Путешествие в мир металлов

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: химические свойства металлов


Задачи:

  • Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Металлы»; показать значение металлов в жизнедеятельности человека и о вредном влиянии некоторых металлов на организм человека.
  • Развивающие: сформировать познавательную активность учащихся; развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; учить четко и грамотно выражать свои мысли; совершенствовать навыки учащихся решать химические задачи.
  • Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям ; продолжать развивать у учащихся интерес к химии ; развить коммуникативные качества.

Оборудование: учебник, компьютер, компьютерные слайды, проектор, экран.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков.

Вид урока: компьютерный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дидактические игры.

Структура урока:

I. Организационный момент

Введение в тему.

II. Актуализация знаний

Упражнения для закрепления по теме «Металлы»

1) Общая характеристика металлов.
2) Что? Где? Когда?
3) Какой из металлов самый...
4) Знаете ли вы металлы ?
5) Химические свойства металлов.
6) Биологическая роль металлов.
7) Знаете ли вы?
8) Влияние металлов на цвет растений.
9) Вредное влияние металлов и их соединений на организм человека.
10) Тестирование.
11) Задания

III. Итог урока

IV. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Учитель: Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Взгляните на периодическую систему элементов: из них свыше 80 относится к металлам и каждый из них по – своему удивителен и интересен. Ребята, сегодняшний урок – урок закрепления, обобщения материалов по теме «Металлы» (Приложение 1, слайд 1)

Учитель знакомит учащихся с планом урока (Приложение 1, слайд 2)

– На этом уроке мы будем повторять пройденный материал по теме, выполним дидактические упражнения, решать задачи, а также заслушаем ваши сообщения.

1) Общая характеристика металлов (Приложение 1, слайд 3)

Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.

– Как расположены металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?(В левой и нижней части)
– Сколько электронов находится на наружном энергетическом уровне у атомов металлов? (1-3)
– Самый распространенный металл в земной коре? (Алюминий)
– Какие свойства проявляют металлы в большинстве случаев в химических реакциях: окислительные или восстановительные ? (Восстановительные)
– Какие физические свойства характерны всем металлам? (Электропроводимость и теплопроводность, металлический блеск, ковкость, пластичность)
– Какими физическими свойствами отличаются металлы друг от друга? (Плотностью, температурой кипения и плавления)

2) Что? Где? Когда? (Приложение 1, слайд 4)

Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.

– Как называется “царь ”металлов? (Золото)
– Почему некоторые периоды истории называют бронзовым веком, железным веком? (Бронзовый век – период, когда основным металлом для изготовления орудий труда была бронза. Железный век – период, когда орудия делали из железа)
– Самый тугоплавкий металл? (Вольфрам)
– Какой металл по агрегатному состоянию жидкий ? (Ртуть)
– Какой металл обладает наибольшей электрической проводимостью? (Серебро)

3) Какой из металлов самый ... (Приложение 1, слайд 5)

– Используемый в мире: золото, серебро, железо? (Железо)
– Твердый: хром, медь, марганец? (Хром)
– Легкоплавкий: ртуть, литий, платина? (Ртуть)
– Блестящий: золото, серебро, медь? (Серебро)
– Тяжелый: рубидий, осмий, цезий? (Осмий)

4) Знаете ли вы металлы ? (Приложение 1, слайд 6)

– Какие металлы называют черными, какие – цветными? (Черные – железо иегосплавы; цветные –алюминий, медь, свинец, олово,серебро, цинк)
– Какие металлы называют микроэлементами? (Металлы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в низких концентрациях –железо, кальций, натрий, магний, медь, алюминий, цинк, молибден, кобальт)
– Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
– Какой металл входит в состав костной ткани? (Кальций)
– Какие металлы называют тяжелыми и легкими? (Тяжелые – плотность больше
5 г/ см3, легкие – плотность меньше 5 г/ см3)

5) Химические свойства (Приложение 1, слайд 7)

  • Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

Учащиеся выполняют в тетрадях задание, сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы. (Приложение 1, слайд 8)

1) Na + HOH ––> … +…
2) Fe + Cu SO4 ––> … + …
3) Zn + HCl ––> … + …
4) Mg + O2 ––> …
5) Ca + S ––> …
6) Al + Cl2 ––> …

  • Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Выполняют в тетрадях задание, сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют. (Приложение 1, слайд 9)

Al ––> Al2O3 ––> AlCl3 ––> Al (OH)3 ––> Al2O3 ––> ––> Al2(SO4)3

6) Биологическая роль металлов (Приложение 1, слайд 10)

Учитель: В организме человека находятся 81 химический элемент. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов. Рассматриваем биологическую роль некоторых металлов в организме человека.

(Учащиеся заранее готовятинформацию о биологическом роле металлов ивыступают перед классом)

1-й ученик: Средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос.

2-й ученик: В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинно-мозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

3-й ученик: Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.
Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

4-й ученик: Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.

5-й ученик: В организме содержится 3 г железа, из них 2 г – в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости».

6-й ученик: Алюминий содержится в легких, печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительные ферменты и нервную систему. Цинк входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене».

7) Знаете ли вы? (Приложение 1, слайд 11)

Учитель. В таблице приведены сведения о содержании металлов в картофеле. Поскольку картофель мы съедаем, то все металлы, содержащиеся в нем, попадают в наш организм.

(Работа по таблице «Содержание металлов в картофеле»)

8) Влияние металлов на окраску растений (Приложение 1, слайд 12)

Учитель. Повышенное содержание в почве некоторых металлов изменяет обычную для растений окраску цветов и листьев (таблица на 12 слайде) Так, избыток меди вызывает появление синих и голубых тонов: лепестки роз голубеют. Если много марганца, то он придает цветам красную и розовую окраску, не свойственную им в обычных условиях. Никель обесцвечивает цветы.
В горах Армении найдены красивые махровые маки с черными пятнами на ярко – красных лепестках. Под маками оказалось месторождение молибдена, который и «нарисовал» черные узоры.

9) Вредное влияние металлов и их соединений на организм человека (Приложение 1, слайд 13)

Учитель. Металлы и их соединения действуют на организм человека патологически: они вызывают различные заболевания, в некоторых случаях возможен летальный исход.

(Учащиеся рассказывают о вредном влиянии некоторых металлов на организм человека)

1-й ученик: Свинец накапливается в костной ткани , печени, почках. Ядовит, вызывает изменения в нервной ткани и кровеносных сосудах. Острое отравление сопровождается сильными болями в области живота или в суставах, судорогами, галлюцинациями, страшными сновидениями, потерей сознания».

2-й ученик: Марганец действует на организм через органы дыхания. Поражает центральную нервную систему, почки, органы кровообращения и легкие. Острое отравление приводит к смерти. Накапливается в печени».

3-й ученик: Хром действует на слизистые оболочки, вызывая прободение носовой перегородки. Вызывает голвную боль, слабость, похудение, диспепсию, дерматиты, гепатит, бронхиальную астму».

4-й ученик: Ртуть поражает ЦНС, кору головного мозга. Связывает белки, в результате нарушается клеточное дыхание. Отравление проявляется металлическим вкусом во рту, жгучими болями в пищеводе и желудке, рвотой и кровавым поносом. Через 5-10 суток наступает смерть. Накапливается в печени и почках».

5-й ученик: Медь накапливается в печени. Вызывает тошноту, рвоту, понос, проявляется зеленой каймой на деснах и зеленой окраской волос.

6-й ученик: Никель поражает легкие, кожу, наблюдаются носовые кровотечения, прободение перегородки носа. Вызывает рак легких».

10) Тестовые задания (Приложение 1, слайды 14-15)

На компьютере написаны тестовые задания и ответы. Нужно выбрать правильные ответы и сверить правильность ответов по компьютеру (Приложение 1, слайд 16)

1. Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba:

а) не изменяются,
б) ослабевают,
в) усиливаются,
г) изменяются периодически

2. Сталь – это сплав:

а) марганца с хлором,
б) никеля с кремнием,
в) фосфора с серой,
г) железа с углеродом.

3. Реагирует с водой при комнатной температуре:

а) железо,
б) цинк,
в) медь,
г) кальций.

4. Широко используется в электротехнике:

а) железо,
б) медь,
в) литий,
г) кальций.

5. Не реагирует с водой даже при нагревании:

а) магний,
б) цинк,
в) железо,
г) медь.

6. Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na:

а) не изменяются,
б) ослабевают,
в) усиливаются,
г) изменяются периодически.

7. Бронза – это сплав:

а) цинка с оловом,
б) алюминия с марганцем,
в) железа с фосфором,
г) меди с оловом.

11) Задания (Приложение 1, слайд 17)

Выполняют задания в тетрадях, сверяют правильность ответов по компьютеру. (Приложение 1, слайды 18-19)

– Какой объем (н.у.) оксида углерода (IV) выделится при взаимодействии соляной кислоты с 50 г минерала сидерита, содержащего 80 % FeCO3?

Fe ––> FeSO4 ––> Fe (OH)2 ––> ––> Fe (OH)3 ––> FeCl3

III. Итог урока

Учитель. На этом уроке мы закрепили, обобщили материалы по теме “Металлы”. На уроке все были активны. Материал усвоили хорошо. Дали правильные ответы на тестовые задания. Молодцы!

(Учитель комментирует оценки учащихся)

IV. Домашнее задание

Записывают в тетради задания с компьютера (Приложение 1, слайд 20)

– Подобрать интересные материалы о металлах.

Задача. К раствору, содержащему 32 г сульфата меди (II), прибавили 28 г железных стружек. Какая масса меди выделится при этом?

Fe ––> Fe (OH)3 ––>Fe2O3 ––> Fe