Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме.
Задачи урока:
- Формирование умения “видеть” временные формы глагола в тексте
- Развитие синтаксического строя детской речи
- Наблюдение за использованием глаголов в прямом и переносном значении
- Пробуждение интереса к произведениям литературы и живописи
- Воспитание любви к родной природе
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения, которое напомнит, с какой частью речи мы работаем на уроках русского языка.
Слайд № 1. Учитель читает стихотворение. Дети хором называют эту часть речи (Глагол).
Учитель: Найдите все глаголы в данном стихотворении. Молодцы! Сегодня сам Глагол к нам пожаловал.
Входит мальчик – Глагол и читает стихотворение.
“Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет”.
Глагол задает вопрос:
– А что, ребята, вы обо мне знаете?
Ученики отвечают:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделать? и т.д.
Глагол: Верно. А с какими признаками вы уже знакомы?
Ученик отвечает:
Число и лицо глаголов.
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Я пишу, и
Мы читаем
Первое лицо такое.
Ты пришёл,
Вы повстречались –
Так звучит лицо второе.
Он, она, оно, они
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!
III. Новая тема
Учитель: Сегодня мы повторим еще один признак глагола.
Выходят Имя существительное и Имя прилагательное (ученицы) и читают стихотворение.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!
Учитель: – Но мы, ребята, не будем ему завидовать, а с интересом будем изучать глагол.
Глагол: – В добрый путь, ребята. И уходит на свое место.
Учитель: – Итак, тема нашего урока “Времена глагола. Употребление глаголов в речи”. Слайд № 2.
Учитель: Сколько времен у глагола и какие это времена поможет нам вспомнить наша старая знакомая – Черепаха. Слайд № 3.
– О каком времени идет речь? (о прошедшем)
– Назовите все глаголы из этого отрывка.
– Назовите примету глаголов прошедшего времени. (суффикс –л-)
– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам и родам)
Слайд № 4.
Учитель: О каком времени идет речь? (о настоящем)
– Назовите все глаголы из этого отрывка.
Слайд № 5.
Учитель: О каком времени идет речь? (о будущем)
– Назовите все глаголы.
– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)
Учитель: – Хорошо. Ну, а теперь первое задание.
Слайд № 6.
Учитель: Вставьте подходящие по смыслу глаголы так, чтобы получились предложения о том, что происходит в природе в настоящее время.
Ученики вписывают глаголы в свои карточки. Затем читают, что получилось. Проверяют, глядя на экран.
Учитель: О каком времени года идет речь? (о зиме).
– Посмотрите на экран.
Слайд № 7.
Учитель: Как называется эта картина?
– Кто ее автор? (И.Э.Грабарь “Февральская глазурь”)
– Что вы знаете об истории создания этой картины?
– Молодцы.
– Задание № 2. Слайд № 8.
– Допишите предложения о том, что происходило в природе до этого.
Ученики читают ответы и проверяют, глядя на экран.
Учитель: О каком времени года идет речь? (об осени).
– Скажите, а какой художник так любил осень, что большинство своих картин посвятил этому времени года? (И.И.Левитан “Золотая осень”)
Слайд № 9.
Учитель: А как по-другому называют золотую осень? (ранняя)
– Молодцы.
Задание № 3. Слайд № 10.
Учитель: Составьте предложения о том, что произойдет в природе в будущем.
Ученики составляют и проверяют.
– О каком времени года идет речь? (о весне)
– Да, весна уже не за горами. Скоро птицы вернутся в наши сады и парки.
Слайд № 11.
Учитель: А какой художник написал картину об этом? (А.К.Саврасов “Грачи прилетели”)
– Ребята, в каком музее находятся все эти картины? (В Третьяковской галерее)
– А теперь немного поиграем.
Игра “Третий лишний”. Слайд № 12.
Учитель: Найдите в каждом столбике лишнее слово.
Дети читают свои варианты и объясняют свой выбор, потом проверка на экране.
Учитель, подходя к магнитной доске:
– Ой, ребята, кто-то все слова здесь перепутал. Помогите мне восстановить эти предложения. Помощь есть в вашей карточке.
– Кто первый выполнит задание, выйдет к доске.
1. “Не спеши языком, торопись делом”.
1-й Ученик выходит к доске, читает предложение – Как это называется? Пословица.
– Тогда объясни, пожалуйста, как ты понимаешь ее смысл.
2-й Ученик выходит.
2. “Языком не спеши, а делами не смеши”. Аналогичный разбор.
Учитель:
– Посмотрите внимательно на обе пословицы.
– Какое правило вы заметили?
Дети:
“Не” с глаголами пишется раздельно. (можно хором).
– Что такое “не”? (частица)
– Какова роль частицы “не”? (отрицание)
– Молодцы. Теперь немного отдохнем.
Физкульминутка.
Учитель:
– Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте, встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите и работать вновь начните.
Учитель: Я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
Слайд № 13.
Учитель:
– Посмотрите на экран.
– Прочитайте. (Читают сначала левый столбик, потом, когда появляется, правый)
– Что вы прочитали? (выражения)
– Как они называются? (фразеологические обороты)
– Найдите, пожалуйста, выражению из левого столбика подходящее по смыслу выражение из правого.
– У себя в карточке соедините их стрелками.
– Дети читают свои варианты, а затем проверяют на экране.
– Проверим. Слайд № 14.
– Что означает первая пара?
– Что означает вторая пара?
– Что означает третья пара?
– Молодцы! В какой форме здесь употреблены глаголы? (в неопределенной).
– Что это за форма глагола? (начальная)
– Как ее определяем? (по вопросу и примете)
– А теперь проверим, кто из вас умеет правильно и быстро определять морфологические признаки глаголов.
– Что это за признаки? (время, число, род или лицо)
– В нашей необыкновенной книге живут слова. Подойдите и возьмите себе по одному слову.
IV. Сравнительный анализ текстов
Учитель:
– А теперь наша задача, послушав стихотворения, определить роль глаголов в тексте.
– Послушайте первое стихотворение. Слайд № 15.
– Кто его автор? (А.Фет)
Учитель поворачивает портрет.
– Как называется это стихотворение? (“Чудная картина”)
– Послушайте отрывок из второго стихотворения. Слайд № 16.
– Кто его автор? И как оно называется? (А.С.Пушкин “Зимний вечер”)
Учитель поворачивает портрет.
– О чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о ее состоянии)
– Как называется описание природы? (пейзаж)
– Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? (нет, у Фета – неподвижная природа, спокойствие).
– Как удается автору подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)
– А в стихотворении А.С.Пушкина какой мы видим природу? (природа в движении; картина подвижная, динамичная).
– Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)
– Почему глаголов много? (автор описывает разгул непогоды)
– Какой же мы сделаем вывод?
Вывод: И у Фета и у Пушкина описание природы. Но существительные создают картину неподвижности, покоя, а глаголы подчеркивают действие, движение.
– В чем особенность глаголов, употребляемых А.С.Пушкиным? (глаголы употреблены в переносном значении).
– А какой художественный прием использует А.С.Пушкин в своем стихотворении? (олицетворение).
Олицетворение – перенесение свойств одушевления природы на неодушевленные предметы и явления.
V. Итог урока
Учитель: – Очень хорошо. Наш урок подходит к концу.
– Давайте подводить итоги.
Глагол – самая живая часть речи. По частоте употребления он занимает второе место после имени существительного. Глагол обозначает (дальше продолжает ученик) действие предмета. Изменяется по временам, числам, лицам и родам.
Глаголы в прямом значении употребляются в речи для достижения точности. А глаголы в переносном значении придают речи выразительность.
– К сожалению, наше время истекло, но я надеюсь, что у вас возникло желание еще больше узнать о глаголе.
– На парте у каждого из вас лежат два будильничка. Один – желтый, веселый, другой – голубой, грустный. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите желтый будильник, если нет – голубой и прикрепите на доску.
– Наш урок окончен. Всем большое спасибо.