Правописание гласных в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (450 кБ)


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Тема урока – (слайд № 1).

Цель урока (слайд № 2)

Классификация безударных гласных (слайд № 3).

II. Приготовьтесь!

(Показываю карточки с написанными словарными словами).

Дети хором их произносят. Например: здравствуйте (здравия желаю) спасибо (спас Бог)

III.

У: Для того чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно подобрать проверочное слово. Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

(Слайд № 4)

У: Какое стихотворное правило мы знаем?

Дети хором:

В корне гласный у тебя
Вызовет сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.

Игра с мячом “Мозговой штурм”. ( кидаю ученику мяч и называю слово – ученик возвращает, проговаривая слово по слогам, и называет проверочное).

Использую слова с корнями: -скрип-, -да-, -до-, -дол-, -даль-, -тряс-, -чар-, -вин-,

-раз– (-раж-), -стоя-, -стан-, -свет-, -свят-, -див– (-дивл-), -род– (-рожд-).

IV.

У: Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по значению (смыслу). Такие корни называются омонимичные. Чтобы правильно написать безударный гласный в корне, нужно определить лексическое значение слова и подобрать проверочное.

(Слайд № 5) (Работа с мультимедийной доской.) Дети читают словосочетания, называют проверочное слово, вставляют букву. К доске выходят по одному.

V.

У: В русском языке есть слова, которые пишутся по специальным правилам. Это слова с чередующимися гласными в корне. Давайте вспомним, с какими чередующимися корнями мы познакомились в 5 классе. (Слайд № 21)

Называю корни, дети говорят хором правило:

У: -лаг– //-лож-.

Чередуются –лож– // -лаг-
Правило мы скажем так:
Перед “г” пиши ты “а”
И запомни навсегда.

У: -раст-//-ращ-//-рос-

В корне есть “ст” и “щ”,
Перед ними пишем “а”.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой.

У: -кас-//-кос-

“кас” пиши в словах всегда,
Если видишь суффикс “а”.

У: -и-//-е-

Чередуется “и – е” –
Это правило при мне.
После корня суффикс “а” –
В корне с “и” пиши слова.

-бир-//-бер-
-дир-//-дер-
-мир-//-мер-
-пир-//-пер-
-тир-//-тер-
-стил-//-стел-
-жиг-//-жег-
-чит-//-чет-
-блист-//-блест-

Исключения: сочетать, сочетание.

(Таблица с корнями на доске).

Игра с мячом.

Дети встают. Учитель кидает мяч со словами на чередующиеся корни каждому ребенку. Садится тот, кто ошибся. (Упражнение выполняется со скоростью). Оценку “5” получают те, кто остался стоять.

В это время 2 ученика у доски выполняют задания.

1. Найди “третье лишнее”, подчеркни, вставь буквы в слова, объясни написание.

На доске мелом:

а) к_са, к_сить, к_сание
б) к_снётся, прик_сновение, к_сьба
в) выр_сли, р_са, водор_сли
г) пот_рять, пот_рать, ст_реть

2. Вставить буквы, выделить корни, объяснить.

На доске мелом написаны словосочетания:

Сделать предл_жение, предл_гать помощь, полезные р_стения, зелёный р_сток, лёгкое прик_сновение, прик_саться к цветку, бл_стать красотой, раст_рать ладошки.

Проверяем тех, кто у доски.

VI. Задание выполняется в тетради. (слайд № 22)

По окончании работы (слайд № 23) – проверка

Выставление оценок.

VII. Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

Спасибо за урок.