Пояснительная записка
Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.
Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. По данным исследований более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение в условиях группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.
На сегодняшний день существует целый ряд программ и учебно-методических комплексов, направленных на подготовку детей 5-6 лет к школьному обучению. Для интеллектуального развития воспитанников Центра используется программа «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. При составлении этой программы обращается особое внимание на «развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе» (цитата из Программы), а не форсированное изучение программы первого класса, что полностью соответствует принципам организации занятий в Центре.
Программа составлена с учетом возможностей Центра образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательной школы:
- Наличие условий для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка (спортивный зал, хореографический класс, изостудия, компьютерный класс)
- Наличие специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста (музыкальный руководитель, специалист по компьютерно - игровой деятельности, специалист по обучению английскому языку, педагог – психолог, специалист по изодеятельности, специалист по физкультуре).
Предлагаемая программа образования детей 5-6 лет сопровождена методическими разработками занятий по каждому разделу, составленными сотрудниками Центра.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- полноценное развитие личности ребенка (полное – с точки зрения развития дошкольников во всех видах деятельности и во всех областях знаний, свойственных дошкольникам, ценное – с точки зрения развития индивидуальности каждого ребенка).
- подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.
Основные задачи программы:
- формирование у ребенка необходимых знаний, умений и навыков для начала обучения в школе.
- выявление и развитие у детей творческих способностей;
- пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
- развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;
- развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
- сохранение и укрепление здоровья ребенка;
- психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению.
Программа основана на таких принципах.
- Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.
- Комплексный подход:
- Единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения
- Взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на интересном, игровом или занимательном материале).
Раздел 2. Английский язык «Let’s play English!»
Цели раздела: развитие речевых способностей дошкольников средствами иностранного языка.
Задачи раздела:
- Полноценное развитие личности ребенка средствами приобщения его к иностранному языку.
- Формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке.
- Умение пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения.
- Создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков, пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
- Воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову.
- Развитие лингвистических способностей дошкольников с учетом возрастных особенностей.
Тематическое планирование
|
Тема |
Программное содержание |
1 |
Вводное занятие. |
Занятие строится в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры дошкольников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора детей. Самое главное - заинтересовать ребенка изучением английского языка, познакомить со странами, где говорят на английском языке. Дети учатся различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка. |
2 |
Приветствие. Понятие артикля. Введение новой лексики. |
Задания для обучения устной речи и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл и виден выход в реальное общение. На данном занятии вводится понятие артикля и новая лексика. Дошкольники учатся различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз. Продолжается формирование фонетических навыков. Дети учатся понимать и выполнять соответствующие действия – команды. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых дошкольниками при решении конкретных коммуникативных задач. |
3 |
Знакомство. Прощание. Введение формы «I am». |
В организации речевой деятельности на занятии английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания. Дети учатся вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться. Также на этом занятии вводится форма «I am». |
4 |
Знакомство. Введение формы «I´ve got». |
На этом занятии дошкольники учатся адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, считать предметы до 5, пояснять, что у них имеется, используя фразу «I´ve got». А также учатся воспроизводить наизусть небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке. Подготовка руки к письму: раскрашивание и обводка рисунков. |
5 |
Введение местоимений he, she, it. |
Дошкольники учатся вести диалог-расспрос, задавая вопросы: Кто это? Что это? и отвечать на него. Знакомятся с местоимениями 3 лица и учатся различать их. Разбор речевой ситуации с использованием английских слов. А также пытаются воспринимать и понимать речь учителя и сверстников в процессе диалогического общения на уроке, пробуют воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки. |
6 |
Мои игрушки. |
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых дошкольниками при решении конкретных коммуникативных задач. При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей дошкольников в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Ролевая игра становиться важнейшим этапом в изучении новых слов. Дошкольники подбирают рифмы, знакомятся с новыми словами, задают вопросы и отвечают на них во время различных ролевых игр. |
7 |
Мои друзья. Введение вопроса What`s your name? |
Дошкольники учатся понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимику) и языковую догадку основное содержание несложных детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников, а также понимать небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся языковом материале, задавать вопрос What`s your name? и отвечать на него. |
8 |
Прием и угощение гостей. |
На занятии дети учатся вести диалог этикетного характера, предлагать угощение, благодарить за угощение. Происходит разбор речевой ситуации с использованием английских слов. Продолжается формирование фонетических навыков. |
9 |
Счет до 10. |
Происходит разбор речевой ситуации с использованием английских слов. Продолжается формирование фонетических навыков. Дошкольники знакомятся с числами от 1 до 10. Большое внимание уделяется развитию наблюдательности и внимательности. Подготовка руки к письму: раскрашивание и обводка рисунков. |
10 |
Путешествие в деревню. Прием и угощение гостей. Союз and. |
Дети учатся выражать благодарность в процессе совместной деятельности, извиняться, предлагать угощение, благодарить за угощение. Приобретают знания некоторых форм речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения, во время совместной игры, в гостях, за столом. Знакомятся с союзом and и учатся применять его в речи. |
11 |
Путешествие в деревню к бабушке. Введение местоимения his. |
Осознанное восприятие устных высказываний преподавателя, партнера по диалогу. Повторение форм речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения, во время совместной игры, в гостях, за столом. Развитие наблюдательности. Подготовка руки к письму: раскрашивание и обводка рисунков. |
12 |
За чашкой чая. Введение речевых оборотов look at…, give me…, here . |
Знакомство с речевыми оборотами look at…, give me…, here. Развитие умения воспринимать и понимать речь учителя и товарищей в процессе диалогического общения на занятии. Знакомство с прилагательными, обозначающими размер предметов: big – little. |
13 |
Мои игрушки. Множественное число имен существительных. |
Развитие умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, различать исчисляемые и неисчисляемые существительные. Повторение форм речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения, во время совместной игры, в гостях, за столом. Дети учатся понимать и выполнять соответствующие действия – команды. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых дошкольниками при решении конкретных коммуникативных задач. |
14 |
Мои увлечения. Прогулка в парк. |
Продолжается формирование фонетических навыков. Знакомство с речевыми оборотами let`s play, it`s fun. Развитие наблюдательности. Подготовка руки к письму: раскрашивание и обводка рисунков. |
15 |
Мои увлечения. Игра в песочнице. |
Совершенствование речевого общения. Воспроизведение простейших речевых моделей. Развитие умения повторять слова и выражения за преподавателем. Ролевые игры «Знакомство», «Попробуй угадать», «Эхо». Развитие наблюдательности. |
16 |
Солнечная и дождливая погода. Обувь. |
Продолжение работы над существительными в единственном и множественном числе, различие исчисляемых и неисчисляемых существительных. Сравнение языковых явления родного и английского языков: звуки, буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, предложения. Игра в рифмы. |
17 |
Мои увлечения. Пикник. |
Продолжается формирование фонетических навыков. Развитие умения воспроизводить наизусть небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке. Введение новой и повторение изученной лексики. Подготовка руки к письму. |
18 |
Обед. Сервировка стола к обеду. |
Развитие умения вести диалог этикетного характера, предлагать угощение, благодарить за угощение, помогать накрывать на стол. Развитие умения общаться между собой в процессе ролевой игры. |
19 |
Домашние животные. |
Условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых дошкольниками при решении конкретных коммуникативных задач. |
20 |
Дикие животные. В зоопарке. |
Совершенствование речевого общения. Введение модального глагола can. Развитие кругозора. Разучивание рифмовки. Развитие наблюдательности и внимания. Воспроизведение речевых оборотов I can…, I can see… за преподавателем. |
21 |
В кукольном театре. Животные. |
Закрепление знаний о животных и их повадках. Продолжается формирование фонетических навыков. Работа над правильной артикуляцией и интонацией английских звуков. Развитие умения описывать животное, предмет, указывая название, качество. |
22 |
Мои игрушки. Постановка дифтонга [εə] |
Ролевая игра «Мышонок, корова и сова». Введение речевой ситуации с использованием английских слов. Развитие умения кратко высказываться о своем домашнем животном. Использование оборота I can see… . Игра в рифмы. Подготовка руки к письму. Разучивание рифмовки. |
23 |
Цвета. Одежда. |
Знакомство с названиями цветов, а также с названиями одежды. Игры «I`ve got», «Одень куклу». Разучивание рифмовок. Развитие наблюдательности. Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых дошкольниками при решении конкретных коммуникативных задач. Подготовка руки к письму. |
24 |
Части тела человека. |
Знакомство с частями тела человека. Развитие умения повторять слова и выражения за преподавателем. Ролевая игра «Накорми и одень человечка». Разучивание рифмовки. |
Раздел 3. Компьютерно-игровой комплекс «В мире компьютера»
Основной целью курса является: освоение основ компьютерной грамотности.
Данная цель реализуется путём решения следующих задач:
- формировать логическое и алгоритмическое мышление;
- развивать математические способности дошкольников;
- формировать общие представления об устройстве компьютера и приобретать простейшие навыки работы с ним;
- воспитывать информационную культуру, расширять сознание детей через освоение более полной информации об окружающем мире;
- формировать навыки работы с прикладными программами.
Особенности раздела: На занятии продолжительностью 20 минут время, отведенное для работы ребенка непосредственно с компьютером, составляет 10 минут.
Тематическое планирование
Тема |
Программное содержание |
Компьютерный практикум |
Кол-во занятий |
Техника безопасности |
|
|
1 |
Освоение приемов работы с мышью. |
Вид мыши. Основная кнопка мыши. Образ мыши на экране монитора – указатель. Основные действия с мышью. |
«Мир информатики» |
2 |
Признаки предметов: цвет. |
Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
«Мир информатики» |
3 |
Признаки предметов: цвет, форма, размер. |
Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
«Вундеркинд» |
3 |
Описание предметов. Состав предметов. |
Описание и определение предметов через их составные части. Определение состава предметов. |
«Мир информатики» |
2 |
Действия предметов. |
Определение и название действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям. |
«Мир информатики» |
1 |
Элементы логики. |
Определение действия, обратного данному. Определение слов, противоположных по значению. Классифицирование предметов по одному свойству. |
«Мир информатики» |
2 |
Множества. Элементы множеств. |
Множества предметов, обладающих указанным свойством. Определение принадлежности элементов множеству. Определение общих свойств элементов множества. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Определение взаимного расположения множеств. |
«Мир информатики» |
2 |
Учим звуки и буквы. |
Выделение первого звука в слове. Слоговая структура слов. Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы русского алфавита. Соотнесение звука и буквы. |
«Гарфилд малышам» |
4 |
Учим цифры. Счет. |
Цифры от 1 до 10. Счет предметов. Соотнесение числа предметов и цифры. Сравнение количества предметов. Решение простых задач на основе наглядности. |
«Приключения с Винни-Пухом» |
4 |
Разработки занятий приведены в приложениях.
- Разработки занятий Английский язык «Let’s play English!» Приложение 1, Презентация 1.
- Разработки занятий «В мире компьютера» Приложение 2, Презентация 2, Презентация 3.
Литература:
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для самых маленьких». Учебник.-М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для самых маленьких». Руководство для преподавателей и родителей.-М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007
- Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей». Руководство для преподавателей и родителей.-М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006
- Горячев А.В., Ключ Н.В. «Всё по полочкам». Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. – М.: Баласс, 2005
- Горячев А.В., Волкова Т.Ю., Горина К.И. «Информатика в играх и задачах. 1-й класс». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006
- Тур С.Н. Методическое пособие по информатике для учителей 1 класса. – СПб: БХВ-Петербург, 2009