Цель урока: выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.
Задачи урока:
- Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
- Развивающая. Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
- Воспитательная. Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.
Урок изучения новой темы. Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.
Содержание урока
I. Оргмомент. (слайды 1,2)
II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Сообщение темы и цели урока.
III. Усвоение новых знаний.
Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».
Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»
Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!
Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.
Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.
Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.
А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.
Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.
А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.
Экскурсовод 4. (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.
В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».
Экскурсовод 1. XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные, кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.
Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.
Экскурсовод 3. Отмечается подъём гражданской архитектуры. (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.
Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское. Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.
Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.
Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.
Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.
Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов
Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное. Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками
Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.
Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.
Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.
Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).
Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.
Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».( сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.
Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.
Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент. Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.
Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)
Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.
Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г. Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.
Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.
Экскурсовод 3.В 1679 году появилась первая библиотека, названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.
Экскурсовод 4. (слайд 21) Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым во Львове в 1574 г. состоял из 80 страниц. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия.
Экскурсовод 1. Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова (20 августа 1634 год). Второе издание букваря - 1637 г. Совсем маленькая, "карманная" книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука.
"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г., по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.
Экскурсовод 2. В 1694 г. в Москве издан Букварь Кариона Истомина - монаха Московского Чудова монастыря. В 1696г. - «Букварь языка славенска…» в20 экземпляров.
Экскурсовод 4. (слайд 22) Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. «мастера грамоты» появляются и городах. У них учились дети и взрослые - бояре и дворяне, в меньшей степени – крестьяне и посадские люди. Учили сначала азбуку, потом Часослов, письмо, Псалтирь. Те, кто побогаче, продолжали обучение – на очереди были «Апостол», Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже – умножению и делению.
В 1685 г открылась «школа для учения детям» в городе Боровске. В 1665 г. – открылась первая государственная греко-латинская школа. Создал ее Симеон Полоцкий при Спасском монастыре в Москве. В 1667 г. – в Китай-городе был создан «гимнасион». В 1680 г. – основана школа при Печатном дворе. Руководитель – иеромонах Тимофей. Обучалосб в ней 232 ученика. В 1687 г. - открыто Славяно – греко – латинское училище. Основатели его братья Софроний и Ионнаний Лихуды.
Экскурсовод 1. Итак. В 1563 г. создана государственная типография под названием Московского печатного Двора. В 1564 г. издана первая печатная книга «Апостол». За вторую половину 17-го столетия Печатный двор напечатал 300 000 букварей, 150000 учебных Псалтирей и Часословов.
Открывались школы в городах. В 1687 г. - открыто первое Славяно-греко-латинское училище, которое впоследствии будет названо академией
Учитель: - Самое время отдохнуть немного с пользой для ума. Экскурсоводы предлагают нам кроссворд. (слайд23) Приложение 1.
(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами
Экскурсовод 1.. (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси — скоморохи.Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.
Особой формой театра была народная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).
Экскурсовод 2.. Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.
Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.
Экскурсовод 3.. Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.
После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь — Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.
Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков». Приложение 2, Презентация 2.
IV. Подведение итогов занятия.
V. Информация о домашнем задании.
Сочинение-эссе «Русская культура конца XV-XVII вв.»