Применение информационных технологий на уроке алгебры в 10-м классе "Исследование тригонометрических функций"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

Научить анализировать свойства тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов.

– Научить записывать свойства тригонометрических функций с учётом коэффициентов.

– Систематизировать знания учащихся о свойствах тригонометрических функций.

– Закрепить знания учащихся о свойствах тригонометрических функций при исследовании функций.

Развивающие:

– формирование умения интегрировать знания математики и компьютерных технологий

– формирование надпрофильных компетенций (анализ, синтез, обобщение, исследование)

Воспитательные:-

повышение познавательной активности учащихся;

– воспитание познавательного интереса к математике;

– воспитание умения работать в группе

– воспитание целеустремлённости в достижении цели

Информационные источники:

– Современный учебно-методический комплекс “Математика”, Графопостроитель для Microsoft Word М.2003; Просвещение – МЕДИА.

– Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса авт. Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд; М.Просвещение, 2003

Использование данных информационных источников позволяет интегрировать знания учащихся по информационным технологиям и математике, оптимально использовать учебное время, эффективно проводить проверку и самопроверку знаний и умений учащихся.

Тип урока:

урок – практикум.

Формы работы:

Фронтальные, групповые

Технологии:

Личностно-ориентированная; исследовательская.

Оборудование:

Компьютерный класс, компьютерная программа “Графопостроитель для Microsoft Word”, раздаточный материал (приложение №8, 9), дискеты, медиа-проектор, ноутбук.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.(Инструктаж по выполнению работы.)

2.1.Работа с графикой на ПК, заполнение таблиц. (Приложение 1)

3.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

3.1. Обсуждение результатов работы с учащимися.

4.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

4.1. Проверка теоретического материала по свойствам функции у=sin х

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

5.1. Работа по заполнению таблиц со свойствами функций. (Приложение 2)

5.2. Обсуждение результатов работы с учащимися, заполнение таблицы на доске, обсуждение результатов.

6..Подведение итогов работы. Рефлексия.

7..Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Приветствие.

Сообщение темы и постановка цели урока.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит систематизировать знания о свойствах тригонометрических функций, проанализировать, как изменяются свойства тригонометрических функций в зависимости от изменения коэффициентов, научиться записывать свойства функций при помощи компьютерной программы “Графопостритель для Microsoft Word”.

(Класс разбит на группы по 2 человека, каждая из них сидит за компьютером).

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Инструктаж по выполнению работы (Все шаги использования программы “Графопостроитель…” объясняются с использованием медиа-проектора.)

Открываем программу “Графопостроитель…”.

Запись учителя с комментарием (запись производится на доске): WORD>НК– График>Добавить график>появилось рабочее окно (все появляющиеся окна впоследствии вы можете увидеть в презентации).

Обратите внимание на экран.

В панели инструментов найдём значок настройка>появилось рабочее окно разбитое на 3 части. Заполняем это окно. Ставим флажки равный масштаб, цифры на осях, шаг по Х 3,14,шаг по Y 3,14 применить, ОК.

В панели инструментов находим “ Добавить объект”, он изображён в виде квадрата с волнистой линией и знаком .

В появившемся окне ввести формулу y=asin(bx+c).Затем построить и ОК.

На оси ОХ появится прямая красного цвета. В панели инструментов выбираем кнопку выбор, она изображена в виде стрелки . Щелчок по оси в окне появляются параметры а,в,с.

Начальные значения параметров задаются автоматически.

В нижней части программы вы сможете наблюдать, как изменяется график при изменении значений параметров.

2.1.Работа с графикой на ПК, заполнение таблиц.

Ребята! На каждый стол выданы таблицы, которые необходимо заполнить. В первом столбце номера заданий, во втором заданы коэффициенты, а в третьем вы должны записать какие свойства основной функции y=sin x изменились при изменении коэффициентов. (Приложение №1).

3. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

3.1. Обсуждение результатов работы с учащимися.

Учащиеся называют изменение каких свойств произошло при изменении коэффициентов

4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

4.1. Проверка теоретического материала по свойствам функции у=sin х

К доске вызывается один из учащихся заполнить 1 столбец таблицы, все остальные проверяют его работу. Исправляются ошибки. (Приложение №1)

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

5.1. Работа по заполнению таблиц со свойствами функций. (Приложение 2)

Учитель: Сейчас вам предлагается заполнить ещё одну таблицу, но в ней уже указаны определённые функции. Эту работу выполняет каждый в своём листе. Заполняете только те строки в таблице, в которых свойства функции поменялись и записываете свойства этой функции. Если необходима помощь компьютера, к нему можно обратиться.

5.2. Обсуждение результатов работы с учащимися, заполнение таблицы на доске, обсуждение результатов

6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

– Чему вы научились сегодня на уроке?

Дети:

– Сегодня мы с помощью программы НК-График проанализировали свойства тригонометрических функций в зависимости от изменения коэффициентов.

– Научились записывать свойства тригонометрических функций.

– Систематизировали знания по свойствам тригонометрических функций.

7. Домашнее задание.

  1. Сделать презентацию по теме “Гармонические колебания”
  2. Исследовать и построить графики функций y=2cos(3x+), y=tg(x-).