Начало правления Петра I

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Методическое обоснование темы урока:

  • Основное общее образование;
  • Курс «История России»;
  • Базовый уровень; 7 класс;
  • Второй урок по теме «Россия при Петре I»;
  • Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что по первым годам правления Петра I возможно попытаться определить направления и характер внутренней политики;
  • Обязательный минимум содержания образования: Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I.

Развернутая целевая установка урока:

образовательная:

  • дать представление о личности Петра I;
  • познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I;
  • охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования;
  • уяснить значение терминов по теме;

воспитательная:

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с эпохой Петра I;
  • выработать умение понимать людей иной эпохи, с иным культурным багажом, и иной ментальностью;
  • формирование исторического сознания, воспитания чувства сопричастности прошлому, как истории народов мира, так и истории своей страны;
  • общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
  • историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию;

развивающая:

  • познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
  • показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
  • обучить учеников определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;
  • развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
  • самостоятельно анализировать и сопоставлять факты прошлого, делать аргументированные выводы и обобщения на основе изученного материала, владеть терминологическим аппаратом по изучаемому кругу вопросов и др.
  • сформировать умение логически мыслить историческими категориями;
  • развитие речи и памяти при работе с документами, выполнением различных познавательных заданий;
  • формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
  • продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Визуальное сопровождение: Презентация, иллюстрации, карты.

Оборудование: компьютер, проектор, исследовательские карты;

Тип урока: урок-исследование.

Время занятия: 1 урок – 45 минут.

Связь с другими предметами: МХК.

Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши. Урок проводится в мультимедийном кабинете.  

Ход урока

«Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
Дм. Мережковский, «Грядущий хам» 

План изучения новой темы:

Опережающее задание: разделив учащихся на три группы, предложить ознакомиться с материалами учебника по теме «Начало правления Петра I».

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Мотивационная беседа. Постановка целей урока.
    Человек крайностей: «и жертва, и демон», «гениальный сумасшедший», «обуреваем фобиями», «пороки Петра уравновешены его добродетелями».

  2. Основная часть. Изучение нового материала.
    а) Анализ источника (иллюстрации);
    б) Анализ источника (письменный документ);
    в) Анализ источника (альтернативный текст).

  3. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса.

Описание работы:

1. Титульный. Слайд 1
2. Эпиграф. Слайды 2-3
3. План. Слайд 4, гиперссылки на текстовые документы «История Стрелецкого бунта», «иллюстрация», «письменный источник», «альтернативный текст», словарь.
4. Работа с документами. Слайд 5, гиперссылки на слайд 6, 12, 14
5. Анализ источника (иллюстрация). Слайд 6, переход к объектам по щелчку мыши, гиперссылки на слайд 5.
6. Анализ исторического источника (документа) Слайды 7-8, гиперссылки на слайд 5.
7. Анализ исторического источника (альтернативный текст) Слайды 9-12, гиперссылки на слайд 5.
8. Дополнительные иллюстрации по теме Слайды 13-17, гиперссылки на слайд 13.
9. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса. Дискуссия. Слайды 18-21.

Использованные материалы:

  1. Стрелецкий бунт. 1698. Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб. 1699
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России к.-XVI-XVIII в» 7 класс М. «Просвещение» 2007, с. 387.
  3. Юрганов А.Л, Кацва Л.А «История России XVI-XVIIIвв» Вентана-Граф, М. 1995 с. 217-218.
  4. В.Ф. Шаповалов «Основы философии: от классики к современности» М., 2001 с. 496.

Приложения.