Навыки поиска работы

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • обучающая: дать представление о формах поиска работы; познакомить с видами документов, необходимыми для трудоустройства и особенностями их оформления; научить учащихся умению правильно вести себя на собеседовании;
  • воспитательная: формирование чувства уверенности в себе;
  • развивающая: развитие навыков делового общения.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд – лекция.

Вид учебной деятельности: групповое, индивидуальное.

Вид контроля: фронтальный опрос, выполнение практических заданий.

Методы обучения: беседа, объяснение, ролевая игра.

Оборудование: ПК, проектор; раздаточный материал – приложения 1,2,3.

Ход занятия

1. Мозговой штурм.

Вопрос учащимся: Какие имеются возможности у подростков для получения работы? – Учащиеся называют варианты трудоустройства, которые, по их мнению, подходят для данного возраста. Определить совместно с учащимися, где и как можно найти работу.

Назвать тему и цели занятия.

2. Объяснение нового материала:

2.1. Формы поиска работы могут быть разнообразными. (Слайд “Формы поиска работы”). Например, личные контакты с фирмами – по газетным объявлениям, по телефону, через знакомых. Также имеются и другие пути поиска работы – через специалистов, занимающихся кадровыми проблемами. Это могут быть центры труда и занятости или кадровые агентства. Безработный может подать и собственное объявление о поиске работы. Сейчас происходит бурный рост информационных возможностей Internet в сфере трудоустройства. Лучше воспользоваться информационно-поисковой системой Rambler. Ёе адрес: http//WWW.rambler.ru / (раздел “Работа”). В “Центре труда и занятости” нашего города установлен информационно-сенсорный терминал, который дает информацию о вакансиях, пособиях, а также справочную и юридическую. (Слайд “Информационно-сенсорный терминал”.)

Не следует считать, что нестабильность рынка труда характерна только для нашей страны в силу трудностей нынешнего переходного периода. Изменения идут повсеместно и нарастающим темпом. Практически ни в одной стране человек не может быть абсолютно уверен в сохранении имеющейся работы. Трудно даже специалистам предсказать перспективы развития рынка профессий. Поэтому главное сейчас – правильный подход к поиску работы и психологический настрой.

2.2. Этапы получения работы. Процесс получения работы можно разбить на четыре основных этапа, каждый из которых обязателен. (Слайд “Этапы получения работы”).

Прежде всего, необходимо поставить перед собой определенную реальную цель. В результате выполнения этого этапа вы должны будете четко представлять, какую работу и на каких условиях вам следует искать. Правильная формулировка цели – это уже 25% успеха.

Следующие 25% приходятся на выяснение того, как и где искать нужную Вам работу, подготовку информации о себе и доведение информации до потенциальных работодателей. Результатом второго этапа является получение вами приглашения на собеседование.

Ещё 25% успеха приходится на третий этап, который заключается в собеседовании и сопровождающих его испытаниях (например, тестировании) Результатом этого должно стать полученное вами приглашение на работу.

Четвертый этап, т.е. оставшиеся 25%, включают в себя обсуждение и заключение трудового контракта, прохождение испытательного срока и зачисление в постоянный штат организации. Только после этого можно говорить, что цель достигнута. Результат этого этапа – действительное получение работы, а не испытательный срок “на птичьих правах”.

2.3. Как правильно определить цели в поиске работы. Для того чтобы правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать, на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая предполагается оплата труда. Читайте местную и центральную прессу, смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и расспрашивайте знакомых.

При этом нужно быть психологически готовым к вполне возможным неудачам и, получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы способны к этому, то долго без работы не будете.

Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп. Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни раз. Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные попытки и имел достаточный запас психологической прочности для новых и новых экспериментов. Эдисон стал известным и богатым человеком. Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из них уроки, запасайтесь терпением и настойчивостью – и вы обязательно добьетесь успеха.

Определим восемь правил, о которых следует помнить при выборе работы и поиске рабочего места (Слайд “Восемь правил…”):

  1. Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение работы нужно бороться.
  2. Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке труда.
  3. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь из массы других людей, которые могли бы выполнить ту же работу, тем выше Ваши шансы.
  4. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую больше всего хотите.
  5. Если Вы определили для себя, какую работу ищите, объясните это всем. Чем больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше.
  6. Организации стремятся набирать победителей: преподносите себя как подарок судьбы их фирмам.
  7. Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 или более часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет её упорно искать.
  8. Настройтесь на то, что Вы можете получить сотни отказов. Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и, в какой-то из следующих попыток Вы добьетесь успеха.

2.4. Пути достижения успеха на рынке труда. Вы товар на рынке труда. Товару требуется реклама. Одно из самых мощных средств самомаркетинга на рынке труда – хорошее резюме, CV (“си-ви”, curriculum vitae – жизнеописание). Самая важная цель его написания – воздействие на работодателя, привлечение внимания к вам в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1–2 минуты. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий захотел с вами встретиться. Помните, что написанный вами текст определит в какой-то мере стиль и форму предстоящего собеседования, поскольку собеседник исходит из предложенной вами информации.

Всегда ли нужно составлять резюме? Не всегда – ведь это ваше личное дело. Но, хорошо составленное резюме полезно, прежде всего, для вас, тем самым Вы приводите в порядок свое представление о себе как о специалисте и о своих целях в поиске работы.

Итак, резюме – это текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А-4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно вас. Резюме должно удовлетворять следующим требованиям. (Приложение 1.) (Обсуждение требований с опорой на слайд “Требования к резюме”).

Разъяснение основных блоков резюме, их функциональное и смысловое значение с опорой на слайд “Резюме (план)”. (Приложение 1.)

Резюме также может включать: краткое описание квалификации и опыта работы; сведения об общественной деятельности; указание членства в профессиональных объединениях; упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или его можно считать серьезным личным достижением); сообщение о военной службе; указание готовности к разъездам и смене места жительства; указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем; сведения о рекомендациях. (Слайд “…+ к резюме”.)

Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо привлекает к вам интерес и является удобной отправной точкой для последующих личных контактов.

Практическая работа. Составление резюме по образцу (Слайд “Резюме (образец) Хафизовой А.А.”) (Приложение 2.)

2.5. Подготовка к встрече с работодателем.

Первым шагом в подготовке к собеседованию является “сбор информации”. Как можно больше узнайте о фирме или учреждении, в которое вы планируете наниматься. Если возможно, посетите организацию, и вы увидите, как выглядит офис организации, как одеты сотрудники. Возможно, все увиденное вам не понравится. Другим важным компонентом подготовки к собеседованию является правильная подготовка документов. Какие документы, необходимы при устройстве на работу? (Опора на слайд.)

Необходимые документы: паспорт, диплом об образовании и трудовая книжка (если есть), а так же:

  • Заявление на имя директора предприятия с просьбой о принятии на работу.
  • Автобиография, в которой кратко представлена общая информация об отдельных этапах жизни кандидата на вакантное место.
  • Копии документов, подтверждающих квалификацию на настоящее время (свидетельства об окончании учебных заведений, характеристики от прежних работодателей и др.)

Набор документов показывает, чем та или иная кандидатура отличается от других. Документы молодых начинающих специалистов, которые состоят из свидетельств об окончании школы, дипломов и стандартных автобиографий, часто воспринимаются, как “пустые” листы. Поэтому для представителей фирмы важны любые указания на прохождение производственной практики, работу во время каникул и иные занятия. Решающим для достижение успеха в поиске работы имеет внешний вид подаваемых документов.

Поэтому при устройстве на работу необходимо предоставлять аккуратные и хорошо оформленные документы. Очень важным для создания благоприятного впечатления о Вас является внешняя привлекательность подаваемых документов.

Как правильно оформлять документы.

(Пояснение с опорой на слайд.)

  1. Представлять только необходимые для приема на работу копии документов (за исключением копий свидетельств).
  2. Все копии должны иметь формат А4.
  3. Используйте простую белую бумагу.
  4. Слева и справа страницы оставлять поля по 3–4 см.
  5. Чаще делайте абзацы в тексте.
  6. Заявление должно быть написано чисто и без ошибок.
  7. В документах не должно быть опечаток, подтирок, орфографических ошибок, загнутых углов страниц.

Автобиография. Для начальников отдела кадров автобиография является важнейшим документом, который помогает быстро ознакомиться с кандидатом. И, основываясь на ней, после личного собеседования получить представление о будущем сотруднике.

Автобиография.

(Пояснение с опорой на слайд.)

Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
Семейное положение:
Профессиональное обучение (образование):
Предыдущие места работы:
Опыт профессиональной деятельности:

При написании автобиографии следует ограничиться кратким изложением.

Во многих учреждениях, при устройстве на работу, требуют от кандидата заполнить личную анкету. Содержание анкет разных фирм отличаются друг от друга, а также определяется постоянно меняющимся положением на рынке труда.

Практическая работа. Написание автобиографии (Приложение 2).

2.6. Собеседование. (Слайд “Собеседование”.) Важным моментом в любом собеседовании, как человек выглядит, во что он одет, так как первое впечатление о человеке запоминается надолго. Поэтому следует отнестись внимательно к своей внешности и тщательно подготовиться к появлению на собеседовании. Одежда не должна быть броской. Не должно быть небрежности, кандидат должен быть опрятным и ухоженным.

Следует быть очень пунктуальным. Не должно складываться впечатление о том, что кандидат очень торопился и пришел “весь в поту”.

Вы должны тщательно спланировать время своей поездки до места собеседования, и оставить, по крайней мере, 10 минут свободного времени для освоения в новой обстановке, мысленно сосредоточиться и подготовиться к ответам на ожидаемые вопросы. Любые оправдания – “автобус сломался”, “не смог найти улицу…” – создают неблагоприятные впечатление о кандидате. Это следует помнить.

Задача любого собеседования – определить, принесет ли пользу будущее сотрудничество для обеих сторон. В процессе личной беседы идет активный обмен информацией. Как работодатель, так и кандидат задают вопросы друг другу, с помощью которых они пытаются выяснить важные для них моменты.

Чаще всего работодатели задают стандартный перечень вопросов, поэтому для кандидата важно продумать заранее ответы на “дежурные” вопросы. (Приложение 3.) (Слайд “Типичные вопросы к кандидату на вакантную должность”.)

При собеседовании должен внимательно выслушать собеседника и ни в коем случае не прерывать его. Следует помнить, что некоторые руководители говорят неохотно и много. Кандидат может дополнить их высказывания лишь в тех случаях, когда хочет дать понять, что вполне знаком с излагаемой проблематикой и уже выполнял подобные задачи на практике. Дружелюбное отношение кандидата в ходе всего собеседования являются важной предпосылкой для того, чтобы он произвел на собеседника приятное впечатление. Ему не следует демонстрировать свое недовольство, если беседа протекает не так, как он бы того хотел. Такое поведение ему лишь на пользу.

3. Практическая работа: ролевая игра “Беседа с работодателем”.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

  1. Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами. 25–30 секунд.
  2. Исходное положение – сидя на стуле. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли 30–40 секунд.
  3. Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводите взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно. 30–45 секунд.

4. Подведение итогов: Что нового вы узнали? Чему научились? Было ли это для вас полезным? Что осталось не ясным? не понятным? Что бы вы хотели еще узнать по пройденной теме?

5. Домашнее задание. Доработать резюме.

Литература.

  1. Технология. Профессиональный успех. 10–11 классы: учеб. Для общеобраз. Учреждений / [А.В.Гапоненко и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 134–139.
  2. Образовательная область Технология. Профессиональное самоопределение. Учебно-методическое пособие. – Казань: РИЦ “Школа”.2003, с. 71–75.
  3. Методические материалы учебного курса профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных школ. Образовательная программа “Твое профессиональное призвание”. По заказу Министерства труда и занятости РТ, с. 65–82.