Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Тема урока – (слайд № 1).
Цель урока (слайд № 2)
Классификация безударных гласных (слайд № 3).
II. Приготовьтесь!
(Показываю карточки с написанными словарными словами).
Дети хором их произносят. Например: здравствуйте (здравия желаю) спасибо (спас Бог)
III.
У: Для того чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно подобрать проверочное слово. Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
(Слайд № 4)
У: Какое стихотворное правило мы знаем?
Дети хором:
В корне гласный у тебя
Вызовет сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Игра с мячом “Мозговой штурм”. ( кидаю ученику мяч и называю слово – ученик возвращает, проговаривая слово по слогам, и называет проверочное).
Использую слова с корнями: -скрип-, -да-, -до-, -дол-, -даль-, -тряс-, -чар-, -вин-,
-раз– (-раж-), -стоя-, -стан-, -свет-, -свят-, -див– (-дивл-), -род– (-рожд-).
IV.
У: Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по значению (смыслу). Такие корни называются омонимичные. Чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно определить лексическое значение слова и подобрать проверочное.
(Слайд № 5) (Работа с мультимедийной доской.) Дети читают словосочетания, называют проверочное слово, вставляют букву. К доске выходят по одному.
V.
У: В русском языке есть слова, которые пишутся по специальным правилам. Это слова с чередующимися гласными в корне. Давайте вспомним, с какими чередующимися корнями мы познакомились в 5 классе. (Слайд № 21)
Называю корни, дети говорят хором правило:
У: -лаг– //-лож-.
Чередуются –лож– // -лаг-
Правило мы скажем так:
Перед “г” пиши ты “а”
И запомни навсегда.
У: -раст-//-ращ-//-рос-
В корне есть “ст” и “щ”,
Перед ними пишем “а”.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой.
У: -кас-//-кос-
“кас” пиши в словах всегда,
Если видишь суффикс “а”.
У: -и-//-е-
Чередуется “и – е” –
Это правило при мне.
После корня суффикс “а” –
В корне с “и” пиши слова.
-бир-//-бер-
-дир-//-дер-
-мир-//-мер-
-пир-//-пер-
-тир-//-тер-
-стил-//-стел-
-жиг-//-жег-
-чит-//-чет-
-блист-//-блест-
Исключения: сочетать, сочетание.
(Таблица с корнями на доске).
Игра с мячом.
Дети встают. Учитель кидает мяч со словами на чередующиеся корни каждому ребенку. Садится тот, кто ошибся. (Упражнение выполняется со скоростью). Оценку “5” получают те, кто остался стоять.
В это время 2 ученика у доски выполняют задания.
1. Найди “третье лишнее”, подчеркни, вставь буквы в слова, объясни написание.
На доске мелом:
а) к_са, к_сить, к_сание
б) к_снётся, прик_сновение, к_сьба
в) выр_сли, р_са, водор_сли
г) пот_рять, пот_рать, ст_реть
2. Вставить буквы, выделить корни, объяснить.
На доске мелом написаны словосочетания:
Сделать предл_жение, предл_гать помощь, полезные р_стения, зелёный р_сток, лёгкое прик_сновение, прик_саться к цветку, бл_стать красотой, раст_рать ладошки.
Проверяем тех, кто у доски.
VI. Задание выполняется в тетради. (слайд № 22)
По окончании работы (слайд № 23) – проверка
Выставление оценок.
VII. Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
Спасибо за урок.