Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представления о растительных тканях.
Задачи урока:
- дать понятие “ткани”;
- показать многообразие тканей;
- показать зависимость между строением и функциями тканей.
Оборудование: презентация к уроку “Ткани растений”, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (5 минут).
Тест (Приложение 1).
Ответы: 1в, 2б, 3а, 4г, 5б, 6а, 7в, 8б.
II. Изучение нового материала
В 1665 году Роберт Гук (Слайд 1) рассмотрел под микроскопом срез коры пробкового дерева и увидел вот такую картину… Что же увидел Роберт Гук? (ячейки, которые назвал cells – клетки). Действительно Роберт Гук увидел на срезе ячейки и их было достаточно много. Вот именно об этом множестве клеток сегодня мы с вами и узнаем подробнее.
Учитель объявляет тему урока, обозначает задачи (Слайд 2).
А что же такое ткани? (мнения учащихся)
Слайд 2 Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции.
Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей.
Слайд 3 Классификация растительных тканей основана на единстве выполняемых функций, происхождении, сходстве строения и расположении клеток в органах растения. По этим критериям ткани делят на несколько групп: меристематические или образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.
Лекция (Работа со слайдами 4 – 14).
Во время работы со слайдами учащиеся составляют таблицу с краткими записями (Ткань, особенности строения, функции; возможно отдельно сделать таблицу в обычной тетради или работать с заданием в рабочей тетради)
Ткани растений [1, 4]
Ткань |
Элементы и их местоположение |
Строение |
Функции |
№ слайда, комментарии |
1. 1. Проводящая: а) Ксилема (древесина) |
А) Трахеиды Б) Трахеи | Клетки вытянуты, мертвые, без
цитоплазмы, с одревесневшими стенками Клетки вытянуты с частично одревесневшими стенками и сохранившимися участками цитоплазмы |
Восходящий ток воды и минеральных солей | Слайд 4 Слайд 5 После рассказа учителя о ксилеме и флоэме по щелчку мыши открывается рисунок, где отражено местоположение данных тканей, а затем по щелчку – оно исчезает и снова возвращается изображение данных тканей Слайд 6 – Фотографии тканей |
б) Флоэма (луб) | А) Ситовидные трубки Б) Клетки-спутницы |
Клетки вытянутые, живые, с цитоплазмой,
без ядра. Поперечные перегородки с отверстиями,
расположены параллельно трахеям Типичное для растительных клеток строение; прилегают к ситовидным трубкам |
Нисходящий ток продуктов ассимиляции (органических веществ) от листьев в стебель и корень | |
2. Покровная: а) Эпидермис (кожица) б) Пробка, вторичная покровная ткань (стебли и корни многолетников) в) Кора (старые ветки и стволы деревьев) |
Устьица (эпидермис листьев и стеблей
травянистых растений), восковой налет, волоски Многослойная ткань, чечевички Комплекс отмерших тканей (основная ткань, старая пробка) |
Клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами; плотно прилегают друг к другу Клетки мертвые, с плотными оболочками, пропитанными жироподобными веществами Мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками | Защитная, испарение воды, газообмен
Защитная, газообмен (через чечевички) Защитная, газообмен (через трещины коры) |
Слайд 7 По щелчку мыши на рисунке “глаз” открываются гиперссылки при нажатии на текст на белом фоне Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
3. Основная (паренхима) | А) ассимиляционная (мякоть листа, некоторые клетки коры стебля) Б) запасающая (эндосперм, видоизменения корня и стебля, паренхима лубяная и древесная) В) воздухоносная (водные и болотные растения) | Клетки имеют тонкие стенки и много хлоропластов Клетки округлые или многоугольные, живые; тонкая оболочка часто утолщается и одревесневает; много межклетников Клетки округлые или звездчатые, расположены рыхло; много крупных межклетников | Фотосинтез Хранилище запасных питательных веществ (сахара, белки, крахмал); накопление влаги Накопление воздуха в межклетниках | Слайд 11 Использованы гиперссылки Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 На слайдах 12-14 внизу рисунок – возврат на слайд 11 |
4. Образовательная(меристема) | Камбий: точки роста (меристемы верхушечные, боковые, вставочные и кончика корня) | Клетки многогранные, тонкостенные, без вакуолей и хлоропластов, постоянно делятся | Рост растения и начало другим тканям | Слайд 15 По щелчку мыши открывается информация о функциях и другая микрофотография |
5. Механическаяа) колленхима б) Склеренхима в) Склереиды | Эластичная ткань первичной коры
молодых стеблей двудольных растений, листьев
Лубяные волокна Каменистые клетки. Встречаются группами в корке хвойных и некоторых лиственных пород, в твердых оболочках семян и плодов |
Живые клетки с неравномерно
утолщёнными не одревесневшими первичными
оболочками, вытянутые вдоль оси органа Прочная
ткань из быстро отмирающих клеток с
одревесневшими и равномерно утолщенными
оболочками Мертвые паренхимные клетки с толстыми одревесневшими оболочками. |
Обеспечивают упругость и прочность растений | Слайд 16 На слайде имеется гиперссылка на видеоролик о механических тканях (учащиеся его просматривают) |
Слайд 17 Внутреннее строение стебля
Учащиеся еще раз рассматривают клеточное строение стебля, зрительно запоминают расположение тех или иных тканей стебля. Можно задать вопросы (при необходимости, в зависимости от специфики класса) о том, элементы каких тканей указаны на слайде.
III. Закрепление знаний: Тренажер из коллекции ЦОР (Слайд 18)
Работа учащихся с интерактивной доской
IV. Домашнее задание:
§ 9, печатная тетрадь № 1Использованные источники:
- Биология: Весь школьный курс в таблицах/сост. Л.В.Ёлкина. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2009. – 63-65
- Открытая биология. Лекции. http://www.biology.ru/course/content/chapter9/section2/paragraph1/theory.htm
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79166/
- Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Механическая_ткань
- Слайды 19-20 – Использованные ресурсы
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение, 19996.