Методическое обоснование темы урока:
- Основное общее образование;
- Курс «История России»;
- Базовый уровень; 7 класс;
- Второй урок по теме «Россия при Петре I»;
- Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что по первым годам правления Петра I возможно попытаться определить направления и характер внутренней политики;
- Обязательный минимум содержания образования: Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I.
Развернутая целевая установка урока:
образовательная:
- дать представление о личности Петра I;
- познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I;
- охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования;
- уяснить значение терминов по теме;
воспитательная:
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с эпохой Петра I;
- выработать умение понимать людей иной эпохи, с иным культурным багажом, и иной ментальностью;
- формирование исторического сознания, воспитания чувства сопричастности прошлому, как истории народов мира, так и истории своей страны;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию;
развивающая:
- познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
- показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;
- обучить учеников определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
- самостоятельно анализировать и сопоставлять факты прошлого, делать аргументированные выводы и обобщения на основе изученного материала, владеть терминологическим аппаратом по изучаемому кругу вопросов и др.
- сформировать умение логически мыслить историческими категориями;
- развитие речи и памяти при работе с документами, выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Визуальное сопровождение: Презентация, иллюстрации, карты.
Оборудование: компьютер, проектор, исследовательские карты;
Тип урока: урок-исследование.
Время занятия: 1 урок – 45 минут.
Связь с другими предметами: МХК.
Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши. Урок проводится в мультимедийном кабинете.
Ход урока
«Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
Дм. Мережковский, «Грядущий хам»
План изучения новой темы:
Опережающее задание: разделив учащихся на три группы, предложить ознакомиться с материалами учебника по теме «Начало правления Петра I».
-
Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Мотивационная беседа. Постановка целей урока.
Человек крайностей: «и жертва, и демон», «гениальный сумасшедший», «обуреваем фобиями», «пороки Петра уравновешены его добродетелями». -
Основная часть. Изучение нового материала.
а) Анализ источника (иллюстрации);
б) Анализ источника (письменный документ);
в) Анализ источника (альтернативный текст). -
Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса.
Описание работы:
1. Титульный. | Слайд 1 |
2. Эпиграф. | Слайды 2-3 |
3. План. | Слайд 4, гиперссылки на текстовые документы «История Стрелецкого бунта», «иллюстрация», «письменный источник», «альтернативный текст», словарь. |
4. Работа с документами. | Слайд 5, гиперссылки на слайд 6, 12, 14 |
5. Анализ источника (иллюстрация). | Слайд 6, переход к объектам по щелчку мыши, гиперссылки на слайд 5. |
6. Анализ исторического источника (документа) | Слайды 7-8, гиперссылки на слайд 5. |
7. Анализ исторического источника (альтернативный текст) | Слайды 9-12, гиперссылки на слайд 5. |
8. Дополнительные иллюстрации по теме | Слайды 13-17, гиперссылки на слайд 13. |
9. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса. Дискуссия. | Слайды 18-21. |
Использованные материалы:
- Стрелецкий бунт. 1698. Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб. 1699
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России к.-XVI-XVIII в» 7 класс М. «Просвещение» 2007, с. 387.
- Юрганов А.Л, Кацва Л.А «История России XVI-XVIIIвв» Вентана-Граф, М. 1995 с. 217-218.
- В.Ф. Шаповалов «Основы философии: от классики к современности» М., 2001 с. 496.