Викторина по разделу "Летопись, былины, жития". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (678 кБ)


Цели урока: обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Комментарии к уроку: Урок основан на телевизионной игре “Своя игра”. Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а в коллективе. Класс делится на 3 команды (по рядам).

Карточка со значком O означает, что команда может сама задать вопрос любой из команд.

Оборудование: Презентация “Летописи, былины, жития”.

Летописи, былины, жития

Машина времени

10

20

30

40

50

Богатыри

10

20

30

40

50

Живая картинка

10

20

30\O

40

50

Колесо истории

10

20

30

40

50

Памятники культуры

10

20

30

40

50

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята у нас сегодня не обычный урок. Мы поиграем в “Свою игру” которая посвящена “Летописям, былинам, житию”. Прежде чем начать игру, разделимся на команды. Для того чтобы игра прошла организована, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которой будет играть команда и учащегося, который будет отвечать.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

II. Проведение игры

Машина времени

10 – В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке)

20 – Одним из первых русских летописцев был … (Монах Киева – Печерского монастыря Нестор)

30 – Царьград – название, какого древнерусского города? (г. Константинополь, ныне Стамбул)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”, данный в учебнике? Назовите ее. (В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912))

50 – Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? (Из летописей)

Богатыри

10 Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (из былины “Ильины три поездочки”)

20 – “Богатыри”. Кто автор этой картины и кто на ней изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец)

30 – Объяснить значение слов:

Витязь – в Древней Руси: отважный воин.

Облатынивать – обращать в католическую веру.

Заподваливать – запирать в подвал.

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (Сделал много всего для образования Древнерусского государства. В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве…)

50 – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?

Живая картинка

10 – Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 – Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергей Радонежский)

30\O – Можно задать вопрос другой команде.

40 – К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. (“Ильины три поездочки”)

50 – Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? (А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)

Колесо истории

10 – Объясни, что такое былина. (Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и о бездонных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 – Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи?

30

“Ту дороженьку расчистил я
Богатырь … .
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня – за коня!”

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне)

40 – Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 – Почему авторы летописи и житья не названы? (В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные.)

Памятники культуры

10 – Первая печатная книга. (Библия)

20 – Чем выводили каждую букву в летописи? (Гусиным пером)

30 – Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить.

(Знамение – знак, предзнаменование.
Черноризец – монах.
Благословить – напутствовать)

40 – Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? (Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру.)

50 – Назовите автора иконы “Троица”. (Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

III. Подведение итогов

Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждается победители. Включается “Бородинская симфония” А.П. Бородина и вручаются заранее приготовленные призы.

________________

Урок подготовлен с использование поурочных разработок по литературному чтению для 4 класса, Кутявиной С.В.