Цели урока:
- Сформировать у обучающихся понятия “программное обеспечение”, “операционная система”;
- Указать на виды программного обеспечения и назначение;
- Познакомить обучающихся с видами, назначением, составом и этапами загрузки операционной системы.
Обучающиеся должны знать:
- виды программного обеспечения;
- назначение основных видов программного обеспечения;
- определение операционной системы, виды, назначение, состав, этапы загрузки;
- принципы операционной системы Windows.
Обучающиеся должны уметь:
- различать программное обеспечение по назначению;
- сопоставлять программное обеспечение и определенный вид профессиональной деятельности человека;
- различать операционные системы;
- проследить этапы загрузки операционной системы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Комбинированный.
Форма работы:
- Объяснении нового материала – фронтальная работа;
- Проверка знаний усвоенных на уроке.
Оборудование:
Программное обеспечение: Microsoft office PowerPoint.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей урока.
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала.
- Проверка знаний усвоенных на уроке.
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя
II. Постановка целей урока.
- Как компьютер обрабатывает информацию?
- Язык, на котором “думает” компьютер – какой он?
- Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
- Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
- Как компьютер передает и получает информацию?
- Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?
III. Актуализация знаний.
- Как компьютер передает и получает информацию?
- Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?
- Какие виды программного обеспечения являются базовыми?
- Без какой системной программы работа компьютера невозможна?
IV. Объяснение нового материала.
Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.
Компьютер (ПК) – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек.
Для того чтобы ПК мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия.
Научит – значить построить работу ПК по инструкции, в которой указано, что надо делать.
Инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном ПК, такая инструкция называется программой.
Которая написана на языке понятном ПК, т.е. на машинном языке представленный единицами и нулями. Итак,
Программа – это последовательность команд, которую выполняет ПК в процессе обработки информации.
Деятельность человека по созданию программ называется – программированием, а люди называются – программистами.
Программы создавались в течение нескольких десятилетий и поэтому сегодня их насчитывают огромное количество. Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.
Программное обеспечение (ПО) – все многообразие программ, используемых в современном ПК.
Таким образом, для обработки информации на ПК необходимо не только аппаратное обеспечение “hardware” - устройства компьютерной системы, но и программное обеспечение “software”, которое наделяет ПК мыслями и интеллектом.
Классификация ПО.
Системное ПО - является основным ПО, неотъемленной частью ПК. Именно системное ПО руководит сложной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.
Прикладное ПО - предназначено для выполнения конкретных задач пользователя, не прибегая к программированию (текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица и др.)
Инструментальное программирование - это средство, предназначенное для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования (Паскаль, С, С++ и др.).
Кроме вышеприведенной классификации все ПО можно систематизировать по другому параметру, а именно по длительности нахождения в оперативной памяти компьютера. Различают: резидентные программы и нерезидентные программы.
Резидентные программы – это программы, на протяжении всей работы компьютера находящиеся в его оперативной памяти. Т.к. эти программы на протяжении всего периода включения компьютерной системы следят за ее состоянием (например, операционная система, антивирусная программа).
Нерезидентные программы – это программы, которые по окончании своей работы выгружаются полностью или частично из ОЗУ (например, прикладные программы).
Вывод:
1. ПК работает с информацией по алгоритму, который задается программой, а программа в свою очередь написана на языке понятном компьютеру.
2. Для того чтобы ПК мог работать с информацией необходимо не только аппаратное обеспечение – устройства компьютерной системы, но и программное обеспечение которое наделяет ПК мыслями и интеллектом.
3. ПО делится на: системное, прикладное и инструментальное программирование.
4. ПО систематизируется по длительности нахождения в оперативной памяти компьютера на резидентные программы и нерезидентные программы
V. Проверка знаний усвоенных на уроке
Впишите пропущенные слова в предложениях:
1. Компьютер без программ – это бесполезный хлам, груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом, советчиком.
2. Программирование – деятельность человека по созданию программы.
3. Для обработки информации на компьютере необходимо иметь не только аппаратное обеспечение - устройства компьютерной системы (“hardware”), но и программное обеспечение (“software”), которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.
4. Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.
5. Наиболее дружественно пользователю системное ПО.
Оценка
“5” - все слова или словосочетания вписаны правильно;
“4” - не вписаны два слова или словосочетания;
“3” - не вписаны три слова или словосочетания;
“2” - не вписано более трех слов или словосочетаний.
VI. Домашнее задание
1. Выучить основные определения и понятия.
2. Учебник §2.4, устно ответить на вопросы для размышления.
Операционная система
Прежде чем перейдем к рассмотрению данной темы проверим наши знания усвоенные на предыдущем уроке.
I. Проверка домашнего задания
Найдите и исправьте ошибки в предложениях:
1. Самые первые программы разрабатывались непосредственно на объектно-ориентированном (машинном) языке, и (не), все люди могли заниматься их разработкой, а не (только) профессиональные программисты.
2. Программа – это последовательность команд, которую выполняет ПК в процессе хранения (обработки) информации.
3. Все используемые в компьютере программы называются аппаратным обеспечением (программным обеспечением).
4. Прикладное ПО (Системное ПО)руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы как на аппаратном уровне, так и на программном уровне.
5. Системные программы (Инструментальное программирование) – это средства, предназначенные для создания ПО.
Оценка.
“5” - все слова или словосочетания вписаны правильно;
“4” - не вписаны два слова или словосочетания;
“3” - не вписаны три слова или словосочетания;
“2” - не вписано более трех слов или словосочетаний.
II. Постановка целей урока.
1. Как можно комфортно общаться с ПК, не зная его языка?
2. ПК без операционной системы: может ли быть такое?
3. Почему операционная система Windows является самой популярной у пользователей?
Итак, основной системной программой, без которой невозможно комфортное общение с компьютером, является программа, которая называется “операционная система” (ОС).
III. Объяснение нового материала.
Операционная система – это самая главная программа.
Операционная система (ОС) – комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.
ОС хранится на жестком диске, а также может хранится на специальной системной дискете или компакт-диске.
Функции ОС:
1. Организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере.
2. Обеспечение хранения информации во внешней памяти и обмен с устройствами ввода-вывода, т.е. ОС отвечает за правильный ввод информации с устройства ввода и ее вывод на монитор, принтер и т.д., а также за правильное распределение информации на дисках внешней памяти.
3. Реакция на ошибки и аварийные ситуации.
4. Осуществление диалога и общения с пользователем.
Операционная система является достаточно сложно организованной программой, и более уместно будет говорить о ней, как о целом комплексе программ.
Структура операционной системы:
Ядро – переводит команды с языка программ на язык “машинных кодов”, понятный компьютеру.
Драйверы – программы, управляющие устройствами.
Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.
Дополнительный материал.
Обучающимся раздается дополнительный материал с которым знакомятся на уроке. (Приложение 1).
Операционная система Windows.
ОС, с которой мы работаем называется Windows.
Такое название эта ОС получила в связи с тем, что основным средством общения с пользователем в ней являются различные типы окон (“окно” по анг. “Windows”).
Сегодня она считается “системной – номер один” во всем мире.
Программы, которые работают под управлением Windows, называются приложениями.
Приложение - это программа, работающая под управлением Windows.
Некоторые принципы ОС Windows:
1. Windows “умеет” работать со всеми современными и менее используемые устройствами и программами. Подключение таких устройств происходит автоматически. ОС сама “узнает”, что установлено в компьютере, и настраивается на работу с новым оборудованием. Такой принцип работы получил название Plug and play (подключи и используй).
2. Другим достоинством этой ОС является унифицированный пользовательский интерфейс (способ общения), благодаря которому в различных программах сохраняются одинаковые принципы управления их работой, а также выполнять операции можно несколькими способами, среди которых можно выбрать лично удобный. Например, несколько способов изменения размеров окна (кнопки Развернуть и Восстановить, протягивание за рамки окна, двойной щелчок на заголовке окна).
3. Единый программный интерфейс позволяет создавать информацию в одних приложениях и переносить ее в другие. Например откройте Paint с каким-нибудь рисунком и MS Word с текстом и перенесите рисунок из графического документа в текстовый.
4. Следующий принцип, заложенный в Windows – это принцип, за счет которого на принтере формируется такое же изображение, как на экране монитора (What You See Is What You Get).
Можно показать текст на экране монитора и на листе бумаги и укажите на их идентичность.
Этапы загрузки ОС:
Включение или запуск компьютера – это самый ответственный момент его работы. В первую очередь необходимо загрузить ОС в оперативную память.
1. Первую свою команду ПК получает от ПЗУ – микросхемы, которые расположены на материнской плате, питаются от батарейки, и поэтому записанные в ней программы не стираются после выключения компьютера.
Именно в ПЗУ обращается процессор в момент включения и делает это всегда и автоматически.
В ПЗУ находятся программы тестирования компьютера BIOS.
Работа BIOS отображается на экране белыми бегущими строками. В этот момент ПК проверяет свои устройства – оперативную память, жесткий диск и дисководы других дисков, наличие клавиатуры и других устройств.
Если что-то не работает, BIOS докладывает о неисправности, иначе заканчивает свою работу и дает команду загрузить с жесткого диска в оперативную память специальную программу.
2. Эта программа находится в специальном загрузочном секторе диска и называется Master Boot (загрузчик ОС).
Она очень маленькая и ее основное назначение – считать в ОЗУ операционную систему с системного диска.
Если системные диски отсутствуют в ПК, на экране монитора появляется сообщение Non system disk и загрузка ОС прекращается, ПК остается неработоспособным.
Если же все в порядке, загрузчик считывает ОС с диска в оперативную память.
3. После окончания загрузки ОС управления передается командному процессору и на экране появляется графический интерфейс. Отныне все, что мы делаем с компьютером, происходит под управлением операционной системы.
Вопросы:
1. Для чего необходима операционная система?
2. Какова структура операционной системы?
3. Каковы основные этапы загрузки компьютера?
4. Какие операционные системы вы знаете?
5. Выучить основные определения и понятия.
IV. Подведение итогов урока.
Оценивается работа класса и называются обучающиеся отличившиеся на уроке.
V. Домашнее задание.
1. Учебник §2.4-2.5, устно ответить на вопросы для размышления.
2. Используя новые термины и понятия предыдущего и сегодняшнего урока, составьте кроссворд.
Оформите на отдельном листе в нескольких экземплярах.
(Можно в электронном варианте)