Цели урока: развитие интереса к физике, повторение, обобщение и систематизация знаний, воспитание самостоятельности, умение делать выводы, анализировать увиденное.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с кроссвордом и таблицами.
Ход урока
1) Организационный момент:
Учитель объявляет цели уроков.
2) Фронтальный опрос (разминка):
С помощью проектора демонстрируются рисунки, вопросы, ответы, видеофрагменты, таблицы, формулы, графики, решения задач, домашнее задание.
1. На экране - рисунки, иллюстрирующие три вида теплопередачи:
Дайте объяснение видам теплопередачи.
2. Продолжить фразу: "Количеством теплоты называется :."
3. Просмотр видеофрагментов ("Плавление", "Парообразование").
После просмотра учащиеся задают друг другу вопросы.
(Диалог между учащимися всегда оживляет урок, активизирует класс).
4. Каждому ученику выдается лист №1- кроссворд.
По вертикали:
1. Переход молекул из пара в жидкость.
2. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся наружу.
3. Количество :
4. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
5. Физическая величина, измеряющаяся в джоулях.
6. Физическая величина, измеряющаяся в килограммах.
По горизонтали:
7. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.
8. Кристаллы воды.
9. Переход молекул из жидкости в пар.
10. Вещество, температура плавления которого 232 o С.
11. Топливо.
12. Единица измерения температуры.
5. Каждому ученику выдается лист №2 - таблица.
(Правый столбик надо заполнить).
Какое обозначение соответствует данной физической величине?
Физическая величина | Обозначение |
Количество теплоты | Q |
Масса | m |
Удельная теплота плавления | |
Изменение температуры | t |
Удельная теплота парообразования | L |
Удельная теплоемкость | c |
(Ответы в таблицах выделены жирным шрифтом).
6. Каждому ученику выдается лист №3 - таблица. (Правый столбик надо заполнить).
. Какая единица соответствует данной физической величине?
Физическая величина | Единицы измерения |
Количество теплоты | Дж |
Масса | кг |
Изменение температуры | °С |
Удельная теплоемкость | Дж/кг* °С |
Удельная теплота плавления | Дж/кг |
Удельная теплота парообразования | Дж/кг |
(Ответы в таблицах выделены жирным шрифтом)
7. Какому понятию соответствует формула?
- Q = c m t
- Q = m
- Q = L m
Ответы:
Q - количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении.
3) Решение графических задач.
№ 1-качественная. Рассмотрев график нагревания и плавления олова, ответьте на вопросы:
1. Сколько времени нагревалось вещество от - 32°С до температуры плавления?
2. Сколько времени длился процесс плавления?
3. О чем говорит участок графика ДЕ?
Задача решается совместно. Затем ответы проецируются на экран для проверки.
Ответы:
1. 20 мин.
2. 10 мин.
3. Тепловое равновесие с окружающей средой.
№ 2 - качественная. Рассмотрев график охлаждения и кристаллизации вещества, ответьте на вопросы:
1. Для какого вещества составлен график?
2. Определить состояние вещества на участках АВ и ВС.
3. На каком участке происходило выделение теплоты?
Задача решается самостоятельно на листе №4.
Ответы:
1. Для ртути.
2. Жидкое, жидкое - твердое.
3. На участках АВ, ВС.
№3 - расчетная. Рассмотрев график нагревания и плавления льда, ответьте на вопросы:
1. Какова температура плавления вещества?
2. Какое количество теплоты израсходовано на нагревание льда до температуры плавления?
3. Вычислите массу льда.
4. Какое количество теплоты израсходовано на плавление части твердого тела?
5. Вычислите массу той части твердого тела, вещество которой находится в расплавленном состоянии?
6. Найти массу той части тела, вещество которой осталось в расплаве в твердом состоянии.
Задача решается совместно. Затем ответы и решения проецируются на экран для проверки.
Ответы:
1. 0оС.
2. 40 кДж.
3. 1,5 к г.
4. 140 кДж.
5. 0,4 к г.
Дано: Решение:
6. m = m1 -m2 = 1,5 к г.
№4. Рассмотрев график нагревания воды и превращение ее в пар, ответьте на вопросы:
1. Какова температура кипения воды (при нормальном атмосферном давлении) ?
2. Какое количество теплоты израсходовано на нагревание воды до температуры кипения?
3. Вычислите массу воды.
4. Какое количество теплоты израсходовано на превращение в пар части воды при температуре кипения?
5. Вычислите массу той части воды, вещество которой находится в парообразном состоянии.
6. Найдите массу той части вещества, которое осталось в жидком состоянии.
Задача решается самостоятельно на листе №5.
Ответы:
1. 100°С.
2. 400 кДж.
3. 1,9 кг.
4. 800 кДж.
5. 0,35 кг.
6. m = m1 - m2 = 1.55 кг.
4) Подведение итогов
Собрав листы с выполненными заданиями, учитель выставляет оценки с комментариями, благодарит всех за сотрудничество. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу урока.
5) Домашнее задание
Учитель разъясняет домашнее задание:
1. Построить график нагревания и плавления стали в координатных осях t от Q, если на нагрев стали от 500o C до температуры плавления израсходовано 500 кДж теплоты, а на плавление - 60 кДж теплоты.
2. Решить по аналогии с задачей №3.(Ответить на вопросы задачи №3).