.
- ФИО, должность лиц, которые оценивают результаты работы в ходе реализации проекта: директор Шишова З.В., зам.дир.по УВР Мусакова Н.А., Погодина Л.В., зав.отделом Емелина О.С., члены родительского комитета.
9. Перспективы дальнейшего развития проекта
- Расположение информации на интернет-сайте, где происходит обмен опытом;
- Внести коррективы в данный проект, взяв его за основу для развития других направлений деятельности. Увеличить количество участников;
- Дальнейшее продолжение проекта предполагается осуществлять из бюджетных средств.