Цели урока:
- формировать навык правильного письма слов-признаков,
- развивать умения к словам-предметам подбирать слова-признаки,
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки со словами, картинка “Заяц Пус”, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Актуализация. Психолого-педагогический этап.
– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”
– Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Работа со словами словаря.
а) Отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
– Кто это? (Зайчик)
– Как еще называют зайца? (Заяц, зайчик, заинька, зайчишка, зайчиха, зайка, зайчонок)
– Кого из вас так называют? Почему?
б) Минутка чистописания.
– Назовите первый звук в слове зайчик. Дайте характеристику этому звуку.
(з – парный, звонкий согласный звук, твердый)
– Давайте, ребята, красиво запишем строчную и заглавную буквы з З.
а) На доске записаны предложения:
Под кустом притаился … зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть … и … зубы, но обороняться ими не может.
– Кто может догадаться о ком составлены предложения?
Слова для справок: маленький, серый, длинный, крепкие и острые, короткий, мягкой.
– Найдите в тексте слова-признаки.
– Что они обозначают?
– А какую загадку о зайце вы знаете? (Летом серый, зимой белый)
– Помогает ли зайцу смена окраски шерсти? Как?
б) Чтение стихотворения “Снежок”
Снежок холодный, тихий, чистый,
Пушистый, легкий, серебристый.
Подумай, что ты подберешь
К словам лиса, собака, еж?Лиса – хитрая, рыжая…
Собака – умная, чуткая…
Еж – колючий, добрый…
4. Работа над многозначностью слова.
Бывают зайцы белые,
Бывают зайцы серые.
А ты какого цвета
Товарищ без билета?
– Кого называют зайцем?
– Еще кого называют зайцем?
– Давайте споем песню “Солнечные зайчики”.
По ресничкам бегают
Солнечные зайчики.
Просыпайтесь, девочки,
Просыпайтесь, мальчики:
Кати и Наташи, Пети и Сережи,
И кастрюльки с манной кашей
Просыпайтесь тоже.
5. Физкультминутка.
– Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
– А у зайца есть дом? (Ответы детей)
– Давайте прочитаем стихотворение:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
– А где живет заяц?
– Какой вред приносит людям? (Грызет кору деревьев)
– А какие сказки вы знаете о зайце?
6. Упражнения в подборе к словам– предметам слов-признаков.
– Как по-другому называются слова-признаки?
– Прочитайте стихотворение:
Будьте очень внимательные,
Назовите прилагательные:
Котенок маленький, пушистый,
Ручей прохладный, серебристый,
Зима красивая и снежная,
А мама добрая и нежная.
Слова в рифмовке очень дружные,
Они приятные и нужные.
И среди них ты обязательно
Узнаешь быстро прилагательные.
– Назовите слова– признаки.
– Как вы думаете, для чего нужны слова-признаки (имена прилагательные) в нашей речи?
Чтение стихотворения:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– Итак, давайте скажем, что обозначают слова-признаки?
– На какие вопросы они отвечают?
– А теперь попробуем составить небольшой рассказ про зайца.
7. Домашнее задание по выбору:
- Сочинить стихи про зайца;
- составить 3–5 предложений о животных, используя слова-признаки;
- сочинить сказку или составить рассказ о животных, используя слова-признаки.