Цели урока:
- помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
- дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
- способствовать формированию навыков гигиены слуха.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать ранее изученный материал;
- продолжить изучение темы “Анализатор” на примере слухового анализатора;
- расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;
Воспитательные
- способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;
Развивающие
- содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор нот”, тетрадь с печатной основой.
Презентация урока (приложение 1)
Структура урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 слуховой анализатор;
4.2 строение органа слуха;
4.3 минута релаксации;
4.4 как слышит ухо;
4.5 гигиена слуха.
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.
Ход урока
Природа, давшая нам лишь один орган для речи,
дала нам два органа для слуха,
дабы мы знали, что надо больше слушать,
чем говорить.
Арабское изречение
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи,
почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо” за то, что дает вам
возможность насладиться жизнью. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой
(Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист,
в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.
Оценочный лист (Приложение 3)
Фамилия и имя
обучающегося |
|
Этапы работы | Количество баллов |
Тест “Зрительный анализатор” |
|
Схема “Прохождение звуковой волны” |
|
Выходной контроль | |
Общее количество баллов | |
Оценка за урок |
Актуализация знаний и умений.
Учитель: На предыдущем уроке вы
изучили тему “Орган зрения и его функции”. Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал.
С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме “Зрительный анализатор”. Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО).
Формат выполнения работы – 2 минуты.
Тест по теме “Зрительный анализатор”.
I. Анализатор – это:
1) рецептор
2) рецептор и чувствительный нерв
3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий
II. Зрительные рецепторы – это:
1) только палочки
2) только колбочки
3) палочки и колбочки
III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.
1) теменной
2) височной
3) затылочной
IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:
1) сетчатка
2) радужка
3) роговица
V. Хрусталик имеет форму … линзы.
1) двояковыпуклой
2) двояковогнутой
3) уплощенной
VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:
1) желтое пятно
2) слепое пятно
3) темная область
VII. Дальнозоркость развивается при:
1) недостаточной выпуклости хрусталика
2) избыточной выпуклости хрусталика
3) укороченном глазном яблоке
Учитель: Вы выполнили тест. Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
Мотивация и целеполагание.
Учитель: Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Обучающиеся: Тема сегодняшнего урока “Слуховой анализатор”
Учитель: Тема урока “Слуховой анализатор”.
Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:
- сегодня я помогу вам
Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: “ Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить”.
Изучение нового материала.
Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему “Слуховой анализатор” на основе знаний о зрительном анализаторе. Это задание 2 в ТПО.
Схема “Слуховой анализатор”
Учитель: Проверим выполнение работы.Назовите первое звено слухового анализатора.
Обучающиеся: Слуховые рецепторы.
Учитель: Второе звено слухового анализатора это …
Обучающиеся: Слуховой нерв.
Учитель: Слуховой нерв передает импульс в …
Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий.
Учитель: Где находится слуховая зона?
Обучающиеся: В височных долях головного мозга.
Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что
пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте.
Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок “Строение уха” задания 3
в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают?
Обучающиеся: Три отдела.
Учитель: Назовите их.
Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.
Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует
звуковые волны в механические колебания.
Среднее ухо – полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания
в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании
давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха.
Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия,
поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы.
Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы “Строение органа слуха”.
Формат выполнения работы – 3 минуты.
(Ребята заполняют таблицу.)
Учитель: Итак, наружное ухо состоит из …
Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода,
барабанной перепонке.
Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение
наружного уха его функциям?
Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой
проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно
представлено…
Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и
стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой.
Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?
Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и
сильно выдохните. Что вы ощутили?
Обучающиеся: Потрескивание.
Учитель: О чем это говорит?
Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.
Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом
нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.
Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?
Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа
равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия – из 3 полукружных канала.
Учитель: По таблице “Строение органа слуха” определите: какие
функции соответствуют органу слуха, а какие – вестибулярному аппарату?
Обучающиеся отвечают.
Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы
узнаете на следующих уроках.
Таблица “Строение органа слуха”.
Части уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | 1. Ушная раковина. 2. Наружный слуховой проход. 3. Барабанная перепонка. |
1. Улавливает звук и
направляет его в слуховой проход. 2. Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу. 3. Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки. |
Среднее ухо | 1. слуховые косточки: – молоточек, – наковальня, – стремечко; 2. евстахиева труба |
1. Проводят и усиливают
звуковые колебания.
2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке. |
Внутреннее ухо | 1. Орган слуха: улитка с
полостью, заполненной жидкостью. 2. Орган равновесия состоит из трех полукружных каналов. |
1. Слуховые рецепторы
преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую
зону коры больших полушарий. 2. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. |
Учитель: Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали.
Предлагаю вам отдохнуть.
Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность,
сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек,
связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи
через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь,
и резко отпустить их. 4–6 раз.
Учитель: Продолжаем работу.
Учитель: Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в
органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). Сейчас вы должны дополнить схему
“Прохождение звуковой волны” задания 4 ТПО. Время выполнения – 3 минуты.
Схема “Прохождение звуковой волны”
Учитель: Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
Учитель: Только здоровое состояние всего слухового анализатора
позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига
ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему
продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой
приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал
Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни. Как известно,
многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте.
В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.
Учитель: В вашей тетради помещена памятка “Гигиена слуха”. Я
предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.
Гигиена слуха.
- Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
- Защищайте уши от сильного шума.
- Если уши заболели, обратитесь к врачу.
- Каждое утро разминайте ушную раковину.
- Слушайте спокойную ритмичную музыку.
- Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
- Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
- Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
- От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
- Берегите уши от ударов.
Учитель: Остальные пять правил рассмотрите дома.
Закрепление знаний.
Учитель: Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Это задание 5 ТПО. Время выполнения – 1 минута.
Утверждения.
- Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
Учитель: Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
(Учитель проговаривает утверждения, на слайде выходит правильный ответ, ученики проверяют, фиксируя количество правильных ответов).
Итог урока.
Учитель: Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте оценочные листы.
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.
Домашнее задание.
Учитель: Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд – необычное домашнее задание.
- Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “5”.
- Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “4”.
- Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте §51 учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку“3”.
Заключительное слово учителя.
Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.
(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).
Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.
♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.
♪ Урок принес мне мало пользы.