Деньги, история возникновения денег. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (785 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (251 кБ)

Загрузить презентацию (596 кБ)

Загрузить презентацию (115 кБ)

Загрузить презентацию (616 кБ)


Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения денег.

Задачи урока:

1. Образовательные:

1.Выяснить предпосылки появления денег
2. Проследить историю возникновения денег.

2. Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).
2. Развивать произвольное внимание, логическое мышление.
3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к предмету.
2.Воспитывать стремление к получению знаний

Тип урока: урок изучения нового

Используемая технология: критическое мышление

Оформление доски:

“Деньги, история возникновения денег”

Эпиграф:

“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер, проектор;
  • презентации;
  • “Волшебный квадрат”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

Наш сегодняшний урок посвящён тому, чем мы с вами регулярно пользуемся и не представляем себе жизни без них. Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём это? Чему будет посвящён наш урок?

Ответ: деньги.

2. Актуализация знаний

Учитель: А какие чувства у вас вызывает слово “деньги”? Приём “Корзина чувств” (на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

3. Объявление темы урока и цели урока.

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем, что было деньгами, как они менялись. Запишите в тетрадях тему урока.

По истории денег написано много книг.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас. Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины– каури, на Руси скот и мех. На Руси за всё расплачивались скотом, даже первые монеты называли скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок.

4. Изучение нового материала

Учащиеся получают материал о возникновении денег (приложение №1), читают его и в тетрадях составляют кластер “Что было деньгами”.

Учитель: Удивительна и интересна история возникновения денег. Только в XX веке у нас в стране несколько раз проходили денежные реформы. Давайте познакомимся с советскими деньгами (Презентация 1). После распада Советского Союза после либерализации цен у нас в стране появились новые деньги (Презентация 2).

5. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Как вы думаете, почему деньги менялись? Почему был вытеснен скот, зерно, колёса, шкуры? (Учащиеся: недолговечны, быстро портились, неудобство обмена).

Учитель: Действительно, все эти предметы были вытеснены из-за неудобства.

Учитель: А как назывался обмен без денег?

Учащиеся: Бартер

Учитель: Сформулируйте причины появления денег?

Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.

Запишите в тетрадях определение “Деньги”.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Наиболее важные признаки товара, выделившегося в качестве денег:

– ценность в глазах всего общества
– достаточное количество
– обладает долговечностью.

Современные деньги печатают на специально для этого созданном предприятии – монетном дворе – в г. Москве и г.Санкт-Петербурге.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Предлагаю вам посмотреть презентацию “Занимательные факты о деньгах” (Презентация 3).

Учитель: Люди всегда наблюдали за деньгами, складывали о них пословицы и поговорки, вспомните русские пословицы, в которых упоминаются деньги (Аукцион).

Учащиеся:

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

– Бедность не порок.

– Время – деньги и т.д.

Выигрывает тот, кто последний называет пословицу.

6. Физкультминутка.

Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в танцоров превратитесь.
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте не стесняйтесь

7. Закрепление изученного материала

Игра “Верите, не верите”. (Да, нет)

1. В Китае и Японии деньгами был рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной единицей в Америке? (Нет)
4. Первые монеты были изготовлены в VII в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).
5.Деньги может печать любой человек. (Нет)
6. Денежная единица США – рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги – это деньги. (Да)

Учитель: А в настоящее время знаете ли вы, какими деньгами пользуются в разных странах. Перед вами “Волшебный квадрат” (приложение №3). Найдите названия денежных единиц, слова располагаются по вертикали горизонтали.

(Учащиеся выполняют задания)

8. Домашнее задание.

На выбор учащимся:

1. Подготовить пословицы и поговорки о деньгах.
2. Изучить бумажные банкноты России, и узнать, какие города помещены на бумажных банкнотах (презентация 4).
3. Денежные приметы (презентация 5)
4. Выяснить достоинства русских денег, встречающихся в пословицах (грош, алтын, полтинник, денга, полушка).:
Восьми гривен до рубля не хватает
Не было ни гроша – да вдруг алтын
Пожалел алтын – потерял полтину
Три денежки в день – куда хочешь, туда и день.
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда.
Сделал на пятак, а испортил на гривеник.
5. Что такое нумизматика?
6. Что такое бонистика? (презентация 6)
7. Викторина (Приложение 2).
8. Параграф 13 читать.

9. Рефлексия

Составьте синквейн со словом “деньги”.

СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих
СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила составления синквейна:

1 ст. – сущ.
2 ст. – прил., прил.
3 ст. – гл., гл., гл.
4 ст. – фраза.
5 ст.– сущ. (вывод).

Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен

Деньги

Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля

Учитель: А теперь я предлагаю вам выбрать пословицу или выражение и объяснить, как вы его понимаете. Приём “Моё мнение”.

“С деньгами не шутят, а без них тем более”.

“Человек с деньгами – это зло, а без них он ещё злее”

“Даже любовь не свела с ума столько людей, сколько мудрствования о сущности денег”

“Они – великий освободитель. С ними личность становится независимой, может объехать весь мир, жить, где пожелает, заниматься делом по душе” и т.д.

Учитель:

– Ребята что нового мы узнали на уроке?
– Что понравилось?

Кому было на уроке всё понятно?

Спасибо за урок!

Литература

  1. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002. – 64с.
  2. Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса/ Л.Н.Боголюбов– М.:Просвещение, 2008. – 175 с.
  3. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 304 с.
  4. Экономика.7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица /авт. – сост. Г.А.Сафонова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с.