Цели урока:
Образовательные:
– Научить анализировать свойства тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов.
– Научить записывать свойства тригонометрических функций с учётом коэффициентов.
– Систематизировать знания учащихся о свойствах тригонометрических функций.
– Закрепить знания учащихся о свойствах тригонометрических функций при исследовании функций.
Развивающие:
– формирование умения интегрировать знания математики и компьютерных технологий
– формирование надпрофильных компетенций (анализ, синтез, обобщение, исследование)
Воспитательные:-
– повышение познавательной активности учащихся;
– воспитание познавательного интереса к математике;
– воспитание умения работать в группе
– воспитание целеустремлённости в достижении цели
Информационные источники:
– Современный учебно-методический комплекс “Математика”, Графопостроитель для Microsoft Word М.2003; Просвещение – МЕДИА.
– Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса авт. Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд; М.Просвещение, 2003
Использование данных информационных источников позволяет интегрировать знания учащихся по информационным технологиям и математике, оптимально использовать учебное время, эффективно проводить проверку и самопроверку знаний и умений учащихся.
Тип урока:
урок – практикум.
Формы работы:
Фронтальные, групповые
Технологии:
Личностно-ориентированная; исследовательская.
Оборудование:
Компьютерный класс, компьютерная программа “Графопостроитель для Microsoft Word”, раздаточный материал (приложение №8, 9), дискеты, медиа-проектор, ноутбук.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.(Инструктаж по выполнению работы.)
2.1.Работа с графикой на ПК, заполнение таблиц. (Приложение 1)
3.Этап закрепления новых знаний и способов действий.
3.1. Обсуждение результатов работы с учащимися.
4.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
4.1. Проверка теоретического материала по свойствам функции у=sin х
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
5.1. Работа по заполнению таблиц со свойствами функций. (Приложение 2)
5.2. Обсуждение результатов работы с учащимися, заполнение таблицы на доске, обсуждение результатов.
6..Подведение итогов работы. Рефлексия.
7..Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Приветствие.
– Сообщение темы и постановка цели урока.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит систематизировать знания о свойствах тригонометрических функций, проанализировать, как изменяются свойства тригонометрических функций в зависимости от изменения коэффициентов, научиться записывать свойства функций при помощи компьютерной программы “Графопостритель для Microsoft Word”.
(Класс разбит на группы по 2 человека, каждая из них сидит за компьютером).
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Инструктаж по выполнению работы (Все шаги использования программы “Графопостроитель…” объясняются с использованием медиа-проектора.)
Открываем программу “Графопостроитель…”.
Запись учителя с комментарием (запись производится на доске): WORD>НК– График>Добавить график>появилось рабочее окно (все появляющиеся окна впоследствии вы можете увидеть в презентации).
Обратите внимание на экран.
В панели инструментов найдём значок настройка>появилось рабочее окно разбитое на 3 части. Заполняем это окно. Ставим флажки равный масштаб, цифры на осях, шаг по Х 3,14,шаг по Y 3,14 применить, ОК.
В панели инструментов находим “ Добавить объект”, он изображён в виде квадрата с волнистой линией и знаком .
В появившемся окне ввести формулу y=asin(bx+c).Затем построить и ОК.
На оси ОХ появится прямая красного цвета. В панели инструментов выбираем кнопку выбор, она изображена в виде стрелки . Щелчок по оси в окне появляются параметры а,в,с.
Начальные значения параметров задаются автоматически.
В нижней части программы вы сможете наблюдать, как изменяется график при изменении значений параметров.
2.1.Работа с графикой на ПК, заполнение таблиц.
Ребята! На каждый стол выданы таблицы, которые необходимо заполнить. В первом столбце номера заданий, во втором заданы коэффициенты, а в третьем вы должны записать какие свойства основной функции y=sin x изменились при изменении коэффициентов. (Приложение №1).
3. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
3.1. Обсуждение результатов работы с учащимися.
Учащиеся называют изменение каких свойств произошло при изменении коэффициентов
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
4.1. Проверка теоретического материала по свойствам функции у=sin х
К доске вызывается один из учащихся заполнить 1 столбец таблицы, все остальные проверяют его работу. Исправляются ошибки. (Приложение №1)
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
5.1. Работа по заполнению таблиц со свойствами функций. (Приложение 2)
Учитель: Сейчас вам предлагается заполнить ещё одну таблицу, но в ней уже указаны определённые функции. Эту работу выполняет каждый в своём листе. Заполняете только те строки в таблице, в которых свойства функции поменялись и записываете свойства этой функции. Если необходима помощь компьютера, к нему можно обратиться.
5.2. Обсуждение результатов работы с учащимися, заполнение таблицы на доске, обсуждение результатов
6. Подведение итогов работы. Рефлексия.
– Чему вы научились сегодня на уроке?
Дети:
– Сегодня мы с помощью программы НК-График проанализировали свойства тригонометрических функций в зависимости от изменения коэффициентов.
– Научились записывать свойства тригонометрических функций.
– Систематизировали знания по свойствам тригонометрических функций.
7. Домашнее задание.
- Сделать презентацию по теме “Гармонические колебания”
- Исследовать и построить графики функций y=2cos(3x+), y=tg(x-).