Последовательное соединение проводников. 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (187 кБ)


Цель урока: На основе понятия последовательного соединения проводников раскрыть закономерности определения характеристик тока в цепи с последовательным соединением.

Задачи: Продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы,  сопоставлять анализировать результаты. Развивать познавательный интерес. Воспитывать культуру речи и умение слушать друг друга.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Оборудование и средства изучения: презентация “Последовательное соединение проводников”, интерактивная доска,  дидактический материал.

Ход урока

I. Орг.момент: (2 мин)

– запись домашнего задания §48, упр. 22 (1,2);

– назначение консультанта (по наибольшему количеству баллов, заработанных на предыдущем уроке).

II. Актуализация знаний (10 мин)

Консультант отслеживает и фиксирует в сводной ведомости класса работу учащихся на уроке.

  1. С каким электрическим прибором мы познакомились на прошлом уроке?
  2. (реостат)

  3. Какую роль этот прибор выполняет в цепи? (регулирует силу тока в цепи).
  4. Рассмотрим электрическую схему:

– Укажите стрелками “путь” тока в реостате;

– Как изменится сопротивление в цепи, если сдвинуть ползунок реостата вправо? Почему?

– Как при этом изменятся показания амперметра?

– По показаниям приборов, условно изображённых на схеме, определите сопротивление части   реостата, включенного в электрическую цепь.

III. Объяснение нового материала: (10 мин)

Схема, с которой мы сейчас работали и схемы, с которыми нам приходилось иметь дело, обычно состояли из одного или нескольких потребителей. При этом они могут быть соединены по-разному.

Существует несколько видов соединений:

– последовательное;

– параллельное;

– смешанное.

Сегодня мы вновь обратимся к самому простому виду соединений – последовательному соединению.

Ребята, что значит соединить последовательно?

Это значит, конец первого проводника соединить с началом второго, конец второго проводника с началом третьего и т.д.

Рассмотрим небольшой участок цепи:

Определим характеристики тока для последовательного соединения двух проводников:

  1. Мы уже с вами знаем, что сила тока на любых участках цепи одна и та же.
  2. I = I1= I2

    А теперь выясним как рассчитываются другие характеристики тока, а именно сопротивление цепи и напряжение на концах участка цепи:

  3. Соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину
  4. проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше (R ~ l )

    R = R1 + R2

  5. Напряжение на концах отдельных участков:

Недостатки данного соединения:

Если один из участков цепи выходит из строя, цепь размыкается.

IV. Первичное закрепление: (15 мин)

Вернёмся к вышеуказанному участку цепи и придадим значения сопротивлений этим резисторам. Понадобится помощь консультанта.

С интерактивной доской работает ученик – консультант.

Работаем в парах самостоятельно, фиксируем ответы в тетради. Затем по окончании работы огласим результаты.

  1. Каково общее сопротивление в цепи? (R = 8 Ом)
  2. Подключаем вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе и амперметр, измеряющий силу тока на втором резисторе. Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В?
  3. (I = 2 А, т.к. I= I1=I2)

  4. Подключаем вольтметр, измеряющий напряжение на втором резисторе. Каково
  5. показание вольтметра второго резистора?

    (U2 = IR2,U2 = 4В )

  6. Каково общее напряжение в цепи? (U = 16 В)

Озвучим результаты по каждому из этапов:

Каково общее сопротивление в цепи? R = 8 Ом;

Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В? I = 2 А;

Каково показание вольтметра второго резистора? U2 = 4В;

Каково общее напряжение в цепи? U = 16 В.

V. Подведение итогов урока (2 мин).

Ещё раз обратимся к таблице закономерностей определения характеристик тока при последовательном соединении проводников.

Подведём итоги работы учащихся в классе (по   сводной ведомости консультанта).

VI. Рекомендации к домашнему заданию (1 мин): §48, упр. 22 (1, 2)

В упражнении 22 (1,2) вам также придётся работать с участком цепи, состоящем из двух последовательно соединённых проводников и применить   закономерности определения характеристик тока для данной цепи.