Леса России. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36 МБ)


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
  • ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
  • познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” 4 класс, рабочая тетрадь,
  • гербарий,
  • Красная книга России,
  • фотографии и картинки с изображением животных и растений,
  • “Знаки охраны природы”,
  • видеопроектор.

План урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка знаний и умений.
  3. Работа над новой темой.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа по теме.
  6. Закрепление.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,
Загадку нам надо сейчас отгадать.

(Слайд 3. Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.

(Дети отгадывают загадку. Слайд 4).

– Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – “Леса России” (записать на доске).
– А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)
– В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт. Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.

2. Проверка знаний и умений.

а) Фронтальная работа.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
– Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
– Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? Я приглашаю вас побывать на выставке детских работ, которая называется “Тундра глазами детей”. (Заслушиваются ответы учеников и дополнения авторов рисунков. Дети подготовили не только рисунки, но и интересные факты о растениях и животных зоны тундры.)

б) Графический диктант.

Условные обозначения: + – да, – – нет.

– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
– Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)
– В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
– В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
– Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
– Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)
– Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
– Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
– В тундре добывают нефть и природный газ. (+)
– Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)

(Ответы: + + – – – + – + + -)

3. Работа над новой темой.

(Слайд 5. Звучит музыка.) Приложение 1

– Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обозначена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

– Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Добрый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
– А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
– На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
– Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?

(Работа в группах.)

Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель “От земли до неба”, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Деревья”, гербарий.

План выступления первой группы:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Этажи леса (Слайд 6.)
  4. Что общего у всех растений тайги?
  5. Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.

Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколиственных лесов. Информация взята из тех же источников.

План выступления второй группы:

  1. Типы лесов (Слайд 7.)
  2. Какие леса называют смешанными?
  3. Какие леса называют широколиственными?
  4. Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.
  5. Растения, занесённые в Красную книгу.

4. Физкультминутка.

– Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем учеников из третьей группы, проведём разминку.

Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)

Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания – руки в стороны и вверх.)

5. Работа по теме.

Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии “Я познаю мир. Животные”, детская энциклопедия “Мир леса”, демонстрационный материал “Дикие животные России”.

План выступления третьей группы:

  1. Кто живёт в лесу? (Слайд 8.)
  2. Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с использованием демонстрационного материала.
  3. Животные, которые занесены в Красную книгу.

Работа в рабочей тетради.

Задание № 1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка.)

Задание № 2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (Работа в парах.)

Задание № 3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю.)

6. Закрепление.

(Слайд 9,10. Учитель читает стихотворение С. Никулина “Русский лес”).

– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас должен был дома придумать и нарисовать “Знак охраны природы”.

(Дети показывают знак и объясняют его.)

– Какой же лес без гомона птиц? (Диск “Голоса птиц”.)
– Чьи голоса вы узнали?
– Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.

(Два ученика работают у доски. Проверка.)

– Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. (Слайд 11, 12.) Вам предстоит узнать ка-кую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возникают по вине человека.

7. Подведение итогов урока.

– Какие леса входят в зону лесов?

(Слайд 13.) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.

Выставление оценок.

Домашнее задание. С. 98–105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32–34.