Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения денег.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1.Выяснить предпосылки появления денег
2. Проследить историю возникновения денег.
2. Развивающие:
1. Развивать мыслительные процессы (анализ,
синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое
мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной
деятельности.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний
Тип урока: урок изучения нового
Используемая технология: критическое мышление
Оформление доски:
“Деньги, история возникновения денег”
Эпиграф:
“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер, проектор;
- презентации;
- “Волшебный квадрат”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём это? Чему будет посвящён наш урок?
Ответ: деньги.
2. Актуализация знаний
Учитель: А какие чувства у вас вызывает слово “деньги”? Приём “Корзина чувств” (на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
3. Объявление темы урока и цели урока.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем, что было деньгами, как они менялись. Запишите в тетрадях тему урока.
По истории денег написано много книг.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас. Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины– каури, на Руси скот и мех. На Руси за всё расплачивались скотом, даже первые монеты называли скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок.
4. Изучение нового материала
Учащиеся получают материал о возникновении денег (приложение №1), читают его и в тетрадях составляют кластер “Что было деньгами”.
Учитель: Удивительна и интересна история возникновения денег. Только в XX веке у нас в стране несколько раз проходили денежные реформы. Давайте познакомимся с советскими деньгами (Презентация 1). После распада Советского Союза после либерализации цен у нас в стране появились новые деньги (Презентация 2).
5. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: Как вы думаете, почему деньги менялись? Почему был вытеснен скот, зерно, колёса, шкуры? (Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена).
Учитель: Действительно, все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.
Учитель: А как назывался обмен без денег?
Учащиеся: Бартер
Учитель: Сформулируйте причины появления денег?
Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.
Запишите в тетрадях определение “Деньги”.
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Наиболее важные признаки товара, выделившегося в качестве денег:
– ценность в глазах всего общества
– достаточное количество
– обладает долговечностью.
Современные деньги печатают на специально для этого созданном предприятии – монетном дворе – в г. Москве и г.Санкт-Петербурге.
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Предлагаю вам посмотреть презентацию “Занимательные факты о деньгах” (Презентация 3).
Учитель: Люди всегда наблюдали за деньгами, складывали о них пословицы и поговорки, вспомните русские пословицы, в которых упоминаются деньги (Аукцион).
Учащиеся:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Бедность не порок.
– Время – деньги и т.д.
Выигрывает тот, кто последний называет пословицу.
6. Физкультминутка.
Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте не стесняйтесь
7. Закрепление изученного материала
Игра “Верите, не верите”. (Да, нет)
1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной
единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в
Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые
другие товары и услуги – это деньги. (Да)
Учитель: А в настоящее время знаете ли вы, какими деньгами пользуются в разных странах. Перед вами “Волшебный квадрат” (приложение №3). Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали горизонтали.
(Учащиеся выполняют задания)
8. Домашнее задание.
На выбор учащимся:
1. Подготовить пословицы и поговорки о
деньгах.
2. Изучить бумажные банкноты России, и узнать,
какие города помещены на бумажных банкнотах (презентация
4).
3. Денежные приметы (презентация 5)
4. Выяснить достоинства русских денег,
встречающихся в пословицах (грош, алтын,
полтинник, денга, полушка).:
Восьми гривен до рубля не хватает
Не было ни гроша – да вдруг алтын
Пожалел алтын – потерял полтину
Три денежки в день – куда хочешь, туда и день.
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда.
Сделал на пятак, а испортил на гривеник.
5. Что такое нумизматика?
6. Что такое бонистика? (презентация 6)
7. Викторина (Приложение 2).
8. Параграф 13 читать.
9. Рефлексия
Составьте синквейн со словом “деньги”.
СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих
СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое
требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях
Правила составления синквейна:
1 ст. – сущ.
2 ст. – прил., прил.
3 ст. – гл., гл., гл.
4 ст. – фраза.
5 ст.– сущ. (вывод).
Примеры:
Деньги
Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен
Деньги
Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля
Учитель: А теперь я предлагаю вам выбрать пословицу или выражение и объяснить, как вы его понимаете. Приём “Моё мнение”.
“С деньгами не шутят, а без них тем более”.
“Человек с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”
“Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег”
“Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе” и т.д.
Учитель:
– Ребята что нового мы узнали на уроке?
– Что понравилось?
– Кому было на уроке всё понятно?
Спасибо за урок!
Литература
- Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002. – 64с.
- Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса/ Л.Н.Боголюбов– М.:Просвещение, 2008. – 175 с.
- Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 304 с.
- Экономика.7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица /авт. – сост. Г.А.Сафонова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с.