Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность, т.е. проектно-исследовательская деятельность.

В настоящее время считается, что передача готовых знаний ребёнку тормозит процессы самообучения, самовоспитания, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей учителя.

По данным психологов уже к концу третьего класса у ребёнка начинают формироваться необходимые умения навыки:

  • умение самостоятельно мыслить;
  • находить и решать проблемы, привлекая для этих целей знания из разных областей;
  • способность прогнозировать результаты;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

У меня был четвёртый класс, поэтому и была предпринята попытка организации учебно-исследовательской деятельности. Учебный проект неизбежно включает в себя следующие основные элементы:

  • выделение и постановка проблемы
  • выработка гипотез
  • поиск возможных вариантов решений
  • сбор материала
  • анализ и обобщение полученных данных
  • подготовка и защита итогового продукта

Скажу честно, что меня пугала мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы. Однако сомнения сразу уходят, когда начинается реальная работа по воплощению проекта.

С чего же начался мой подготовительный этап работы над проектом?

Первое – ответить честно на вопросы себе. Готов ли к такой работе сам учитель? Готовы ли к такой деятельности мои ученики? Хотят ли они становиться исследователями? Что их интересует? Готовы ли к содействию учителю и детям родители? Решение каких проблем будет способствовать интеллектуальному развитию и обязательно затронет эмоциональную сферу детей? Смогу ли я включить детей в самостоятельное решение учебных задач и заинтересую ли их исследовательской деятельностью?

Ответы на эти вопросы я получила, проведя параллельное анкетирование для родителей и детей (вопросы анкет прилагаются)

Анализ анкет показал, что есть необходимый для старта “треугольник сотрудничества” учитель – ученики – родители сложился. Сфера интересов детей, где бы они хотели совершить открытия, проведя свои исследования выглядела так: 36% – природа, 32% – математика, 20% – литература, 8% – изо, 4% – физическая культура. В своём проекте мне хотелось учесть индивидуальные наклонности ребёнка, дать ему возможность выбора работы в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями. Конечно, я понимала необходимость связи работы над проектом с задачами нашей учебной программы. Поэтому сложным для меня было продумывание ОВ (основополагающего вопроса) проекта, который бы не предполагал однозначного ответа, но при этом решил бы следующие задачи:

  • включение всех детей класса в работу над проектом, с разделением на группы по интересам;
  • делал возможным связь между учебными предметами в соответствии со школьной программой;
  • формировал целостную картину о жизни и мире;
  • знакомил с областью человеческих смыслов и ценностей.

Так родился проект “Легко ли птице жить?”

Цель проекта.

Развитие познавательной активности творческих способностей ребёнка.

Задачи проекта:

  • развитие мышления у детей (умения классифицировать, сравнивать, обобщать);
  • ознакомление с методами исследования;
  • обучение приёмам исследовательской работы;
  • знакомство детей с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности
  • формирование опыта публичного выступления, развитие речи и обогащение словаря;
  • активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

Ожидаемый результат.

Интеллектуальное развитие и личностный рост ученика.

Проект стартовал с красочного показа презентации в школьном видео-зале для детей и выпуска информационного буклета для родителей.

img1.jpg (39667 bytes)

img2.jpg (71220 bytes)

Ребята заинтересованно отнеслись к теме проекта, им понравился самостоятельный выбор по интересующему их предмету и принцип формирования групп по интересам. Рассказала я детям, в какой форме и в какие сроки они могут представить результаты своих исследований на праздничной конференции, куда будут приглашены их родители. Ещё объяснила детям, что в процессе выполнения своих исследований, они будут отмечать в различных анкетах ход своей работы и давать оценку работе своих товарищей в группе. Группы будут соревноваться, чей материал будет интереснее и лучше представлен. Защита работ может быть представлена в виде газеты, журнала, выставки рисунков и поделок, фотографий, видео-презентацией. Предполагалось, что сроки проекта займут 1,5-2 месяца (при выделении 1 урока в неделю).

Работа увлекла детей. Если изначально она предполагалась в урочное время, то она плавно перетекла и во внеурочную деятельность. Дети были увлечены сбором информации. Они стали активнее посещать библиотеку, собирали картинки и материалы из домашних библиотек, искали ответы на вопросы у взрослых, брали нужный материал в Интернете (с разрешения и под наблюдением родителей), проводили свои наблюдения в природе, учились составлять таблицы и схемы, старались красиво оформить накапливающийся материал. Старалась и я давать им информационные пятиминутки на уроках периодически каждой группе, чтобы они кратко сообщали о ходе своих исследований, об интересных фактах. Если классифицировать более чётко виды деятельности, то в урочное время это:

– учебная дискуссия,
– наблюдение по плану,
– рассказы детей и учителя,
– упражнения на развитие мышления,
– мини-исследование,
– мозговой штурм;

во внеурочной деятельности:

– экскурсии в зоологический музей ННГУ им. Лобачевского,
– посещение выставок,
– мини-доклады,
– индивидуальное составление схем и моделей,
– опыты, эксперименты.

Считаю, что учителю важно учитывать специфику работы над проектом с младшими школьниками, соблюдая основные принципы

принцип доступности (тема соответствует возрасту);

принцип уровня (учитывается степень подготовленности детей);

принцип временного развития (предупреждение неудач и создание ситуации успеха);

принцип значимости (понимание необходимости и важности исследования у ребёнка).

Случалось, что в группе возникали споры по поводу того или иного материала, нужен ли он в отчёте группы, как он оформлен. Были и жалобы на ребят, которые не очень старательно помогали своей группе. Задачей учителя было восстановить комфортное рабочее состояние группы, предупредить конфликты, вселить уверенность детей в значимости работы данной группы и каждого ученика. Меня искренне порадовало, что группы между собой делились материалом, если он больше подходил по теме соперникам, а так же оказывали помощь в использовании компьютера и материалов Интернета.

Группа математиков составила таблицы “Жизнь птиц в цифрах”, ребята сочинили свои задачи с этими данными. Этот материал активно использовался на наших уроках.

img3.jpg (22775 bytes)

Литературоведы собрали интересную подборку пословиц о птицах, проводили их сравнительный анализ, фиксировали разные варианты одной и той же пословицы, определяли старое и современное звучание похожих пословиц. Донесли до ребят других групп свои выводы, что люди воспевали в птицах те же качества, что ценились у человека: верность, мужество, красоту и осуждали и высмеивали те из них, которые не украшали человека: глупость, суетливость, неряшливость. А художественные произведения о птицах передают отношение автора к событиям через законы человеческих отношений.

Художники украшали плакатами птиц класс, старались передать их внешний вид и характер, представляли, как использовали изображения птиц в Хохломе, в Городецкой росписи, в вышивке, рисовали плакаты в защиту птиц.

Интересную работу представили и экологи в своей компьютерной презентации. Дети нашли материал о редких птицах нашей Нижегородской области.

Группы подобрали интересный материал в виде загадок, стихов, кроссвордов, схем, вопросов и заданий для различных викторин.

Завершился проект праздничной конференцией с участием родителей, где каждая группа готовила защиту своей работы. Были отмечены все группы по разным номинациям, а итогом праздника явилось развешивание скворечников в школьном саду.

Мы рассматривали изучаемые объекты (птиц) с разных точек зрения, проводили обобщённое выражение конкретных знаний, так рождалось целостное восприятие картины мира. Нельзя забывать и об эстетическом смысле познания. У детей необходимо развивать способность видеть прекрасное в природе, в отношениях, развивать чувствительность к красоте.

Важно помнить, что исследовательская деятельность должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалу:

  • умение подчинить своё восприятие поставленным задачам;
  • видение целого в единстве формы и содержания;
  • сведение сложного к простому;
  • умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;
  • сопереживание (эмоциональное освоение мира);
  • осмысление воспринятого в свете прежнего опыта;
  • участие в диалоге, как сотворчество понимающих.

Что же дала нам работа над проектом?

В результате совместной групповой исследовательской деятельности дети не только получили новые знания, но и создали учебный продукт – практический результат совместного труда, углубили и расширили знания по изучаемым предметам, научились достигать поставленную цель, учились вести исследовательскую работу, проявили заинтересованность, творчество, взаимопонимание и сотрудничество.

Считаю, что тематика проекта удачно сочетала урочную и внеурочную деятельность.

Степень участия каждого ребёнка определялась уровнем активности и самостоятельности при решении проблем.

Дети получали не готовые знания, а сделанные самостоятельно, основывающиеся на собственном анализе.

Учитель не передавал знания в готовом виде, а помогал учиться и развиваться, создал ситуацию, при которой ребята сами формируют понятие об изучаемом предмете.

Происходило успешное вовлечение родителей в школьную жизнь детей.

Я увидела, что проведение учебно-исследовательской работы важно и нужно с младшими школьниками, т.к. она захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и духовные способности растущего человека.

Дети, проводя подобную работу, реализуют свои скрытые возможности, повышают свою самооценку, возрастает интерес к учебной деятельности, развивается самостоятельность, самоконтроль.

Исследовательская деятельность позволяет формировать познавательное отношение к миру, целостное восприятие картины мира, интерес и желание к открытию тайн мира, помогает ребёнку уверенно чувствовать себя в нестандартных ситуациях, повышает творческий потенциал.

Советую не бояться учителю нововведений, если это помогает зажечь любопытство и желание познать мир в глазах наших учеников. Учителю необходимо учиться вместе с детьми, быть первооткрывателями, исследователями, творцами.

Буду искренне рада, если мои презентации и листы контроля помогут коллегам провести успешно учебно-исследовательский проект в работе с младшими школьниками.

Список литературы.

  1. Сборник программ для начальной школы.
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников // Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Лифинцева Н.И., Гладилина М.И. Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах // Начальная школа. 2009. №8.
  4. Митина Н.В., Рудакова С.Т. Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы // Там же. 2009. №8.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность в младших классах // Управление начальной школой. 2009 №1.
  6. Сырицына С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся // Там же. 2009 №10.
  7. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах // Начальная школа. (Приложение). 2009.№9.
  8. Назарова Е.В., Искусова Н.А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся // Там же. 2009. №4.
  9. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Там же. 2007. №11.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников // Самара: Учеб. лит., 2005.
  11. Федоровский Д.И., Тамойкин И.Ю. Редкие животные Нижегородской области // Нижний Новгород. 1998.