Цель урока: На основе понятия последовательного соединения проводников раскрыть закономерности определения характеристик тока в цепи с последовательным соединением.
Задачи: Продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы, сопоставлять анализировать результаты. Развивать познавательный интерес. Воспитывать культуру речи и умение слушать друг друга.
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Оборудование и средства изучения: презентация “Последовательное соединение проводников”, интерактивная доска, дидактический материал.
Ход урока
I. Орг.момент: (2 мин)
– запись домашнего задания §48, упр. 22 (1,2);
– назначение консультанта (по наибольшему количеству баллов, заработанных на предыдущем уроке).
II. Актуализация знаний
(10 мин)Консультант отслеживает и фиксирует в
сводной ведомости класса работу учащихся на
уроке.
(реостат)
– Укажите стрелками “путь” тока в реостате;
– Как изменится сопротивление в цепи, если сдвинуть ползунок реостата вправо? Почему?
– Как при этом изменятся показания амперметра?
– По показаниям приборов, условно изображённых на схеме, определите сопротивление части реостата, включенного в электрическую цепь.
III. Объяснение нового материала: (
10 мин)Схема, с которой мы сейчас работали и схемы, с которыми нам приходилось иметь дело, обычно состояли из одного или нескольких потребителей. При этом они могут быть соединены по-разному.
Существует несколько видов соединений:
– последовательное;
– параллельное;
– смешанное.
Сегодня мы вновь обратимся к самому простому виду соединений – последовательному соединению.
Ребята, что значит соединить последовательно?
Это значит, конец первого проводника соединить с началом второго, конец второго проводника с началом третьего и т.д.
Рассмотрим небольшой участок цепи:
Определим характеристики тока для последовательного соединения двух проводников:
- Мы уже с вами знаем, что сила тока на любых участках цепи одна и та же.
- Соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину
- Напряжение на концах отдельных участков:
I = I1= I2
А теперь выясним как рассчитываются другие характеристики тока, а именно сопротивление цепи и напряжение на концах участка цепи:
проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше (R ~ l )
R = R1 + R2
Недостатки данного соединения:
Если один из участков цепи выходит из строя, цепь размыкается.
IV. Первичное закрепление:
(15 мин)Вернёмся к вышеуказанному участку цепи и придадим значения сопротивлений этим резисторам. Понадобится помощь консультанта.
С интерактивной доской работает ученик – консультант.
Работаем в парах самостоятельно, фиксируем ответы в тетради. Затем по окончании работы огласим результаты.
- Каково общее сопротивление в цепи? (R = 8 Ом)
- Подключаем вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе и амперметр, измеряющий силу тока на втором резисторе. Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В?
- Подключаем вольтметр, измеряющий напряжение на втором резисторе. Каково
- Каково общее напряжение в цепи? (U = 16 В)
(I = 2 А, т.к. I= I1=I2)
показание вольтметра второго резистора?
(U2 = IR2,U2 = 4В )
Озвучим результаты по каждому из этапов:
Каково общее сопротивление в цепи? R = 8 Ом;
Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В? I = 2 А;
Каково показание вольтметра второго резистора? U2 = 4В;
Каково общее напряжение в цепи? U = 16 В.
V. Подведение итогов урока (2 мин).
Ещё раз обратимся к таблице закономерностей определения характеристик тока при последовательном соединении проводников.
Подведём итоги работы учащихся в классе (по сводной ведомости консультанта).
VI. Рекомендации к домашнему заданию (
1 мин): §48, упр. 22 (1, 2)В упражнении 22 (1,2) вам также придётся работать с участком цепи, состоящем из двух последовательно соединённых проводников и применить закономерности определения характеристик тока для данной цепи.