Цели урока:
Образовательные:
- формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
- обеспечить в ходе урока закрепление понятия – сумма n-первых членов арифметической прогрессии;
- продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств школьников, уделив особое внимание коллективизму;
- профориентация.
Развивающие:
- продолжить формирование правильной математической речи;
- развивать мышление путем анализа;
- содействовать развитию воли и настойчивости в учении путем решения практических задач;
- развивать интерес школьников к учению путем показа значимости изучаемых понятий для развития производства, введение в обучение деловых игр.
Тип урока: деловая игра.
Оборудование, наглядные пособия и раздаточный материал:
- компьютерная презентация «Сумма n- первых членов арифметической прогрессии»;
- Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2010.
- аудио магнитофон;
- аудиозапись Бетховен «Лунная соната»;
- репродукция гравюры А. Дюрера «Меланхолия»;
- таблички с названием групп;
- рисунки-задания для каждой группы;
- накладные для каждой группы.
Основные этапы урока:
- организационный;
- подготовка к активной деятельности на основном этапе урока;
- изучение нового материала;
- первичная проверка усвоения знаний;
- историческая пауза;
- закрепление знаний (работа в группах);
- контроль и проверка знаний;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Конспект урока
№ |
Содержание |
Деятельность |
|
Учителя |
Ученика |
||
1 |
Организационный Сегодня у нас необычный урок: на нем не только займемся выводом математических формул и вычислениями с их применением, а познакомимся с интересными математическими и историческими фактами, прикоснемся к миру прекрасного и попробуем ощутить себя в роли работников некоторых городских предприятий. |
Озвучивает цели урока (слайд 1) |
Слушают учителя |
2 |
Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока Перед тем как перейти к новому материалу вспомним уже известный материал об арифметической прогрессии:
С темой сегодняшнего урока связан интересный исторический факт из жизни немецкого математика Карла Гаусса. Когда Карлу было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал детям следующую задачу: «Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно». Каково же было удивление учителя, когда один из его учеников (а это был К. Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил!». Большинство учеников после долгих подсчетов ошиблись, а в тетради Гаусса были следующие записи: 1 + 2 + 3 + 4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+16+17+18+19+20 40+39+38+37+ . . . +23+ 22+21 41+41+41+41+ . . . +41+41+41 20 пар 41∙20 = 820 |
Озвучивает устные задания, следит за правильностью ответов (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) |
Решают устные задания, комментируя каждый шаг решения. Слушают. |
3 |
Изучение нового материала Но мы с вами взрослые люди и для вычисления суммы n – первых членов любой арифметической прогрессии нам необходима формула. Запишем сумму n- первых членов арифметической прогрессии двумя способами: Sn = a1 + a2 + a3 + . . . + an-1 + an Sn = an + an-1 + . . . + a2 + a1 По определению арифметической прогрессии можем записать Sn = a1 + (a1 + d) + (a1 + 2d) + . . . + (a1 + (n -1)d) Sn = an + (an - d) + (an - 2d) + . . . + (an - (n - 1)d) 2Sn = (a1 + an) + (a1 + an) + . . . + (a1 + an) – n-слагаемых 2Sn = (a1 + an)n Разделим обе части равенства на два, тогда формула для вычисления n-первых членов арифметической прогрессии имеет вид: Sn = n |
Комментирует вывод формулы суммы n- первых членов арифметической прогрессии. (слайд 5) (слайд 6) (слайд 7) |
Записывают формулу в рабочие тетради. |
4 |
Первичная проверка закрепления знаний Сейчас применим полученную формулу для вычисления суммы n-первых членов арифметической прогрессии. На доске, с полным оформлением, учащиеся выполняют №252(2),а 255(2) в рабочих тетрадях (с комментарием). |
Слушает комментарии учеников, выполняющие задания из учебника. |
Записывают условия и решения задач в рабочие тетради. |
5 |
Историческая пауза (минута релаксации) Как известно, музыка подчинена законам математики, но оказывается и в живописи присутствует математика. Один из учащихся класса подготовил сообщение о гравюре А. Дюрера «Меланхолия» и изображенном на гравюре магическом квадрате (во время этого сообщения тихо звучит «Лунная соната» Бетховена) (приложение №1). |
(слайд 8 ) (слайд 9) (слайд 10) |
Слушают сообщение одноклассника |
6 |
Закрепление знаний (работа в группах) Многие из вас уже задумывались над выбором будущей профессии и сейчас вы представите себя в одной из четырех специальностей: продавец, нефтяник, работник лесхоза, работник совхоза «Таежный». Каждая из четырех групп получает задачу с условиями в виде рисунка и заданием: вычислить объем затрат и стоимость той или иной продукции. Для этого каждая группа получает накладную или смету, в которую заносятся результаты вычислений (необходимое условие для вычислений – это применение формулы n-первых членов арифметической прогрессии). |
(слайды 11 по 18) Консультирует группы, у которых возникли какие либо вопросы по выполнению задания. |
Выполняют групповую работу, делая вычисления на отдельном бланке. |
7 |
Контроль и проверка знаний Бригадир каждой группы отчитывается о выполненной работе перед всем классом, в это время на слайдах высвечиваются результаты верно выполненных действий в виде заполненных смет или накладных. |
Оценивает работу каждой группы. (слайды 20 - 22) |
Сравнивают результаты своей работы с результатами, представленными на слайдах. |
8 |
Подведение итогов урока Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Подводя итоги урока, учитель знакомит учащихся с русской народной пословицей «Была бы охота – заладится всякая работа». |
Задает вопросы классу. (слайд 23) |
Делятся впечатлениями о том, что нового они узнали на уроке. |
9 |
Домашнее задание и его инструктаж Знать терему о Sn (стр. 134), 252(нечетные), 255(1), 264. |
Проговаривает домашнее задание и дает краткий инструктаж по его выполнению. |
Записывают домашнее задание в дневник. |