Цель: Познакомить детей с биографией и научными открытиями М.В. Ломоносова.
Задачи:
- Учить находить нужную информацию, анализировать и обобщать исторические факты, давать связанные ответы на вопросы.
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к людям, которые внесли большой вклад в развитие науки и искусства.
- Развивать творческие способности детей, умение работать коллективно, уважать мнение других, высказывать свое мнение.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Открытие детьми новых знаний.
- Физминутка.
- Словарная работа.
- Творческая работа (создание картин–мозаик).
- Итог.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
…То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник
(У) – Кому посвящены эти строки? (Царю Петру I)
(У) – Какой вклад внес Петр I в развитие образования в России?
XVIII век – время правления царя Петра I. Он много сделал для просвещения народа, потому что хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. В петровские времена, грамотных людей и специалистов, потребовалось нам больше чем раньше. Молодых дворян посылали учится за границу. В Петербурге, в Москве и в других городах открываются навигацкие, артиллерийские, инженерные и медицинские школы. На Урале – горные училища. В 1714 году вышел указ о создании начальных «цифирных» школ. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали были арифметика и геометрия. А еще там изучались такие предметы: чтение, письмо, история, география, физика, архитектура, рисование. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России.
III. Целеполагание.
(У) Во времена Петра I, на севере нашей страны родился первый русский ученый. Многие открытия в России были сделаны им впервые. Ваше домашнее задание было найти об этом человеке материал.
(У) – О ком, сегодня на уроке пойдет речь? (М.В. Ломоносов)
Сейчас командиры групп возьмут конверты, в которых написаны вопросы. В течение 10 минут, вы должны найти ответы на эти вопросы.
IV. Открытие детьми новых знаний (работа в группах).
Вопросы.
Первый конверт.
– Где и когда родился М.В. Ломоносов?
– Что вы узнали о детстве и юности М.В. Ломоносова.
Второй конверт.
– Как Михайло попал в Москву (показать на карте город Архангельск и Москву).
– Какие трудности преодолевал М.В. Ломоносов, учась в Москве?
Третий конверт.
– Где продолжил образование М.В. Ломоносов, закончив московскую академию?
– Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие науки и искусства в России?
Во времена Петра Великого в небольшой северной деревне Денисовка, Архангельской губернии, в 1711 году родился Михаил Ломоносов. Отец его, Василий Дорофеевич, первым среди местных жителей построил небольшой корабль. Занимался он рыболовством и перевозкой грузов. Летом маленький Михайло уезжал с отцом на рыбный промысел, а зимою учился грамоте у сельского священника. Михайло перечитал все книги, которые были в доме у отца и у соседей. Но этих знаний Михайле было недостаточно, хотелось знать больше, найти объяснение тому, что происходит в природе. В 1730 году, студеным зимнем днем, пристроившись к обозу с мороженной рыбой, Михайло в тайне от родителей, отправляется в Москву. От Белого моря до Москвы он прошагал пешком (показать на карте).
В Москве, назвавшись сыном дворянина (так как крестьянских детей в академию не принимали), ему удается поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Поступали в нее дети с 8 лет, а Ломоносову было уже 20. Не легко ему приходилось. И дразнили и смеялись одноклассники над бедным и великовозрастным учеником. Михайло Васильевич вспоминал, что тратил на еду полкопейки в день. Их хватало на хлеб и квас. Так жил он 5 лет, но учебу не бросил.
Скоро смеяться над ним перестали, потому что учился Ломоносов лучше всех: за год изучал то, что другие едва осилили за три. В числе лучших учеников, посылают его учиться в Петербург, а потом за границу, в Германию. Вернулся в Россию Ломоносов высокообразованным человеком и стал профессором Петербургской академии наук. В 1755 году открыл в Москве первый государственный университет, где сам преподавал. Много успел сделать Ломоносов за свою жизнь:
- Создал первую химическую лабораторию;
- В 1755 году открыл первый в России Московский университет;
- В Петербурге открыл первый в России фарфоровый завод, где изготовлялся фарфор из отечественных материалов;
- Сконструировал и построил телескоп, для наблюдения звезд и планет;
- Написал первую подлинно научную грамматику русского языка;
- Писал стихи, рисовал картины;
- Недалеко от Петербурга построил фабрику, на которой по его рецептам, изготовляли стекло, разных цветов и оттенков;
- Из разноцветных стекляшек создал несколько картин – мозаик, в том числе портрет Петра I.
V. Физминутка.
VI. Словарная работа.
(У) – Во время ваших выступлений нам встретились слова: лаборатория, фарфор, телескоп, мозаика.
(У) – Ребята, кто знает значение этих слов?
(У) – Я попросила, Сергееву Анжелу найти значение этих слов в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.
- Лаборатория – учреждение, отдел где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.
- Фарфор – это белый плотный керамический материал, получаемый при обжигании глины, полевого шпата и кварца.
- Телескоп – это прибор для изучения небесных тел.
- Мозаика – это узор, на скрепленных друг с другом кусочков разноцветных камешков, стекла, дерева и других материалов.
(У) – А могли бы мы освоить технику мозаики?
(У) – Какие подручные материалы могли бы мы использовать? (бумагу).
(У) – Наступила весна, природа просыпается, скоро появятся первые цветы. Сегодня мы с вами изготовим в технике мозаика, цветочную композицию.
VII. Творческая работа (создание картин-мозаик).
Работа в группах.
У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами, из которых вам нужно создать цветочную композицию.
План работы:
- Выбрать разноцветные фигуры для украшения вазы, цветов и листьев.
- Распределить обязанности каждого ученика.
- Приклеить разноцветные фигуры.
- Оформить работу.
VIII. Итог.
(У) – Какие качества помогли стать М.В. Ломоносову великим ученым? (целеустремленность, работоспособность, стремление постоянно узнавать что то новое)
М.В. Ломоносов – первый русский ученый. Московский государственный университет (который он сам создал и открыл) назван его именем.
(У) – В каком году родился М.В. Ломоносов? (1711 год)
Следующий год будет юбилейный. Сосчитайте, сколько лет исполнилось бы М.В. Ломоносову в 2011 году. (300 лет, со дня рождения).
В старших классах на уроках, вы еще не раз услышите имя М.В. Ломоносова.
(У) Мы россияне гордимся, что в России жил такой великий ученый, который многое сделал для развития науки и искусства в России.
IX. Рефлексия.
(У) – Командиры групп сейчас оценят работу каждого участника группы.
- Принимал активное участие в работе группы;
- Иногда оказывал помощь группе;
- Не принимал участия в работе группы;
(У) – Что вам больше всего понравилось на уроке?
Список Литературы:
- Беседы по истории России. «Наша родина в прошлом» Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. Ассоциация XXI век. Смоленск, 2003.
- «Детская энциклопедия» Что такое? Кто такой? АСТ «Астрель» Москва, 2008.
- Учебник-хрестоматия по истории 3 класс. Твоя Россия. Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. «Духовное возрождение, АО «Московские учебники», 1998.
- Учебник «Окружающий мир 4 класс».
- Методическое пособие.