Тип урока. Комбинированный.
Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.
Задачи урока:
– систематизировать и обогащать
знания детей о связях между объектами живой и
неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее
представителях, особенностях их
жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать,
классифицировать, обобщать, через работу со
схемой;
– формировать коммуникативные компетенции,
через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе урока ученики:
Актуализируют:
– представления о характерных
изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой
природе;
– представления об объектах живой природы:
растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты
растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей,
насекомых, рыб.
Приобретают:
– знания, расширяющие кругозор в
области живой природы в зимнее время года,
особенностях приспособлений разных групп
животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные
связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы
Красноярского края (своей местности).
Закрепляют:
– навыки работы в группе, паре,
фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками
информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное,
делать выводы, наблюдать, логично выражать свои
мысли, приводить примеры, аргументировать свою
точку зрения и высказывая отношения к мнению
других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к
мнению, точке зрения одноклассников, сострадание
к зимующим животным, забота о родной природе.
Необходимое оборудование и материалы:
Оборудование:
– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10
для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.
Материалы:
– Презентация “Живая природа зимой”
(Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой
природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не
живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов”
(Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А.
Плешаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:
Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)
– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?
– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?
– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся
– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).
– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:
– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)
– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?
– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)
– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)
– Умирают ли лиственные деревья зимой?
– Как определить дерево зимой?
(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).
– Определите деревья. (Слайд 5)
– Как зимуют кустарники и травы?
(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).
– Как вы думаете, почему они не замерзают?
(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.
– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)
– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
(Слайд 7)
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)
Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)
– Ребята, следы какой группы животным вы искали?
– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.
2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери
МЕДВЕДЬ
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)
ЛИСА
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
(Слайд 10)
БЕЛКА
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
(Слайд 11)
– Ребята, о каких животных вам рассказали?
– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?
– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).
– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).
– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).
(Слайд 12)
– Как мы можем помочь лесным зверям?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
Физическая минутка
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)
3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых
– Какие трудности испытывают рыбы зимой?
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)
– А как насекомые переносят зиму?
(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).
4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)
(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).
– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).
– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:
1 группа “Зимующие птицы”
На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.
2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.
– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться.
– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:
– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)
Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”
И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.
Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
V. Закрепление изученного материала
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.
1. Дополнение таблицы.
(Индивидуальная работа по карточкам):
Изменения в неживой природе |
Изменения в живой природе |
Низкая температура |
(Теплый мех у животных, появление птенцов, созревание почек) |
(Исчезновение растений) |
Впадают в спячку, |
Снег |
(Смена окраски) |
2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)
Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?
– Как зимуют растения?
– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?
– Чем мы можем помочь животным зимой?
– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).
– Чему вы научились на уроке?
– Какая работа понравилась больше?
– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)
VII. Домашнее задание
– Прочитать по учебнику с. 136 – 137.
– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”
При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет:
– http://nauka.relis.ru/30/9901/30901158.htm
–
http://www.stihi.ru/2002/01/14-419–
http://www.ikt.oblcit.ru/184/Krasilinikova/p3aa1.html–
http://www.metodichka.com/sud1.htm–
https://dob.1sept.ru/2004/24/6.htmhttp://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=2955
–
http://www.nature-archive.ru/animals/bear.php