Формирование академического репертуара для аккордеона

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (635 МБ)


Тип лекции: Лекция с параллельным показом презентации, содержащей основные данные исследования и предварительные практические выводы автора, с привлечением аудио и видео ресурсов.

Цель лекции: В рамках курса истории и теории исполнительства на баяне и аккордеоне в высшем учебном музыкальном заведении, познакомить студентов с особенностями становления оригинальной литературы для аккордеона: сформулировав основные этапы эволюции аккордеонного репертуара, проследить тенденции его академизации.

Содержание лекции:

Становление аккордеона как сольного инструмента происходило в середине ХХ столетия, а в сферу академического концертного искусства аккордеон вошёл лишь с середины 1970-х годов [6, с.279-280].

Параллельно с усовершенствованием конструкции инструмента, на протяжении всего исторического периода формирования аккордеона, претерпевал изменения и репертуар. Слайды №№ 2,3,4

Реконструируя события по очерченному кругу вопросов, мы опираемся на опубликованные литературные источники. Это, прежде всего, труды профессора, доктора искусствоведения, академика М.И. Имханицкого [6, 7 ], посвящённые изучению процесса становления баяна и аккордеона как полноценных представителей академической концертной сцены. Так же мы обратились к работам Г.И. Благодатова [1], Г.А. Гайсина [4], А.М. Мирека [9, 10], Е.В. Показанник [13], раскрывающим исторический аспект конструктивного развития гармоники в её различных разновидностях. Ценные сведения о развитии баянно-аккордеонного исполнительства были почерпнуты нами из работ В.В. Бычкова [2], Ф.Р. Липса [11, 12].

Слайд № 5

Начальный этап становления аккордеонного репертуара (1920 – 1940 гг.) характеризуется развитием музицирования в сфере популярных песенно-танцевальных жанров. Как отмечает кандидат искусствоведения, доцент Г.А. Гайсин, изначально аккордеон развивался прежде всего как инструмент массовой культуры, рассчитанный на исполнение лёгких в воспроизведении и доступных в самых различных условиях народного быта мелодиях. “Процесс его эволюции явственно показывает движение от эксцентричности, гротеска, весёлости, например, в русской частушке, к серьёзным инструментально-игровым формам поведения” [4]. Слайд № 6

Идентичность правой клавиатуры аккордеона с фортепианной способствовала весьма быстрому процессу популяризации и демократизации инструмента. В одной из работ доцента Ростовской государственной консерватории им. С. Рахманинова Е.В. Показанник, справедливо замечено об аккордеоне, что он представлял собой “наиболее стандартизированный инструмент из класса гармоник. Исполнитель не столкнётся с проблемой освоения новой клавиатуры при игре на инструменте с любого конца света” [13, с.22]

В круг интересов аккордеонистов постепенно входили образцы классической музыки, доступные для воспроизведения выразительными средствами инструмента. Однако основная цель таких первых переложений – популяризация известных сочинений. Кроме того, по свидетельству профессора РАМ им. Гнесиных Ф.Р. Липса, “многие шедевры классической музыки приходилось даже не перекладывать, а скорее приспосабливать к ограниченным возможностям инструмента старой конструкции” [12, с.4]. Помимо наличия лишь готовых аккордов в левом полукорпусе, аккордеону был свойственен своеобразный “разлив” – совмещение в звучании инструмента двух, а иногда и трёх голосов, настроенных не точно в унисон, а с разницей в несколько колебаний. Исполнение классической музыки на таком инструменте противоречило нормам академического искусства, однако привлекало слушателей характерным “резко выразительным, раздражающим слух вибрирующим тембром” [7, с.47]. Такая специфика темброво-акустических качеств станет одной из главных причин, отодвинувших перспективу вхождения аккордеона в систему музыкального образования. Слайд № 7

Известно, что первыми исполнителями на аккордеоне (в отечественном музыкальном быту они получили наименование “клавишников” [7, с.46]) были профессиональные пианисты, теоретики, хоровики. Настойчиво занимаясь, используя пианистический опыт, изучая и расширяя возможности левой клавиатуры и работая над приёмами ведения меха, а, следовательно, над звукоизвлечением и штрихами, они добились значительных результатов в исполнении эстрадно-танцевальных пьес, выявив новые технические и художественно-выразительные качества инструмента. Благодаря чему, была сформирована определённая культура исполнительства на аккордеоне. Слайды №№ 8,9,10

В послевоенное время, когда была значительно активизирована организация художественных коллективов, прослеживается тенденция в целенаправленном использовании аккордеона в качестве солирующего инструмента джазовых оркестров, духовых ансамблей. Однако с отечественной концертной эстрады в начале 50-х годов аккордеон исчезает. Это связано с тем, что в русле исторических событий произошло разделение инструментов на представителей “национального” и “инонационального” происхождения [6, с.227]. Аккордеон, как инструмент, имеющий явно иностранный генезис, трактовался как чуждое советской идеологии средство западного культурного влияния.

Слайд № 11

Новый этап (1950 – 1970 гг.) в формировании аккордеонного репертуара связан со становлением системы профессионального музыкального образования для исполнителей на народных инструментах. Несмотря на то, что аккордеон в качестве равноправного представителя академического искусства был включён в систему – от ДМШ до вуза – лишь в конце 60-х годов, именно в этот период происходит становление академического репертуара баянистов, который в дальнейшем станет отправной точкой развития аккордеонной исполнительской школы. Слайд № 12

Первые академические тенденции в баянном исполнительстве отчётливо проявились в создании концертных транскрипций образцов классической музыки. В них авторы, для оптимального приспособления к возможностям традиционного баяна с готовыми аккордами, кардинально переосмысливали фактуру произведений, стремясь максимально сохранить эстетическую сущность художественного образа. Особо популярными стали транскрипции известных сочинений – “Итальянской польки” С. Рахманинова, Венгерского танца № 5 И. Брамса, “Хабанеры” П. Сарасате и мн. др. – созданные баянистом И. Яшкевичем (1923-2000). Характеризуя подобного рода транскрипции, М.И. Имханицкий утверждает, что их исполнение, требуя “рельефной штриховой контрастности при полифоническом проведении тем в разных голосах правой клавиатуры, концертной броскости игры”, в “значительной степени способствовало совершенствованию современного баянного исполнительства” [6, с.272]. Обогащение репертуара за счёт классических произведений мировой музыкальной литературы, рост уровня исполнительского мастерства потребовали расширения художественно-выразительных и технических возможностей инструмента. Решение данной проблемы было найдено в изготовлении и массовом производстве многотембрового готово-выборного баяна, что свидетельствовало о новом этапе развития исполнительства на инструменте. К сожалению, такого рода модификация – встроенная в левый полукорпус выборная клавиатура, сочетающаяся с клавиатурой трёх-четырёхоктавных басов – в аккордеоне появилась лишь в середине 1970-х годов. Этот факт стал ещё одной причиной более позднего формирования аккордеонного академического искусства.

Современная конструкция баяна позволяла более точно передавать нотный текст оригинала, исполнители стремились достигнуть максимально близкого подлиннику тембрового эквивалента. Был создан ряд транскрипций произведений И. Баха, Д. Букстехуде, В. Моцарта, М. Глинки и др.. Прослеживается значительное пополнение баянного репертуарного фонда оригинальными сочинениями, который к 1970-м годам характеризуется наличием не только авторских обработок (И. Паницкий, В. Мотов, А. Сурков, А. Шалаев и др.), концертных транскрипций (И. Яшкевич, Н. Ризоль, В. Дикусаров и др.), но и сонатно-симфонических жанров композиторов-профессионалов (Н. Чайкин, Ф. Рубцов, Ю. Шишаков и др.)у.

Таким образом, к моменту выхода аккордеона на концертную академическую сцену, баян представлял собой уже полноправного представителя последней. Слайд № 13

Следует отметить, что кнопочный инструмент и сейчас обнаруживает целый ряд преимуществ перед инструментом клавишного типа. Это, прежде всего, органологические аспекты:

№ п/п

Характеристика

Баян

Аккордеон

1

Диапазон правой клавиатуры

От “ми” большой октавы до “соль” четвёртой

От “ми” малой октавы до “до” четвёртой

2

Компактность расположения кнопок на клавиатуре

Возможен охват фактуры в диапазоне более трёх актов

Возможен охват фактуры в диапазоне, обычно, не более дуодецимы

Отсюда, укажем причины более трудного освоения аккордеонистами переложенного репертуара (в сравнении с баянистами):

1) значительно меньший диапазон правой клавиатуры, ограничивающий круг произведений для исполнения;

2) менее компактное расположение клавиш правой клавиатуры, не позволяющее охватывать созвучия и аккорды с широким расположением звуков.

Слайд № 14

Тем не менее аккордеонисты наших дней успешно решают трудности, стоящие перед аккордеонным академическим исполнительством, выводя инструмент в ранг полноценных инструментов мирового музыкального искусства. Слайд № 15

Слайды №№ 16, 17, 18

Итак, этап эволюции аккордеонного репертуара с конца 1970 года по настоящее время, характеризуется следующими тенденциями к его академизации. Слайд № 19

Во-первых, репертуар значительно пополняется за счёт камерно-академических сочинений, написанных для баяна. В некоторых таких произведениях их авторы предусматривают варианты исполнения для аккордеона, что оговаривается в примечаниях к музыкальному тексту.

Пример 1.

В. Зубицкий. Болгарская тетрадь. I ч.

В золотой фонд такой литературы вошли произведения А. Репникова, Вл. Золотарёва, В. Зубицкого и др. Однако большая часть баянных сочинений, для адекватного звучания на аккордеоне, требует значительного переосмысления текста (главным образом, фактурных изменений). Решение данных транскрипторских проблем лежит в области упрощения аккордовых созвучий, переноса звучания в иные октавы, создании специальных вариантов регистровки. На сегодняшний день пласт адаптированной баянной музыки занимает лидирующие позиции в репертуаре аккордеонистов.

Во-вторых, совершенство современного концертного аккордеона способствовало созданию оригинальных сочинений и транскрипций, написанных специально для него. Безусловно, первые, долгое время единственные, образцы камерно-академической аккордеонной музыки принадлежат зарубежным композиторам (Г. Бреме, В. Троян, Ю. Хатрик, Б. Пшибыльский) [7].

Большое значение в расширении репертуара имели международные фестивали и конкурсы, мастер-классы, активизирующие обмен научно-методической информацией, исполнительскими достижениями и нотной литературой. В результате творческих поисков и тесного сотрудничества композиторов с исполнителями появляются сочинения, написанные специально для аккордеона представителями отечественного музыкального искусства (А. Репников, Н Синякова).

Слайд № 20

Анализ существующей аккордеонной литературы свидетельствует о произошедшей переоценке отношения и к исполнению на инструменте переложений (по отношению к баяну эта проблема сформулирована Н.А. Давыдовым [5], М.И. Имханицким [6], Ф.Р. Липсом [12]). Из репертуара фактически полностью были исключены фортепианные произведения, в которых существенная роль принадлежала педали (Ф. Шопен, А.Н. Скрябин, К. Дебюсси).

Наиболее органичными для создания аккордеонных транскрипций являются клавирные (Ф. Куперен, Ж. Рамо, Д. Скарлатти) и органные (С. Франк, О. Мессиан, Ф.Пуленк, Э. Арро) произведения. Широкое обращение к последним обусловелено органологической и исполнительской однородностью инструментов, позволяющим на аккордеоне точно воспроизводить текст органного подлинника.

Слайды №№ 21, 22

К 1990-м годам претерпевает изменение образное содержание музыки и стилистика аккордеонного репертуара. Так, прослеживается тенденция к увеличению психологически сложных, адекватных современной жизни произведений, что отражается в применении многих элементов языка ХХ века, использовании современных композиторских техник и исполнительских приёмов.

Слайд № 23

Таким образом, в талантливых обработках народных и эстрадных песен, переложениях и транскрипциях классических произведений выявились те технические возможности и художественно-выразительные качества аккордеона, которые стимулировали создание и утверждение оригинального, художественно состоятельного репертуара, ставшего равноправным представителем мирового академического искусства.

Слайд № 24

Слайд № 25 – Библиографический список.

Слайд № 26 – Список исполнителей и произведений, размещённых на слайдах в аудио треках.

Слайд № 27 – Сведения об авторе.

Слайды №№ 28-31 – Дополнительный материал, художественно-эстетического значения, представляющий собой своеобразный коллаж образцов различных видов искусства: поэзии (стихотворение “Старый аккордеон” Андрея Петренко), фото-рисунка (ресурсы Интернета), музыки (домашняя фонотека автора).

Библиографический список:

  1.  Благодатов, Г.И. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Г.И. Благодатов; под ред. Ф.А. Рубцова. – Л. : Музгиз, 1960. – 182 с.

  2.  Бычков, В.В. История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки / В.В. Бычков. – М. : Композитор, 2003. – 167, [1] с., илл.

  3.  Варламов, Д.И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX – XX веков : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.09 / Варламов Д.И. – Саратов, 2009. – 40 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.oldvak.ed.gov.ru – Дата доступа : 05.01.2011.

  4.  Гайсин, Г.А. Игра на аккордеоне. Учебно-методическое пособие / Г.А. Гайсин [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа : http://citoweb.yspu.org/link1/metod/.../met66.html – Дата доступа : 03.01.2011.

  5.  Давыдов, Н.А. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста) / Н.А. Давыдов. – 4-е изд., доп. – Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2006. – 308 с.

  6.  Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах / М.И. Имханицкий. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. – 352 с.

  7.  Имханицкий, М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учебное пособие для вузов и училищ / М.И. Имханицкий. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – 376 с., с илл., нот.

  8.  Итальянская фирма “PIGINI” [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : www.pigini.com – Дата доступа : 29.12.2010.

  9.  Мирек, А.М. Из истории аккордеона и баяна / А.М. Мирек. – М. : Музыка, 1967. – 196 с.

  10.  Мирек, А.М. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга / А.М. Мирек. – М. : ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с., нот.

  11.  Липс, Ф.Р. Искусство игры на баяне / Ф.Р. Липс. – М. : Музыка, 1985. – 158 с.

  12.  Липс, Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции / Ф.Р. Липс; ред. В. Брызгалин. – Москва-Курган : Мир нот, 1999. – 96 с.

  13.  Показанник, Е.В. Аккордеон в семействе гармоник: история создания и формирования технико-конструктивных характеристик / Е.В. Показанник. – Ростов-на-Дону : РГК им. Рахманинова, 1999. – 36 с.