Цели урока: обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Комментарии к уроку: Урок основан на телевизионной игре “Своя игра”. Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а в коллективе. Класс делится на 3 команды (по рядам).
Карточка со значком O означает, что команда может сама задать вопрос любой из команд.
Оборудование: Презентация “Летописи, былины, жития”.
Летописи, былины, жития |
|||||
Машина времени |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Богатыри |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Живая картинка |
10 |
20 |
30\O |
40 |
50 |
Колесо истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Памятники культуры |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята у нас сегодня не обычный урок. Мы поиграем в “Свою игру” которая посвящена “Летописям, былинам, житию”. Прежде чем начать игру, разделимся на команды. Для того чтобы игра прошла организована, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которой будет играть команда и учащегося, который будет отвечать.
Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.
II. Проведение игры
Машина времени
10 – В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке)
20 – Одним из первых русских летописцев был … (Монах Киева – Печерского монастыря Нестор)
30 – Царьград – название, какого древнерусского города? (г. Константинополь, ныне Стамбул)
40 – Этой датой начинается отрывок из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”, данный в учебнике? Назовите ее. (В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912))
50 – Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? (Из летописей)
Богатыри
10 – Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (из былины “Ильины три поездочки”)
20 – “Богатыри”. Кто автор этой картины и кто на ней изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец)
30 – Объяснить значение слов:
Витязь – в Древней Руси: отважный воин.
Облатынивать – обращать в католическую веру.
Заподваливать – запирать в подвал.
40 – Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (Сделал много всего для образования Древнерусского государства. В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве…)
50 – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?
Живая картинка
10 – Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 – Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергей Радонежский)
30\O – Можно задать вопрос другой команде.
40 – К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. (“Ильины три поездочки”)
50 – Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? (А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)
Колесо истории
10 – Объясни, что такое былина. (Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и о бездонных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 – Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи?
30 –
“Ту дороженьку расчистил я
Богатырь … .
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня – за коня!”
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне)
40 – Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 – Почему авторы летописи и житья не названы? (В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные.)
Памятники культуры
10 – Первая печатная книга. (Библия)
20 – Чем выводили каждую букву в летописи? (Гусиным пером)
30 – Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить.
(Знамение – знак, предзнаменование.
Черноризец – монах.
Благословить – напутствовать)
40 – Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? (Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру.)
50 – Назовите автора иконы “Троица”. (Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
III. Подведение итогов
Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждается победители. Включается “Бородинская симфония” А.П. Бородина и вручаются заранее приготовленные призы.
________________
Урок подготовлен с использование поурочных разработок по литературному чтению для 4 класса, Кутявиной С.В.