“И близких всех душа не позабудет…”.
Н. Рубцов
I. Задачи:
- обсуждение круга вопросов, которые надо осветить в творческое работе;
- собрание материала к сочинению;
- повторение лексики на тему “Обрамление”, “Композиция рассказа”;
- обогащение словарного запаса с учетом специфики сочинения;
- осуществление работы по предупреждению возможных речевых и грамматических ошибок;
- выбор формы сочинения по данной теме (повествование от 1 или 3 лица).
II. Цели.
- Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению на тему “Рассказы взрослых” в форме рассказа на основе услышанного.
- Ознакомить учащихся с тем, как строится “рассказ в рассказе”; подготовить к сочинению с введением обрамления и с изменением лица рассказчика. Продолжить знакомство с понятием обрамления в рассказе.
- Развивать монологическую и диалогическую речь, формировать умение самостоятельно составлять рассказ с обрамлением, умение употреблять в рассказе о прошлом глаголы в настоящем времени.
- Формировать нормы правильной литературной речи. Совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
- Воспитывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркости.
- Научить отбирать нужный материал, отсекать ненужные подробности и детали, продумывать мотивированность действий, не упустить главные моменты.
- Воспитывать живой интерес к русскому слову, уважение к памяти, чувство гордости за взрослых членов своей семьи.
III. Оборудование.
- Презентация к уроку.
- Напечатанный текст с речевыми ошибками.
- Листы-памятки: “Как не надо писать”
IV. План урока.
- Сообщение темы урока.
- Проверка домашнего задания (рассказы, понятийный словарь).
- Актуализация знаний по теме “Рассказ на основе услышанного”.
- Составление рабочих материалов к рассказу с обрамлением.
- Закрепление навыков определения и создания обрамления.
- Написание сочинения в форме рассказа с обрамлением.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Память – одно из важнейших свойств человеческой жизни.
“Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага “обладает памятью”. Д.С. Лихачев.
Памятью обладают растения, деревья, камни, стекло, вода, птицы и конечно же, человек. Но у него особая память…
“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответный, и следовательно и неспособный на добрые дела, бескорыстные поступки”. Д.С. Лихачев
Когда человек становится таким (“беспамятным”), он становится равнодушным.
Спросите у себя: а всегда ли вы откликаетесь и по первому зову помогаете своим друзьям, родителям, другим близким родственникам?
Всегда ли вы добры к окружающим?
Всегда ли вы внимательны к людям? Не забываете ли вы поздороваться, поздравить с праздником?
Всегда ли вы милосердны?
Умеете ли сострадать?
Готовы ли вы к самопожертвованию ради других?
Д.С. Лихачев Утверждает, что без “памяти нет совести. Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям”.
Что же поможет нам преодолеть наше равнодушие к своим близким, да и к людям вообще?
Д.С. Лихачев считает, “что очень важно воспитывать в моральном климате семейной памяти”.
И помогут нам в этом “рассказы взрослых – это одно из важнейших “наглядных пособий” морального воспитания детей да и взрослых. Они воспитывают “Уважение к труду наших предков, к их семейным традициям, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам”.
Людей, особенно старшего возраста, пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим прожитым годам, по своей молодости, и это естественно. Но как бы иногда не хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно. А вот остановить мгновение жизни можно, и помогут нам в этом ваши рассказы из их воспоминаний.
Главная “высокая” цель нашего урока – развитие души, памяти – памяти о прошлом мам, пап, бабушек, дедушек – членов вашей семьи, рода, своей страны.
Отсюда вытекают и задачи.
(Сообщение учителем задач урока)
1. Я просила вас вечером, пообщайтесь с родными, расспросите родителей, бабушек, дедушек, других родственников о том, какой случай из их жизни им больше всего запомнился, попросить подробно рассказать о нем, выяснить все непонятное
- Давайте вспомним, что представляет собой рассказ?
Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком.
Воспоминания помогают нам представить, каким был человек.
В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть в это мгновение человек переживал радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, был удручен печальными событиями.
- Какова композиция рассказа?
Я думаю, что на сегодня вы собрали много интересных рассказов взрослых и сейчас я предлагаю с ними познакомиться.
Рассказы учеников (монологическая речь). Приложение №1
Редактирование выступлений.
2. Работа по предупреждению ошибок.
1) Подберите синонимы к словам.
Воспользуйтесь обязательно этими словосочетаниями.
2) Предупреждение речевых ошибок.
Язык вашего сочинения будет беден, невыразителен и неинтересен, если вы будете делать речевые ошибки.
Вспомним нашу памятку:
а) - Какие ошибки вы часто допускаете и какие ошибки не надо делать?
- Что вы будете делать при редактировании текста, чтобы избежать наиболее часто встречающуюся ошибку? (Подобрать синоним, заменить местоимением, по возможности исключить это из текста).
б) Коллективное редактирование текста: (на доске текст).
Эта встреча состоялась 1 сентября 1944 года, На встрече присутствовал мой дедушка.
(Повтор, лексическая несочетаемость слов), нарушение границ предложения).
Дети сначала сами находят ошибки, затем самостоятельно исправляют).
(Эта встреча состоялась 1 сентября 1944 года, на ней присутствовал (или вообще убрать) мой дедушка.)
(Убрать – звучит легче)
Взгляд маленького папы нежный, немного недоверчивый, смотревший на свою старшую сестру.
(Лексическая несочетаемость).
Исправлено: (Взгляд папы нежный, немного недоверчивый. Или: Маленький папа нежно и немного недоверчиво смотрит на свою старшую сестру)
Вот я снова смотрю на снимок, который уже видел, наверное, тысячу раз. На снимке запечатлены военные годы.
Исправлено: Вот я снова смотрю на снимок, который уже видел, наверное, тысячу раз. На нем запечатлены военные годы.
3. Актуализация знаний.
А) Беседа по повторению материала.
- Тематика сочинений? (ВОВ, история моей семьи, начало трудовой деятельности…)
- От какого лица ведется повествование? (От 1 или 3 лица)
- Чего в вашем сочинении не хватает? (Обрамления)
- Что такое обрамление? (Вступление и заключение)
- Его роль в нашем сочинении? (Для ввода рассказа в сочинение)
- Вспомните, выполняя какие работы, мы говорили об обрамлении? (В рассказе по сюжетным рисункам, при написании изложения “Экскурсия на завод” о Витьке Харитонове)
Б) Наблюдение над материалом худ. Отрывков.
- Найти в отрывках из текстов художественных произведений обрамление.
Примерные вопросы для анализа: что вы узнали из данного начала (или конца) о рассказчике (кто он?), о герое рассказа (кто он?), об обстоятельствах, при которых была рассказана эта история, о том, где, когда, почему (или для чего) она была рассказана?
Так, из вступления к первому рассказу ясно, что в нем пойдет речь о Гале, которую, очевидно, знают многие из тех, кто сидит у костра. Рассказывать будет Нина, Галина подруга, о том, что произошло в прошлой смене, в походе.
Вступление второго рассказа готовит нас к истории, которая покажет, что Валерка совсем не такой, каким кажется с первого взгляда.
“Рамка” может включать и заключение, в котором автор, если это необходимо, сообщит о судьбе рассказчика, о том, чем окончилась их встреча, и т.п.
- Из каких частей будет состоять сочинение-рассказ на основе услышанного? (Введение, рассказ, заключение)
Учеников надо ознакомить с особенностями введения услышанного рассказа в повествование, с обрамлением в таких рассказах. В “рамке” сообщается, где, когда, от кого, при каких обстоятельствах был услышан рассказ, характеризуется, если это необходимо, сам рассказчик. Автор может изложить услышанное от 1-го или от 3-го лица. Ведение рассказа от 1-го лица оживляет повествование, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь, при этом автор может выразить свое отношение и к рассказчику, и к другим персонажам, и к описываемым событиям.
- Каковы особенности написания формы рассказа на основе услышанного:
Вспомним особенности введения услышанного рассказа в повествование:
- где, когда, от кого, при каких обстоятельствах был услышан рассказ;
- характеристика рассказчика (если это необходимо);
- изложение услышанного от первого или третьего лица.
Сам рассказ: (“Услышанный рассказ”)
- завязка (событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий)
- кульминация (момент наивысшего напряжения и развития действия).
- Развязка (заключительное действие, которое явилось результатом развития событий).
Заключение.
4. Закрепление материала.
Составлении е обрамлений к своим сочинениям на черновике, проверка и комментирование работ. Чтение сочинений (отрывков) учеников с одновременным комментированием их учителем.
5. Итог.
- Что мы узнаем из обрамления о герое рассказа, рассказчике и обстоятельствах, при которых был услышан рассказ?
- Как связаны вступительная (вводная) и заключительная части рассказа?
Р.S. В рассказах с обрамлением всегда нужно помнить о рассказчике, особенно если рассказ ведется от его имени, и рассказывать о событии так, как это сделал бы он — старик или ребенок, образованный или малограмотный человек, спокойный или легковозбудимый и т.д.
В заключение ученики читают свои работы.
6. Домашнее задание. Памятка.
1) Написать сочинение на тему “Рассказ на основе услышанного”.
2) Можно придумать название свое, более оригинальное.“О чем рассказала мне бабушка”?
3) Напишите обязательно сначала на черновике.
4) Восстановите тот материал, над которым мы с вами работали.
5) Отредактируйте, как мы с вами всегда делаем.
6) Переписывайте в чистовик.
7. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы попробовали с вами вспомнить минувшее.
Вы обнаружили, что все, что рассказали взрослые, близко и дорого нам.
Чаще общайтесь со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения.
Разговариваете о них, вспоминайте о них!
Садитесь вечером рядом, рассматривайте слушайте воспоминания и расспрашивайте о них. Ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас.
Такие рассказы научат вас помнить близких; уважать их прошлое; помогут оживить образы ушедших от нас людей; или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.
Вы увидите, как станете добрее, внимательнее к людям, научитесь понимать людей, сочувствовать им, любить.
Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.