Цели урока:
- Образовательные: способствовать формированию понятия физики как науки, методов ее познания.
- Развивающие: создать условия для развития критического мышления, формировать способность к восприятию и переработке информации с последующим анализом и выводами через рефлексию своей деятельности.
- Воспитательные: создать условия для включения в активную деятельность, формирования навыков ведения диалога и дискуссии.
План урока.
1-й этап. Подготовка к восприятию темы. Формирование групп по видам деятельности (диалог, работа с текстом).
Цель – актуализация темы.
2-й этап. Погружение в предметную область, выявление проблем (проблемная дискуссия).
Цель – выявление личностного опыта учащихся, подведение их к определенному уровню восприятия.
3-й этап. Постановка задач и их решение (работа в группах).
Цель – формирование нового знания на основе решения личностно-значимых практических задач.
4-й этап. Оформление изученной информации в структурно-логическую конструкцию (работа в группах, дискуссия).
Цель – закрепление нового знания, развитие способности анализировать и обобщать, высказывать свою точку зрения, принимать решение.
Ход урока.
презентация (Слайды 1–6 – автоматическая смена Слайдов, с 7-го Слайда – по щелчку).
1. Подготовка к восприятию темы, привлечение внимания “к себе”. (Слайд 1).
Эпиграф (Слайд 4):
“Внимание – устремленность души к познанию”
Платон “Диалоги”.
Тема предлагаемого курса “Научные методы познания: теоретический и экспериментальный”. Эпиграф, который вы видите, будет “красной нитью” проходить через всю нашу совместную работу. Внимание к обсуждаемой проблеме, внимание к словам и мнению другого, а главное, внимание к себе, своим чувствам, помыслам, стремлениям.
“…устремленность души к познанию” – зачем нам нужно познавать окружающий мир? (Слайд 3). (Вопрос дублируется на экране, развертывается диалог.)
2. Как мы можем познавать действительность? (Слайды 4, 5, 6).
Чтобы ответить на последний вопрос, внимательно прочитайте предложенный текст и попробуйте выделить способы познания. (Текст показан на экране (Слайд 7) и раздается каждому в печатном варианте.)
Воображение, фантазия, образность мысли всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений. Эйнштейн писал: “В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции”.
Также очень интересна мысль другого выдающегося физика нашего времени – М. Борна: “…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, – это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось”.
Результатом работы с текстом должно стать выделение учениками двух основных способов познания – теоретического и экспериментального.
3. Работа в группах.
1). Просмотр фильма по любому предмету: физика, химия, биология, география, астрономия – обязательно наблюдение какого-либо явления. Результатом просмотра должно стать слово – наблюдение – как способ познания.
2). Каждой группе предлагается задание: исследовать зависимость одной физической величины от другой (например, зависимость удлинения тела от приложенной силы, зависимость силы тока от напряжения, зависимость выталкивающей силы от объема тела и т.д.).
Результатом работы должно стать слово – эксперимент – как способ познания.
3). Группам предлагается текст о свойствах различных веществ.
Задание – изобразить любым способом строение твердых, жидких и газообразных веществ.
Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют
ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают
давление газа.
Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко меняют форму, принимая
форму сосуда. Они текучи.
Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически несжимаемы, обладают
механической прочностью.
(Текст показан на экране и раздается каждому в печатном варианте.)
Результатом работы должно стать создание моделей строения газа, жидкости, твердого тела и выделение слова – моделирование – как способ познания.
4. Дискуссия – обсуждение результатов работы групп, заполнение таблицы:
Метод научного познания | Характеристика метода | Применение |
Наблюдение | Основан на непосредственном восприятии предметов и
явлений с помощью органов чувств. Недостаток – субъективность наблюдателя. |
Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология). |
Эксперимент | Активное вмешательство в изучаемый процесс. | Для проверки гипотез и теорий. |
Моделирование | Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной. | Ко всем областям и этапам научного исследования. |
Итогом урока должно стать формирование понятия физики как науки и методов ее познания: теоретического и экспериментального.
Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:
- Ваши впечатления от первого урока?
- С какими новыми понятиями Вы сегодня познакомились?
- В какой области Вы можете применить полученные сегодня знания?
В результате проведения вводного занятия у учащихся должно сформироваться представление об основных методах познания: теоретического и экспериментального, а также возможности дальнейшего знакомства с методом моделирования.