Мониторинг качества основных ключевых компетенций учащихся по информатике и ИКТ

Разделы: Администрирование школы


О непрерывности обучения информатике мы говорим уже не менее 10 лет.

Сегодняшнее УМК предполагает непрерывность обучения. Проблема, с которой мы столкнулись, скрывается в человеческом факторе. Зачастую учителя, ведущие тот или иной класс, меняются. И мы тратим огромное время на изучение уровня обученности каждого учащегося. Процесс актуализации знаний у нас единый для всех обучающихся этой параллели, что далеко отбрасывает нас от личностно-ориентированного подхода. Решение данной проблемы мы увидели в создании и внедрении проекта мониторинга обученности учащихся по информатике. С моделью которого, мы сегодня и хотим вас познакомить.

Под Мониторингом в образовании мы понимаем (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на различных уровнях.

В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

  • C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться? Возможна ли интерпретация оценки?
  • Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?
  • Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание состояния учебного процесса и реализация элементов личностно-ориентированного подхода.

В оценке образовательных достижений выделяются следующие основные подходы:

  • критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).
  • ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
  • нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

В нашем проекте мониторинга просматривается два основных подхода: критериально-ориентированный и ориентированный на индивидуальные нормы. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений конкретного ученика требованиям стандарта и позволит увидеть темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

Мы рассмотрели последние тенденции в оценке результатов обучения:

1. Переход к когнитивной (способность человека воспринимать внешний мир сквозь созданную им самим систему взглядов, зависящую от его восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и так далее) точке зрения на обучение и оценку:

  • от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;
  • от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
  • от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
  • внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);
  • изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной (способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению (К. Роджерс).) проверке, основными особенностями которой являются:

  • значимая для учащихся оценка;
  • использование заданий с определенным контекстом;
  • основное внимание к комплексным умениям;
  • включение заданий с несколькими правильными ответами;
  • ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;
  • оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

3. Изменение характера оценки, проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).

4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:

  • оценка умений работать в коллективе;
  • оценка результатов групповой работы.

Критерии анализа системы оценки результатов обучения

  1. До введения системы оценки необходимо четко определить основные ключевые компетенции в соответствии с ФГОС. Данная таблица составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ и авторских программ Матвеевой, Босовой и Семакина. В таблице представлены основные ключевые компетенции, которыми должен обладать обучающийся школы после изучения представленных разделов на каждом этапе обучения.
  2. Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения. Результаты входного и выходного контроля обязательно обсуждаются на МО, где принимается решение об изменении форм и методов организации деятельности учителя на уроке.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся. Для проведения входного и выходного контроля используется банк тестовых заданий, сформированный после первого года эксперимента.

Входной контроль

Цель - проверка остаточных знаний (установить уровень сформированности базовых понятий по выбранному направлению). Проводится на первом уроке при изучении раздела. Результат контроля используется учителем для корректировки организации деятельности учащихся по актуализации знаний. Все данные по уровню знаний учащихся по вопросам будут переноситься в таблицу. Итоговые знания будут оцениваться в процентах. Оценивание отметкой входного контроля оставляем на право учителя.

Выходной контроль

Цель - установить уровень сформированности знаний по окончанию изучения раздела. Проводится на предпоследнем уроке при изучении раздела. Результат контроля используется учителем для корректировки организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний. Все данные по уровню знаний учащихся по вопросам будут переноситься в таблицу. Итоговые знания будут оцениваться в процентах. Обязательно оценивается отметкой, выставляемой в журнал.

Инструментарий для оценки достижения стандартов должен соответствовать образовательным стандартам. Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки. Учителя информатики подбирают тесты из учебно-методического комплекса, разработанного автором программы и вводят в практику. В конце учебного года куратор формирует банк тестовых заданий.

Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам и другим пользователям) мы предлагаем проведения входного и выходного контроля по каждому тематическому разделу

Итак, постоянный мониторинг контроля компетенций учащихся позволит применять поэтапный интегрированный контроль, обеспечивающий проверку сформированности знаний и умений решать задачи по информатике на протяжении как всего периода обучения, так и на заключительном этапе; намечает основные рубежи поэтапного продвижения учеников в овладении информатикой; позволяет унифицировать подходы к организации обучения на всех уровнях с четким определением не только конечной учебной цели, согласно требованиям "Обязательного минимума содержания общего среднего образования по информатике " и "Требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы по информатике", но и формированием их на каждом этапе обучения.

Благодаря, систематическому отслеживанию результатов входного и выходного контроля, создается целостное представление о достижениях каждого учащегося по предмету. Под достижениями мы понимаем уровень сформированности ключевых компетенций по предмету, не включая внеурочную деятельность.

Проблемы:

  1. Инструментарий: на выбор инструментария в первую очередь влияет современная обстановка (переход на ПСПО), исходя из этого для разработки инструментария будет использоваться WEB программирование. Основной проблемой для нас на данный момент является отсутствие Web-программиста, который смог бы написать программу для реализации данной модели, и вносить изменения на протяжении всего эксперимента. В этом учебном году для внедрения модели в практику будем использовать табличный процессор из ПСПО.
  2. Мы предполагаем, что возникнет сопротивление нововведениям со стороны педагогических кадров, в связи с отсутствием удобного программного обеспечения и несформированностью банка тестовых заданий на первом году эксперимента.