Введение.
Анализ ситуации в Чувашской Республике показывает, что в республике из 392 187 детей от 2,5 до 18 лет, около 25 000 – это дети с ограниченными возможностями здоровья (6,4%). 7 576 человек охвачены специальным (коррекционным) образованием. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучаются 1 921 человек, на дому – 402 человека, в дошкольных образовательных учреждениях ( в специализированные группы ) – 4 000 дошкольников; в системе НПО – 214 человек, в системе СУЗов – 94, в ВУЗах – 200; 745 – считаются необучаемыми.
В силу определенных причин (несогласие родителей, медицинские противопоказания, отсутствие мест в специальных (коррекционных) учреждениях) часть детей со сложной структурой дефекта (около30%) остаются в массовых школах и получают образование по остаточному принципу – зарабатывают свои «законные» двойки, насмешки одноклассников, недовольство родителей, и результат – социальную дезадаптацию, правонарушения, зависимость от алкоголя и наркотиков, позволяющих уйти в более благополучный иллюзорный мир, другие же (40%) – легко интегрируются с помощью психолого-педагогического сопровождения. Служба психолого-педагогического сопровождения постоянно развивается, если в 1996 году в республике было 6 центров психолого-медико-социального сопровождения, то в настоящее время их 26, а количество психологов и дефектологов в образовательных учреждениях на данный момент – 495.
Особые трудности испытывают дети, находящиеся на надомной модели обучения. Такая форма обучения нередко приводит к изоляции ребенка от детского коллектива, депривации, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. В настоящее время обучение детей инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». К сожалению, существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.
В целях достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности: разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида; вариативность организации занятий с обучающимися (в учреждении, на дому, комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе; гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана (выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями).
Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского и регионального образования. Проблемы социальной реабилитации инвалидов в нашей стране весьма актуальны и являются частью государственной политики. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов», принятом в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и профессионального. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов с использованием передовых методик преподавания и современных компьютерных технологий.
Ограниченные возможности ребенка – это медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение, но это еще и поиск своего места в обществе, необходимость получения образования. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих образовательные учреждения. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут посещать образовательные учреждения в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.
Получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность. Расширить доступ инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности, возможно широко внедряя новые информационно-образовательные технологии. Сохранить и донести до таких учащихся необходимый объем знаний позволяет использование компьютера для основного и дополнительного образования.
I. Цели, задачи и принципы реализации программы.
Основной целью программы является создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции.
Задачи программы: улучшение межсетевого взаимодействия; повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум; обучения 10-ти детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях интеграции.
Реализация настоящей программы основывается на следующих принципах:
- непрерывность и целостность процесса обучения, предусматривающее обеспечение преемственности и интеграцию основного и дополнительного образования;
- дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и интересов, а также состояния здоровья детей;
- мультидисциплинарность, предусматривающая тесное сотрудничество разных специалистов в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком;
- межсетевое взаимодействие в процессе сопровождения интегрируемых учащихся и их педагогов в массовой школе со стороны специальных педагогов внутри и вне класса и школы;
- многообразность и гибкость сопровождения и поддержки в зависимости от потребностей учащихся.
II. Основные направления программы.
Программа предусматривает следующие направления эксперимента:
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Мероприятия по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают переработку программы основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VI, VII вида) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников; разработку индивидуальных образовательных программ; разработку программы и проведение курсов повышения квалификации для педагогов «Основы специальной педагогики и психологии» (144 часа) с модулем «Дистанционное обеспечение образовательного процесса» – 1 этап; обучение на курсах переподготовки преподавателей специалистами ГОУ Центр образования «Технологии обучения» г. Москвы – 2 этап; анализ методических материалов Департамента образования г. Москвы «Система образования для детей с проблемами в здоровье» (серия «Надомное обучение»); школы дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (i-Школы) – ГОУ Центр образования «Технологии обучения»; организация образовательного процесса, отвечающего целям и задачам эксперимента; обучение компьютерной грамотности детей и родителей «Школы надомного обучения», показ кинофильма о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата с обсуждением на классных часах, проведение психологических тренингов для учащихся МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.».
2. Организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса.
Мероприятия по организационно-управленческому обеспечению образовательного процесса предусматривают:
- выявление и составление списка учащихся «Школы надомного обучения» с дистанционной моделью образования;
- зачисление учащихся в «Школу надомного обучения» с дистанционной моделью образования;
- разработка учебного плана, годового календарного графика, расписания занятий, включающих комплекс оздоровительных и внеклассных мероприятий;
- проведение родительских собраний и выбор представителей в независимый Комитет родителей детей-инвалидов.
3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Мероприятия по кадровому обеспечению предполагают:
- обучение педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.» по программе курсов повышения квалификации «Дистанционное обеспечение образовательного процесса»;
- утверждение тарификации педагогов;
- обеспечение «Школы надомного обучения»
специалистами по психолого-педагогическому
сопровождению учащихся:
- заместителя директора по учебно-воспитательной работе- 1,0 ставка,
- педагог-психолог – 1,0 ставка,
- логопед-дефектолог – 0,5 ставки,
- тьютер-оператор – 1,0 ставка, в целях ежедневного сопровождения дистанционного обучения;
- обеспечение внешним координатором(заведующий отдела коррекции и развития РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции);
- создание творческой команды преподавателей для мониторинговых исследований эксперимента.
На основание приказа 24.08.2010 № 1354 «О внесении изменений в приказ Минобразования Чувашии от 09.02.2009 № 235» ... Закрыть республиканскую экспериментальную площадку «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1 им. Г.О. Бабакина» г. Новочебоксарск и открыть на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 им. Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г.Новочебоксарск... с 1 сентября 2010 г.
4. Ресурсное обеспечение программы.
Основным источником финансирования программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, муниципальных бюджетов, внебюджетные источники.
III. Целевая группа.
На 2009-2010 учебный год в МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.» | На 2010-2011 учебный год : в МОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов им.В. Митты: |
1 класс – 1 ребенок 2 класс – 1 ребенок 5 класс – 3 ребенка 6 класс – 1 ребенок 7 класс – 2 ребенка 8 класс – 1 ребенок 9 класс – 1 ребенок |
1 класс – 1 ребенок 2 класс – 1 ребенок 3 класс – 1 ребенок 6 класс – 3 ребенка 7 класс – 1 ребенка 8 класс – 2 ребенка 9 класс – 3 ребёнка 10 класс – 1 ребенок |
Итого: 10 детей. | Итого: 13 детей. |
IV. Риски и стратегия их устранения:
Риски, связанные со следующими обстоятельствами:
1. Трудности, возникающие при подборе необходимого количества педагогов-проводников дистанционного образования ( это в первую очередь – отсутствие финансового стимулирования за увеличение объема работ).
Стратегия преодоления:
- строгое следование существующим нормативно-правовым актам;
- договоренность с муниципальным органом управления образованием о возможности установления надбавок (доплат) педагогам-проводникам за увеличения объема работ.
2. Отсев набранных педагогов-проводников на начальном этапе, связанный с различными обстоятельствами, прежде всего, с внутренней неготовностью к работе с целевой группой.
Стратегия преодоления:
- показать реальность поставленных перед проектом целей;
- регулярные психологические тренинги в целях профилактики профессионального выгорания;
- своевременное признание заслуг;
- организация обратной связи по поводу оценки выполненной работы.
3. Неготовность общества принять детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в массовое образование.
Стратегия преодоления:
- активная информационная кампания, реклама наиболее успешных мероприятий, направленных на преодоление стереотипов и стигм.
Основные мероприятия программы (см. Приложение 1).
V. Паспорт программы.
Наименование программы. Республиканская экспериментальная программа по апробации модели «Школа надомного обучения: дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья на основе интеграции».
Основания для разработки программы. Статья 18 и 19 Федерального закона № 181 ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановление правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не государственных образовательных учреждениях», Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.12. 2002 года № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 30.03.2001 года «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения); Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2005 года «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели; Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.02.2009 года № 235 «Об открытии сети республиканских экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».
Заказчик Программы. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Разработчик программы. МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.» на основе Программы РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Исполнитель программы. МОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 имени Бабакина Г.О.» РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» ГОУ «Чувашский республиканский институт образования».
Положения программы (см. Приложение 2).
Цель программы: создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции.
Задачи программы:
- улучшение межсетевого взаимодействия;
- повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум;
- обучения 10-ти (в первый год, 15-ти во второй и т.д.) детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях интеграции.
Сроки реализации: 2009-2010 годы.
Программа рассчитана на 2 года:
Первый этап – март 2009 – декабрь 2009 года.
Второй этап – январь – декабрь 2010 года.
1. Подготовительный этап (февраль 2009 г.):
- разработка программы эксперимента;
- информационно-разъяснительная работа с участниками эксперимента;
- комплектование «Школы надомного обучения»;
- ресурсное обеспечение в рамках республиканской благотворительной акции «Компьютер – ребенку инвалиду».
2. Организационно-практический этап (март 2009 – август 2009 года):
- проведение методической подготовки педагогических кадров МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.»;
- организация образовательного процесса, отвечающего целям и задачам эксперимента;
- разработка системы мониторинга и его осуществление.
3. Аналитический этап (июнь – август 2010 года):
- анализ и оценка достижений учащихся, участвующих в эксперименте;
- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами;
- анализ и описание новых форм работы, применяемых технологий.
Перечень приоритетных мероприятий.
1. Наращивание потенциала участников проекта производится за счет создания Координационного совета эксперимента, проведения проблемных конференций, семинаров, обучающих тренингов, круглых столов с участием представителей эксперимента, министерств, организаций и ведомств, входящих в структуру сетевого взаимодействия, курсового обучения педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.», республиканской благотворительной акции «Компьютер - ребенку инвалиду», участие в республиканском конкурсе коррекционно-развивающих и реабилитационных технологий по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его семьи в целом, вхождение в сеть пилотных регионов.
2. Повышение навыков социальной интеграции целевой группы организовывается на основе:
- обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции;
- сопровождения специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, врачей;
- включения во внеклассную деятельность и дополнительное образование.
3. Повышение степени информированности осуществляется:
- путем разработки интернет-сайта эксперимента;
- проведения информационных кампаний, информационно-просветительских акций, видеорепортажей, публикации статей, тезисов в профессиональных и специализированных журналах и сборниках, издания методического пособия, описывающего опыт эксперимента.
Объем и источники финансирования программы.
Общая сумма финансирования – ____ рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета – ____ рублей;
- средства республиканского бюджета Чувашской Республики – ____ рублей (ФОТ), ____ рублей – обучение сотрудников;
- средства муниципальных бюджетов – ____ рублей;
- внебюджетные источники – ____ рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- создание единого понятийного пространства;
- повышение навыков социальной интеграции целевой группы;
- построение навыка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции и навыка социокультурной коммуникации;
- внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в массовом образовании;
- установление конструктивного сотрудничества и толерантного взаимодействия между целевой группой и всеми участниками образовательного процесса МОУ « СОШ №59»;
- формирование профессиональных знаний у педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.»;
- использование участниками эксперимента индивидуально-ориентированного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом Концепции интегрированного обучения;
- повышение степени информированности;
- осознание специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями, значимости внедряемой технологии;
- осмысление общественностью социальной значимости мероприятий программы.
Реализация программы будет осуществлена в результате совместной деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики; эффективность реализации программы определяется Республиканским экспертным советом и независимым Комитетом родителей детей-инвалидов на основе анализа полученных результатов в соответствии с индикаторами.
Оценка эффективности реализации программы:
- создание единого понятийного пространства;
- повышение навыков социальной интеграции целевой группы;
- построение навыка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции и навыка социокультурной коммуникации;
- внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в массовом образовании;
- установление конструктивного сотрудничества и толерантного взаимодействия между целевой группой и всеми участниками образовательного процесса МОУ «СОШ №59»;
- формирование профессиональных знаний у педагогов МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.»;
- использование участниками эксперимента индивидуально-ориентированного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом Концепции интегрированного обучения;
- повышение степени информированности;
- осознание специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями, значимости внедряемой технологии;
- осмысление общественностью социальной значимости мероприятий программы.
Система организации контроля за выполнением программы.
Государственный заказчик-координатор – Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет в установленном порядке общее руководство и контроль за выполнением программы.
Презентации (см. Приложение 3, Приложение 4).