Учусь общаться

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (561 кБ)


Продолжительность: 40 минут.

Аудитория: 9–10 лет.

Количество участников: 20–25 человек.

Формы проведения: разгадывание кроссворда, беседа, игра, упражнение, чтение “Сказки про гвозди”, работа в малых подгруппах.

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

  • Раскрыть понятие “общение”, “агрессивное поведение”;
  • Объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципа: “Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе”;
  • Проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;
  • Способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;
  • Дать ребятам возможность находить конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: кроссворд, конверты с пословицами, ограниченная плоскость, “Сказка про гвозди”,

План:

  1. Организационный момент.
  2. Разгадывание кроссворда.
  3. Упражнение: “Перевртыши”. Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие “общение”.
  4. Упражнение: “Приятное и неприятное общение” Цель: научить детей распознавать состояние человека.
  5. Упражнение: “Встреча на узком мостике”. Цель: проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения.
  6. Чтение: “Сказка про гвозди”. Цель: способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками.
  7. Упражнение: “Как поступишь ты?”. Цель: показать на примере возможность находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
  8. Заключение. Подведение итогов.

Ожидаемый результат: понимание учащимися личной ответственности за свои слова, поступки.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема занятия. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:

2. Разгадывание кроссворда.

Загадки [3]

  1. Вот гора, а у горы
    Две глубокие норы.
    В этих норах воздух бродит,
    То заходит, то выходит. (Нос.)
     
  2. Если ты удивишься,
    Они поднимутся.
    Если ты рассердишься,
    Они сдвинутся. (Брови.)
     
  3. Костяная спинка,
    Жесткая щетинка,
    С мятной пастой дружит,
    Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
     
  4. Вокруг двух озер камыш растет. (Ресницы.)
     
  5. Мы на них стоим и пляшем.
    Ну, а если им прикажем,
    Нас они бегом несут,
    Подскажи, как их зовут? (Ноги.)
     
  6. Возводят дома, засевают поля,
    И косят, и держат штурвал корабля,
    Из струн высекают чудесные звуки,
    И хлеб выпекают умелые …(Руки.)
     
  7. Вытираю я, стараюсь
    После бани паренька.
    Все намокло, все измялось –
    Нет сухого уголка. (Полотенце.)

Вывод: Ребята. Давайте внимательно посмотрим, какое слово получилось из выделенных букв? Правильно, это слово “Общение”.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия “Учусь общаться”.

Ребята, давайте посмотрим, что говорит народная мудрость об общение.

3. Игра: “Перевертыши”. [1],[2]

Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие “общение”.

Инструкция: детям предлагается, расшифровать, прочитать и объяснить смысл народных пословиц об общении.

Материал: магниты, зашифрованные пословицы.

Ход: Работать будем парами. В конвертах находятся пословицы, вам необходимо расшифровать пословицу. Выполнив задание, один из вас зачитывает и объясняет ее значение. Остальные ребята внимательно слушают и дополняют.

  1. броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
  2. тО родобго васло зыкя ен унетсох. (От доброго слова язык не усохнет).
  3. воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
  4. аЗ имтво комзыя ен пеепосшь комсибо. (За твоим языком не поспеешь босиком).
  5. воСло ен ларест, а дцесер нират. (Слово не стрела, а сердце ранит).
  6. шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
  7. С бойто говаразватьри, точ думе тьсяпина. (С тобой разговаривать, что меду напиться).
  8. тоК гомно ритвого, отт лома етладе. (Кто много говорит, тот мало делает).
  9. доеХу восло и кимслад домме ен пьзаешь. (Худое слово и сладким медом не запьешь).
  10. ковоеЛас восло и тькос митло. (Ласковое слово и кость ломит).
  11. еН дносты чатьмол, лико гочене тьзаска.(Не стыдно молчать, коли нечего сказать).
  12. нееЛиш риготьво– бесе тьдивре. (Лишнее говорить – себе вредить).
  13. шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).
  14. аН вахсло, акк ан ляхгус, а укр ен майдыпо. (На словах, как на гуслях, а рук не подымай).

Вывод: Ребята, теперь, когда мы познакомились с народными пословицами, ответьте на вопрос: “Как вы понимаете слово “Общение”?

Обсуждение.

Совершено, верно, общение – это когда разные люди обсуждают какой-то объект, предмет, явление, то, что их всех интересуют.

Но общение бывает разное. Иногда – приятное, а иногда неприятное.

4. Упражнение: “Приятное и неприятное общение”. (Приложение 1.)

Цель: научить детей распознавать состояние человека.

Материалы: картинки людей, в различных ситуациях.

Ход: Ведущий раздает картинки людей в различных ситуациях. Задача детей определить, какое настроение и состояние у человека, изображенного на картинке.

Обсуждение: легко ли понять состояние человека, глядя на него. Что мы должны делать, если у человека плохое, грустное настроение; если хорошее.

Сейчас я вашему вниманию хотела предложить выполнить упражнение под названием “Встреча на узком мостике”.

5. Упражнение: “Встреча на узком мостике”.

Цель: с помощью данного упражнения пережить модель конфликтной ситуации и проанализировать ее как неэффективную.

Материал: гимнастическая скамейка или же полоска белой бумаги длиной 1,5–2м, шириной 21см.

– Ребята, мне необходимо 2 смельчака.
– Ребята представьте, что вы идете на встречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутом над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть в воду. (Одновременно функционируют 2–3 мостика.)

Вопрос:

  • Какие чувства вы испытывали при выполнении данного упражнения?
  • Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
  • Кто же оказался в выигрыше? Почему?
  • Чем упавшие “в воду” пары отличались от тех, кто успешно преодолел трудную ситуацию?

Вывод: Ребята, конечно же, вы поняли, что в выигрыше у нас оказались не те, кто стремились пройти сами. А я уверенна, что вы считаете также как и я те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру. Точно так же бывает и в жизни. Кто-то из нас договаривается, кто-то идет на пролом, сталкиваясь друг с другом, т.е. на конфликт.

Послушайте историю “Сказка про гвозди

6. Рассказывание: “Сказка о гвоздях”. [1], [2] (Приложение 2.)

Обсуждение.

Вопросы:

  • Ребята, какой был мальчик?
  • Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
  • Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
  • Почему он вытащил гвозди из столба?
  • Что сказал отец сыну?
  • В чем смысл фразы: “сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей?
  • Что посоветовал отец?

Вывод: Итак, сейчас ребята мы с вами поговорили о том, что необходимо контролировать свои эмоции, об умении строить гармоничные отношения между людьми, проявлять толерантность к другим людям, стараться избегать конфликтных ситуаций. Но в жизни может произойти разное. А всегда ли конфликт имеет негативные последствия.

Вопрос: – Скажите, что такое конфликт?

Конфликт – противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений.

В китайском языке слово конфликт состоит из 2-х иероглифов один – символизирует зло, разрушение, а другое – добро.

Вопрос: – Ребята, скажите, возможно, ли в жизни полностью избежать конфликтов?

– Если же между друзьями, сверстниками возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец?

Вывод: Итак, мы с вами ребята поняли, что конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущей, на первый взгляд своей негативной окраске они часто приводят к созданию нового более совершенного способа взаимодействия друг с другом, выводят людей на новую ступень взаимоотношений, учит их принимать конфликт и выходить из него позитивно

7. Упражнение: “Как поступишь ты?”. (Приложение 3.)

Цель: показать на примере возможность находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.

Материал: карточки с ситуациями.

Инструкция: Ребята, вам необходимо прочитать, подумать и найти такой выход из ситуации, чтобы максимально учитывались интересы сторон. Через 5–7минут вам необходимо представить варианты решения ситуаций.

Материал: карточки с ситуациями.

8. Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих тебе людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: “Не делаешь ли ты зла, неудобства людям”? Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: “Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе.

Спасибо за урок!
Спасибо за работу, всего доброго!

Список рекомендуемой литературы:

  1. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
  4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.
  5. Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.
  6. В. Петрова. Азбука нравственного воспитания (2 кл)//Воспитание школьников 4/2006, с. 26.
  7. Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.