Тип урока:
- Исследовательский.
Форма урока:
- Интегрированный.
Цель урока: создать условия для интеграции знаний о роли химических элементов для нормального функционирования человеческого организма.
Задачи урока:
- обучающие:
– систематизировать, углубить и расширить имеющиеся знания учащихся о роли химических элементов в жизнедеятельности человека.
- развивающие:
– формировать умения и навыки работать с дополнительной информацией, анализировать, делать выводы;
– развивать умения готовить сообщения, давать развернутые ответы.
- воспитывающие:
– воспитывать чувство ответственности за общую работу;
– формировать практические компетенции у учащихся.
Оборудование:
- компьютер, проектор, информационные пакеты, карты исследований, и учета деятельности, набор веществ, для работы в группах.
Структура урока:
Организационный момент
I этап – Работа с информационными листами.
Выступление группы.
II этап – Исследовательская работа в группах:
“Содержание микроэлементов в веществах, которые
окружают нас в повседневной жизни”.
III этап – Выпуск листков здоровья о роли
химических элементов в жизни человека.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Как связаны наука о веществах (химия) и живые организмы? | – Клетки живых организмов состоят из химических веществ: органические и неорганические. |
Какие вы знаете органические вещества? | – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты |
Неорганические вещества? | – Вода и минеральные соли. |
Чем образованы вещества клетки? | – В состав химических веществ клетки входит около 70 химических элементов, встречающихся и неживой природе. |
Какие химические вещества называют макроэлементами? | – Углерод, азот, кислород, водород , сера, железо, фосфор, кальций, калий, натрий – они представлены в клетке в больших количествах. |
Микроэлементами? | – эти элементы содержатся в клетке в незначительном количестве: марганец, медь, селен, йод, кобальт, цинк, никель и т.д. |
Действительно, содержание этих
элементов в клетке очень маленькое и составляет
всего 0,02% от массы всей клетки. Цель сегодняшнего урока – выяснить, а так ли уж важны микроэлементы для жизни человека. |
|
Работать вы будете в
группах по плану:
|
|
I этап – работа с
информационными листами “Значение
микроэлементов в живых организмах”, выступление
группы. (проводит учитель биологии) 1 группа – серебро, свинец. 2 группа – селен, алюминий 3 группа – железо, цинк 4 группа – молибден, бериллий. – Консультирует группы. – Собирает работы. – В каких процессах жизнедеятельности участвуют изученные микроэлементы? |
– Учащиеся работают с
раздаточным материалом (информационными
листами), заполняют готовые шаблоны (Приложение
1), готовят выступление – 7 минут. – Выступление учащихся по плану:
– Оппоненты слушают, оценивают, ставят оценки в оценочные листы (Приложение3). По ходу выступления других учащихся продолжают заполнять таблицы. – формировании опорно-двигательного аппарата(селен, алюминий, бериллий), участвуют в процессах гуморальной и нервной регуляции (селен), способствует обезвреживанию токсинов (молибден), участвуют в синтезе белка, поддерживает энергетический баланс клетки и ее генетический аппарат (свинец), образует комплексы с белками – гемоглобина, глобулинами крови(серебро), гемоглобин благодаря железу способен переносить кислород, играет существенную роль в синтезе молекул РНК, является обязательной частью ферментов крови, входит в состав инсулина, гормонов вилочковой железы, поддерживает в нормальном состоянии ногти, кожу – цинк, поскольку участвует в синтезе белков. |
– Таким образом, микроэлементы
являются участниками каких процессов в клетке? – Превышение норм микроэлементов в их источниках как-то сказывается на жизнедеятельности организмов? |
– Обменные процессы – синтеза и
распада – это одно из основных свойств всех
живых организмов. Нарушения в обменных процессах
приводят к различным заболеваниям. – Большие дозы микроэлементов могут привести к тяжелым отравлениям и смертельному исходу. |
Тест “Роль микроэлементов в жизни человека” (Приложение 5) | – выполняют тест – проверяют в группах, ставят оценки. |
II этап – Исследовательская работа в группах: “Содержание микроэлементов в веществах, которые окружают нас в повседневной жизни” (проводит учитель химии) (Приложение 2, Приложение 4). | Проводят исследовательскую
работу в группах:
– Содержание какого элемента объединяет эти предметы, вещества. – Симптомы и рекомендации больному. 4. Рецензенты слушают группу, оценивают и выставляют оценки в оценочный лист. |
III. Выпуск листков здоровья. В течение урока вы получили достаточно информации о роли химических элементов в организме человека и других живых организмов и т.к. мы являемся пропагандистами, предлагаем вам выпустить листки здоровья, связанные с темой урока. IV.Подведение итогов урока (презентация) Д/задание: |
– Творческая работа. Выпускают
листки здоровья о роли химических элементов в
жизни человека. - изучить п.16 по химии, составить схему классификации ХЭ, ответить на вопросы 4 для урока биологии: Почему одно из заболеваний щитовидной железы называют эндемическим зобом? Что такое эндемики? Назовите эндемики – растения, эндемики – животные. |