Цели и задачи:
- Создать условия для формирования знаний о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях.
- На примере отдельных типов вулканов сформировать представление о разнообразии вулканических извержений и возможных катастрофических последствий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
- Дать представление о районах распространений вулканов в мире и России.
- Продолжить формирование умения определять географическое положение на примере вулканов.
- Сформировать представление о роли вулканов в формировании современного лика Земли.
Примечание 1: Урок создан в технологии «Проблемно-диалогическое обучение», а также с использованием некоторых стратегий и приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», например, «концептуальная таблица», «зигзаг», «обучение сообща» .
Примечание 2: Урок проходит с использованием компьютерной презентации. Перед началом урока ученики рассаживаются по группам. На столах лежат конверты с раздаточным материалом (см. Приложение 1). В зависимости от количества и степени подготовленности учеников раздаточный материал варьируется.
Ход урока
1. Учитель рассказывает сказку народов Камчатки.
Самая большая юрта
Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрта из оленьих шкур. И топят их по-черному. Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу богатый охотник Томгиргин. Ходил он на охоту и однажды забрел далеко к морю-океану.
Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как увидел ее Томгиргин, так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему старый рыбак дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы ее из-за горных хребтов, с берега моря видно было.
Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь - ветром ее такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил, но построил на славу. Отдал ему старый рыбак дочь, и поселился с ней Томгергин в своей каменной юрте.
Первым делом свадьбу сыграли, очаг при этом жарко растопили. Так, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся.
Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает и на нартах ездить плохо: Очень уж полозья зола стачивает.
О чем же сказка? Что мы сегодня будем изучать?
(Предполагаемый ответ учащихся: «Вулканы».)
Что вам интересно узнать о вулканах? Какие вопросы по этой теме вы бы задали?
(Что такое вулканы? Какие бывают вулканы? Где и почему формируются вулканы? Зачем нужны вулканы? и т.д.)
2. Формирование знаний о вулканах и продуктах вулканических извержений.
В компьютерной презентации содержатся слайды различных вулканов. Ученики угадывают, что это за вулканы, и определяют их географическое положение. Внимательно рассматривая слайды, делают вывод, что вулкан – это гора, имеющая необычное строение. С помощью проблемного диалога учитель подводит учеников к открытию новых знаний.
Следующий слайд посвящен строению вулкана. Пользуясь изображением, учитель вместе с учениками выясняет строение вулкана, отвечает на вопросы учеников.
Если вулкан - гора, то как назвать стихийное бедствие?
(Извержение вулкана. Вулканизм.)
Следующий слайд содержит видеоролик. Ученики наблюдают извержение вулкана Стромболи.
3. Знакомство с типами вулканических извержений.
Каждая группа учащихся изучает свой тип вулканов, попутно выполняя задание и заполняя свою часть таблицы (см. Приложение 2).
Пока ученики работают самостоятельно в группах, учитель оформляет стенд «Прочти - это интересно»(см. Приложение 3).
4. Сообщение учениками самостоятельно изученного материала.
По ходу сообщения на экране высвечиваются изображения вулканов разных типов. Группы выступают по очереди, остальные ученики внимательно слушают, попутно заполняя оставшиеся графы таблицы. В результате у учащихся складывается целостное представление о типах вулканических извержений.
5. Районы распространения вулканов.
Учащиеся анализируют расположение вулканов на карте (содержащейся в презентации), делают вывод о районах их локализации. Учитель сообщает названия вулканических поясов.
6. Формирование представлений о роли и значении вулканов.
Основные сведения о роли и значении вулканов содержатся в слайдах.
7. Подведение итогов урока.
В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
8. Домашнее задание.
«Сделай сам: извергающийся вулкан» (см. Приложение 4).
Примечание 3: К уроку подготовлен буклет (см. Приложение 5).
Примечание 4: Наличие двух вариантов презентации обусловлено ориентацией на разный уровень подготовки учащихся. Презентация 1 рассчитана на базовый уровень, и через гиперссылку помогает вернуться к разным этапам урока, способствует поэтапной рефлексии. Презентация 2 - для учеников с повышенной мотивацией, в этом случае используется стратегия «зигзаг». Ученики, находящиеся в каждой из групп, первоначально изучают разный материал, а затем собираются в группы экспертов, в которых устанавливают характерные признаки конкретного типа вулкана.