Обучающие задачи: продолжить формирование знаний о значении корня, сформировать понятие о видоизменении корней как результата приспособления растений к новым условиям существования, расширить знания о видоизменении корней, обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений.
Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления, общеучебных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе, применять имеющиеся знания.
Воспитательные задачи: продолжить экологическое воспитание учащихся, воспитание коммуникативных способностей.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, словесный (рассказ, беседа), наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийная презентация “Строение корня и видоизменения корней”, демонстрационный материал: корнеплоды редиса, моркови, редьки, свёклы, корневые шишки георгина, видоизменённые корни комнатных растений (монстера, филодендрон, панданус), раздаточный материал: корнеплоды моркови и свёклы пророщенные во влажном песке в течение 2–3 недель, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневой системой, Фрагмент фильма ВВС “Живущие вместе”,
План урока:
- Проверка знаний учащихся о типах корневых систем, видах корней, зонах корня.
- Объяснение нового материала
- Закрепление полученных знаний.
Ход урока
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Проверка знаний учащихся.
Индивидуальные задания:
Три ученика работают у доски. На доске укреплены увеличенные изображения стержневой корневой системы, внутреннего строения корня, клеточного строения зон корня.
Задание первому ученику.
Рассмотрите рисунок (типы корней). Какие корни обозначены под цифрами 1–3? Подготовьте ответы на вопросы. Какой корень называют главным? Какие корни называют придаточными? Какие корни называют боковыми? Ученик получает карточки с названиями видов корней, с помощью двустороннего скотча он прикрепляет подписи к рисунку с изображением стержневой корневой системы.
Задание второму ученику.
На рисунке изображены зоны корня. Что обозначено под цифрами 1–5? Назовите функции, которые выполняет каждая из зон. Сможет ли расти корешок если удалить чехлик?
Ученик получает карточки с названиями зон корня, с помощью двустороннего скотча прикрепляет подписи к рисунку.
Задание третьему ученику.
Рассмотрите рисунок (поперечный срез через зону всасывания). Из каких участков корня сделаны срезы? По каким характерным признакам определили участки корня? В связи, с чем изменяется форма и строение клеток корня?
Задание четвёртому ученику.
Рассмотрите гербарии растений, выберите растение с мочковатой корневой системой. Свой выбор поясните. Что такое корневая система? Какую корневую систему называют мочковатой, из каких корней она состоит? К Классу Двудольных или Однодольных принадлежит данное растение?
Пока учащиеся готовятся отвечать, с остальными проводится “блиц-опрос”.
- Что такое корень?
- Шестиклассник, рассмотрев верхушку корня под микроскопом, сказал: “У корешка неряшливый вид, особенно у верхушки, на которой одета “шапочка”. Какую “шапочку” увидел ученик? Почему “шапочка” была неряшливой, а клетки её отставали друг от друга?
- Что такое корневой волосок? Влияет ли количество корневых волосков на урожайность растений? Ответ поясните.
- Что такое окучивание? Почему окученные растения дают больший урожай?
- Для чего проводят пикировку многих растений?
- Что такое геотропизм, хемотропизм?
После опроса проверяют правильность выполнения заданий у доски.
Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием “Верны ли данные утверждения (да, нет)?”
- Корень растёт верхушкой.
- Под корневым чехликом находится зона деления..
- Клетки корня делятся и растут по всей длине.
- Корни растут в течение всей жизни растения.
- Самая длинная зона – зона корневых волосков.
- Зона корневых волосков постоянно смещается, передвигается в почве по мере роста корня.
- В центре корня находятся сосуды, по которым передвигаются вода и соли.
- По лубу корня передвигаются органические вещества.
- Корневые волоски превращаются в боковые корни.
После выполнения задания ребята обмениваются работами. Учитель на слайде показывает правильные ответы и критерии оценки. Ученики проверяют друг у друга работы, выставляют оценки, сдают карточки учителю.
Объяснение нового материала.
Ученики открывают тетради, записывают тему урока.
– Почему растение не может жить без корня?
Учащиеся перечисляют функции корней, учитель уточняет, обобщает и систематизирует их ответы, задаёт уточняющие вопросы. Ученики записывают функции корня в тетрадь
– Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно.
Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами, ветвями, листьями удержать при ветре или урагане? Сила могучего великана. Такой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Недаром называют корни – живые якоря.[1]
1. Укрепление.
2. Корневое питание.
Что поглощает корень из почвы?
– Одного из учеников прошу полить комнатное растение.
– Ребята, всё ли было правильно сделано?
– Можно ли поливать растения холодной водой, взятой из-под крана?
– Сформулируйте правила полива комнатных растений.
– Народная мудрость гласит: “Кто хочет победить сорняки, должен воевать с
корнями”. Объясните почему?
3. Вегетативное размножение.
4. Повышение плодородия почвы.
– Какова роль растений в повышении плодородия почвы?
– Почему по склонам гор и оврагов сажают растения?
– Учитель демонстрирует корнеплоды растений свёклы, редиса, моркови, редьки:
“Какое отношение эти овощи имеют к теме нашего урока?”
Ученики часто допускают ошибку, говоря, что это плод и корень одновременно.
Для решения этой проблемы необходимо вспомнить, что такое плод, а так же, что в плодах имеются семена. Учитель разрезает любой корнеплод, демонстрирует ребятам отсутствие семян. Учащиеся приходят к выводу, что данный орган не является плодом.
5. Выполняет функцию запасания веществ.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть раздаточный материал – пророщенные в песке корнеплоды моркови и свёклы, найти главный корень и боковые корни.
Что называют корнеплодом? Учитель уточняет ответы учеников.
Корнеплоды – мясистое утолщение корня с частью стебля. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Нижняя часть корнеплода – корневая. От неё отрастают боковые корни, а верхняя часть – стеблевая, от неё отрастают листья. Сравнить корнеплоды моркови и свёклы и найти корневую и стеблевую часть. Какова роль корнеплодов в жизни растений? Как человек использует корнеплоды?
Учитель демонстрирует корнеплоды свеклы, моркови, репы, дайкона. Подумайте корнеплоды, каких растений больше подвержены действию осенних заморозков? Почему? Какие корнеплоды надо раньше выкапывать из почвы?
Учитель демонстрирует корневые шишки георгина. Определите, тип корневой системы, в каких корнях откладываются запасные питательные вещества?
Корневые шишки – запасающие придаточные корни. Определение записывается в тетрадь.
– Растения населили практически все уголки нашей планеты, они приспособились к жизни в разных условиях. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы.
- Где произрастают орхидеи?
- Как орхидеи добывают влагу и соли?
- Какую роль выполняют корни фикуса?
- У каких растений и почему возникают ходульные корни?
- Какова роль дыхательных корней?
Вопросы к видеофильму раздаются на парты учащимся.
После просмотра видеофрагмента учитель беседует с учениками по вопросам, уточняет их ответы, демонстрирует видоизменения корней на плакате и комнатных растениях. Названия видоизменений корней учитель записывает на доске, а ученики – в тетради.
– Сделайте вывод: в чём причина видоизменения корней?
Видоизменения корней возникли, в результате приспособления растений к жизни в новых условиях окружающей среды.
Закрепление знаний учащихся.
Ученикам раздаются карточки с заданием “Допишите предложения”. Ребята работают самостоятельно, при затруднении обращаются к тексту учебника.
1. Корнеплоды образуются у ……………….. Их значение…………………………
2. Корневые шишки характерны для……………………. Их значение………………………..
3. Столбовидные корни развиваются на ветвях ………………….. Их значение………………….
4. У орхидей образуются………………………… Их значение…………………..
5. У растений, произрастающих в приливно – отливной зоне, развиваются……………………
Их значение…………………………………..
6. Для растений, произрастающих на болотах, характерны……………… Их значении………..
После самостоятельной работы проводится проверка правильности выполнения, уточнение и корректировка.
Домашнее задание параграф 15, выполнить задание в рабочей тетради к этому параграфу.
Выставление оценок и подведение итога урока.
Литература.
- Верзилин Н.М.Корсунская В.М. и др. “Хрестоматия по ботаника”. – М. Просвещение 1979.
- Калинова Г.С. Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 6–7 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Пособие для учителя. – М. Просвещение 1989.