Цели:
- Обобщить и систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Оценить знания и умения учащихся.
- Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать объекты; развивать пространственное мышление.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Тип урока: обобщения, систематизации и проверки знаний.
Форма урока: работа по группам.
ТСО: проектор, экран, компьютер
Оборудование:
- Презентация (Приложение 1)
- Компьютер, проектор.
- Контурные карты, раздаточный материал – сигнальные карточки, тексты тестовой работы; схемы путешествия “Высотная поясность”.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных её уголках, познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Сегодня нам предстоит обобщить знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
Актуализация знаний:
(назвать и показать географический объект на карте)
- Самое крупнейшее высокогорное озеро в мире...
- Самый высокий водопад на планете…
- Самая длинная горная цепь на Земле…
- Самая высокая точка западного полушария… (Слайд 2, 3, 4, 5).
Учитель. Да это гора Аконкагуа. Начну урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину Аконкагуа. (Слайд 6).
Легенда: “Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.
Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Работать будем по группам. В группах руководители (назвать имена). Они будут озвучивать работу, фиксировать результаты в рабочем листе. Высотные пояса горы это задания
(Слайд 7 – основной от него по гиперссылкам переходить к этапам урока по плану.)
А на вершине на высоте 6960 метров вас ждёт сюрприз.
II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Задание № 1. Географическая карта.
Учитель.
До чего люди любят карты!
А почему?
Да потому, что там на картах
Можно потрогать север и юг,
Восток и запад рукой.
А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное
– Мы будем расти, а оно будет уменьшаться.
Жюль Верн.
Свой путь мы начнём с карты и проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. Работа выполняется на контурных картах каждым участником путешествия. Цифрами обозначьте географические объекты, написанные на листе (Приложение 2.) (Время выполнения работы – 2 мин.)
После выполнения работы ребята проверяют правильность нанесения объектов по картам атласа и (Слайду 8). В рабочем листе выставляют количество баллов по числу правильных цифр (отметка отлично соответствует одному баллу, сколько пятёрок в группе, столько баллов).
Задание № 2. “Особенности природы”.
Учитель.
В каждой пятёрке лишнее слово
Назвать сейчас его будьте готовы.
Объясните выбор.
Каждой команде выдаётся по пять понятий на карточке (Слайд 9), их задача выбрать лишнее понятие и объяснить выбор (время выполнения работы – 2 мин.).
Для 1-й группы – Платформа, горы, изотерма, Бразильское, Вулкан.
Для 2-й группы – Пассаты, Ла-Платская, осадки, климат, умеренный.
Для 3-й группы – Игуасу, Парана, режим, Маракайбо, Веспуччи.
Для 4-й группы – Сельва, Сейба, саванна, Анхель, пампа.
За правильный ответ 2 балла (1 балл – за выбор, 1 балл – за объяснение).
В схеме выставляют баллы, после проверки.
Учитель. Установить последовательность действий, т.е. причинно-следственные связи.
Каждой команде выдаётся набор предложений. Их необходимо выстроить в определённой последовательности. (Время выполнения работы – 3 мин.)
За правильный ответ 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки.
Для 1-й группы:
– Экваториальный климатический пояс.
– Больное количество тепла и влаги в течение года.
– Богатый видовой состав растительности.
– Разнообразный видовой состав животных.
Для 2-й группы:
– Движение литосферных плит.
– Область альпийской складчатости.
– Горы Анды.
– Разнообразный рельеф.
Для 3-й группы:
– Экваториальный климатический пояс.
– Экваториальная воздушная масса.
– Большое количество осадков.
– Самая полноводная река Амазонка.
Для 4-й группы:
– Холодное перуанское течение.
– Холодные нисходящие токи воздуха.
– Малое количество осадков.
– Береговая пустыня Атакама.
Задание № 3. “Природные зоны”.
Учитель. Определить представителей растений и животных демонстрируемых на Слайде 10 (для каждой группы по две пары), назвать и показать на карте природную зону.
За правильный ответ 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки.
Проведение физкультминутки.
По управляющей кнопке “сведения” выйти на физкультминутку.
После физкультминутки по управляющей кнопке назад выйти на схему.
Задание № 4. Африка и Южная Америка.
Учитель. Изучая природу Южной Америки, мы проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах. Выполним тестовую работу по двум вариантам (время выполнения работы – 5 минут), (Слайд 12).
Тестовая работа:
Укажите номера утверждений, относящихся к материку.
I-й – вариант – Африка;
II-й – вариант – Южная Америка.
- Материк пересекает экватор.
- Основной массив материка расположен южнее экватора.
- Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
- Материк расположен в Западном полушарии.
- В рельефе преобладают равнины.
- В рельефе преобладают высокие равнины.
- Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
- Материк на севере граничит с большим массивом суши.
- Омывается Атлантическим океаном.
- Омывается Индийским океаном.
- Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны от экватора.
- Материк пересекает умеренный климатический пояс.
- На материке протекает много полноводных рек.
- Материк – самый жаркий из всех материков Земли.
- Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
- Пустыни на материке занимают большую площадь.
После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок записаны на доске.
За каждую пятёрку в группе 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки. По управляющей кнопке” “назад” возвращаемся к схеме.
Задание № 5. Население и страны. (Слайд 13).
Учитель. Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Приём составления комплексной характеристики страны, используя различные источники информации, вы освоили. Вам предстоит определить по двум трём фразам, о какой стране идёт речь. Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками. На Слайд е показаны контуры стран Бразилия (красный), Аргентина (жёлтый). У каждого учащегося на столе сигнальные карточки двух цветов.
Вопросы:
- Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. (Бразилия – красный)
- Название страны на латыни звучит “серебряная”, хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина – жёлтый)
- Протяжённость страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток. (Аргентина – жёлтый)
- Территория этого государства расположена и в Северном и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия – красный)
- Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина – жёлтый)
Если правильно ответила вся команда группе 1 балл, максимальное количество баллов – 5.
III. Итог урока.
Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъём к вершине: на какой высоте вы оказались? Обсуждение результатов, поощрение наиболее активных. Обращает внимание учеников на темы для повторения.
IV. Домашнее задание. Творческое задание: “Путешествие по Южной Америке”.
Литература.- По материкам и океанам. Африка. Австралия. Антарктида. Составители: Н.П.Смирнова, АА Шибанова – М.: “Просвещение”, 1988.
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов: 7 кл. – М.: Просвещение, 1995.
- Образовательный комплекс: География материков и океанов
- Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240.
- Елисеева Р.М. География материков и океанов 7 класс (практическое пособие) – М.: Издат-школа, 1997.
- Современный урок географии: Методические разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 128 с. (“География в школе”. Библиотека журнала. Вып.3).