Цели урока:
- формировать умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов, определять спряжения;
- воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.
Оборудование: медиапроектор, Презентация 1, карточки с тестами, карточки для работы в группах и парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой (на фоне музыки).
Послушайте стихотворение Вадима Шефнера.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. (Слайд)
– Ребята, Вы, наверное, обратили внимание на слова в последней строке стихотворения, которые наполняют душу каждого россиянина силой, мощью, величием, гордостью. Сегодня на уроке мы с Вами будем не только заниматься вопросами русского языка, но и вспомним, как наши предки, храбро и самоотверженно вернули независимость нашему государству.
3. А работать на уроке мы будем под девизом “Никто не знает так много, как все мы вместе”.
– Внимание на экран. (Слайд) Перед Вами галерея известных личностей, оставивших яркий след в истории России. Вспомнив их имена, мы повторим и некоторые правила русского языка.
4. Начнем наш урок с минуты чистописания. (Слайд)
Дд радость (пишем за учителем).
– От чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результатов своей работы.)
Да, Вы правы. Радость это чувство удовлетворения. Она облегчает труд и в школе.
Запишем предложения: Где труд, там и радость.
– Что мы записали? (Пословицу.)
– Как Вы понимаете смысл этой пословицы?
(Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие.)
– Подберите однокоренные слова к слову радость.
На доске: радостный, радостно, радовать
– Что Вы скажете про последнее слово? Какой частью речи оно является.
(Глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать?)
– Почему он так называется? (Нельзя определить время, число, лицо.)
– А что может рассказать о себе глагол? (Ответы детей.)
5. А как вы думаете, какая тема урока сегодня по русскому языку. (Слайд).
(Учащиеся формулируют, после чего открываю запись на доске.)
6. Обратите внимание на проблемы урока, которые нам предстоит решить: (Слайд).
1) Неопределенная форма глагола.
2) Глаголы настоящего времени.
3) Спряжение глагола.
7. На экране текст. (Слайд). Прочитайте и определите о ком идет речь.
Чтобы крепче сплотить Русь, в … году … ввёл единую веру – христианскую. Её цель – призвать всех верующих жить в мире и согласии, быть честными, почитать старших, жить скромно, терпеливо сносить трудности жизни. (Ответы детей, какие его заслуги перед Русью.)
Задания: (коллективное)
Из текста выписать глаголы неопределенной формы, указать суффикс.
Проверка.
– Проблема номер 1 решена.
8. На экране А. Невский. (Слайд). Что о нем известно ? (Ответы детей.)
Задание (в парах) тексты на партах. Поставить глаголы в настоящее время, определить спряжение.
В 1240 году войско шведов (входить) на кораблях в воды Балтийского моря и (высадиться) на берегу реки Невы. Новгород (строить) и (снаряжать) войско. Во главе его (встать) 18-летний князь Александр. Мы (называть) его после этой победы Невским.
Проверка.
– Проблема номер 2 решена.
9. Работа в группах. (Три вида текстов на партах.)
а) Задание: выписать глаголы указать спряжение.
Войско Мамая было почти в 2 раза больше войска князя Дмитрия. Но русская дружина принимает бой. Князь Дмитрий ставит один полк в засаде в соседнем лесу, снимает княжеские доспехи и встаёт в строй вместе с рядовыми воинами.
б) Задание: выписать глаголы, поработать с предложением (2) найти грамматическую основу.
По обычаям того времени начинает бой поединок богатырей. Так и в этой битве сражаются татарский богатырь Челубей и русский монах-воин Пересвет. Пронзает один другого копьём, оба падают замертво, начинается битва. Татарская конница обрушивает на пешие русские войска свои сабли.
в) Задание: вставить пропущенные окончания глаголов, определить спряжение, разобрать предложение.
Известие о победе восхища… жителей всех княжеств Руси. Народ
встреча… Дмитрия Донского с восторгом, как освободителя отечества от власти
варваров. Эта победа
имеет большое значение, она восстанавлива…в народе веру в свои
силы и доказыва…, что сила в единстве.
Проверка. (Слайд). Проблема № 3 решена.
10. Все эти сведения из истории дошли до нас, благодаря тому, что есть книги. Давайте вспомним вместе с Вами, как появилась книга на Руси, кто её впервые напечатал? (Ответы детей.) (Слайд.)
11. Работа по учебнику упражнение № 431. (Самостоятельно в тетради.)
Подведение итогов урока. (Девиз, тема, проблемы).Галерея исторических личностей. (Слайд).
Тест: (Ключевое слово – глагол)
1. Глагол обозначает:
Д – признак предмета
Г – действие предмета
2. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы:
Е – что делает? что делают?
Л – что делать? что сделать?
3. Глагол имеет:
К – три склонения.
А – два спряжения.
4. В предложении является:
Р – второстепенным членам.
Г – главным членам.
5. В каком времени изменяется по родам:
О – прошедшее
В – будущее
У – настоящее.
6. Глагол смотреть в третьем лице единственного числа имеет окончание:
Л – ит.
Ш – ет.
12. Удалось ли решить проблемы урока? (Подробно.)
13. Рефлексия. (Слайд).
14. Оценки за урок. Домашнее задание.
15. Чтение стихотворения (учителем). (Слайд).
Сначала время благосклонно к нам
И вместе с молодостью в изобилье
Рукам дарует силу, свет – глазам.
Уму дает мечту и сердцу – крылья.
Оно нам зажигает свет зари.
В весеннем небе зажигает звезды.
И каждому из нас твердит: “Твори!”
Дерзай, лети, ты для полета создан!
Расул Гамзатов