Интегрированный урок (окружающий мир + технология) "Просвещение в XVIII веке". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (768 кБ)


Цель: Познакомить детей с биографией и научными открытиями М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Учить находить нужную информацию, анализировать и обобщать исторические факты, давать связанные ответы на вопросы.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к людям, которые внесли большой вклад в развитие науки и искусства.
  • Развивать творческие способности детей, умение работать коллективно, уважать мнение других, высказывать свое мнение.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Открытие детьми новых знаний.
  5. Физминутка.
  6. Словарная работа.
  7. Творческая работа (создание картин–мозаик).
  8. Итог.
  9. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

…То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

(У) – Кому посвящены эти строки? (Царю Петру I)

(У) – Какой вклад внес Петр I в развитие образования в России?

XVIII век – время правления царя Петра I. Он много сделал для просвещения народа, потому что хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. В петровские времена, грамотных людей и специалистов, потребовалось нам больше чем раньше. Молодых дворян посылали учится за границу. В Петербурге, в Москве и в других городах открываются навигацкие, артиллерийские, инженерные и медицинские школы. На Урале – горные училища. В 1714 году вышел указ о создании начальных «цифирных» школ. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали были арифметика и геометрия. А еще там изучались такие предметы: чтение, письмо, история, география, физика, архитектура, рисование. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России.

III. Целеполагание.

(У) Во времена Петра I, на севере нашей страны родился первый русский ученый. Многие открытия в России были сделаны им впервые. Ваше домашнее задание было найти об этом человеке материал.

(У) – О ком, сегодня на уроке пойдет речь? (М.В. Ломоносов)

Сейчас командиры групп возьмут конверты, в которых написаны вопросы. В течение 10 минут, вы должны найти ответы на эти вопросы.

IV. Открытие детьми новых знаний (работа в группах).

Вопросы.

Первый конверт.

– Где и когда родился М.В. Ломоносов?

– Что вы узнали о детстве и юности М.В. Ломоносова.

Второй конверт.

– Как Михайло попал в Москву (показать на карте город Архангельск и Москву).

– Какие трудности преодолевал М.В. Ломоносов, учась в Москве?

Третий конверт.

– Где продолжил образование М.В. Ломоносов, закончив московскую академию?

– Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие науки и искусства в России?

Во времена Петра Великого в небольшой северной деревне Денисовка, Архангельской губернии, в 1711 году родился Михаил Ломоносов. Отец его, Василий Дорофеевич, первым среди местных жителей построил небольшой корабль. Занимался он рыболовством и перевозкой грузов. Летом маленький Михайло уезжал с отцом на рыбный промысел, а зимою учился грамоте у сельского священника. Михайло перечитал все книги, которые были в доме у отца и у соседей. Но этих знаний Михайле было недостаточно, хотелось знать больше, найти объяснение тому, что происходит в природе. В 1730 году, студеным зимнем днем, пристроившись к обозу с мороженной рыбой, Михайло в тайне от родителей, отправляется в Москву. От Белого моря до Москвы он прошагал пешком (показать на карте).

В Москве, назвавшись сыном дворянина (так как крестьянских детей в академию не принимали), ему удается поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Поступали в нее дети с 8 лет, а Ломоносову было уже 20. Не легко ему приходилось. И дразнили и смеялись одноклассники над бедным и великовозрастным учеником. Михайло Васильевич вспоминал, что тратил на еду полкопейки в день. Их хватало на хлеб и квас. Так жил он 5 лет, но учебу не бросил.

Скоро смеяться над ним перестали, потому что учился Ломоносов лучше всех: за год изучал то, что другие едва осилили за три. В числе лучших учеников, посылают его учиться в Петербург, а потом за границу, в Германию. Вернулся в Россию Ломоносов высокообразованным человеком и стал профессором Петербургской академии наук. В 1755 году открыл в Москве первый государственный университет, где сам преподавал. Много успел сделать Ломоносов за свою жизнь:

  • Создал первую химическую лабораторию;
  • В 1755 году открыл первый в России Московский университет;
  • В Петербурге открыл первый в России фарфоровый завод, где изготовлялся фарфор из отечественных материалов;
  • Сконструировал и построил телескоп, для наблюдения звезд и планет;
  • Написал первую подлинно научную грамматику русского языка;
  • Писал стихи, рисовал картины;
  • Недалеко от Петербурга построил фабрику, на которой по его рецептам, изготовляли стекло, разных цветов и оттенков;
  • Из разноцветных стекляшек создал несколько картин – мозаик, в том числе портрет Петра I.

V. Физминутка.

VI. Словарная работа.

(У) – Во время ваших выступлений нам встретились слова: лаборатория, фарфор, телескоп, мозаика.

(У) – Ребята, кто знает значение этих слов?

(У) – Я попросила, Сергееву Анжелу найти значение этих слов в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.

  • Лаборатория – учреждение, отдел где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.
  • Фарфор – это белый плотный керамический материал, получаемый при обжигании глины, полевого шпата и кварца.
  • Телескоп – это прибор для изучения небесных тел.
  • Мозаика – это узор, на скрепленных друг с другом кусочков разноцветных камешков, стекла, дерева и других материалов.

(У) – А могли бы мы освоить технику мозаики?

(У) – Какие подручные материалы могли бы мы использовать? (бумагу).

(У) – Наступила весна, природа просыпается, скоро появятся первые цветы. Сегодня мы с вами изготовим в технике мозаика, цветочную композицию.

VII. Творческая работа (создание картин-мозаик).

Работа в группах.

У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами, из которых вам нужно создать цветочную композицию.

План работы:

  1. Выбрать разноцветные фигуры для украшения вазы, цветов и листьев.
  2. Распределить обязанности каждого ученика.
  3. Приклеить разноцветные фигуры.
  4. Оформить работу.

VIII. Итог.

(У) – Какие качества помогли стать М.В. Ломоносову великим ученым? (целеустремленность, работоспособность, стремление постоянно узнавать что то новое)

М.В. Ломоносов – первый русский ученый. Московский государственный университет (который он сам создал и открыл) назван его именем.

(У) – В каком году родился М.В. Ломоносов? (1711 год)

Следующий год будет юбилейный. Сосчитайте, сколько лет исполнилось бы М.В. Ломоносову в 2011 году. (300 лет, со дня рождения).

В старших классах на уроках, вы еще не раз услышите имя М.В. Ломоносова.

(У) Мы россияне гордимся, что в России жил такой великий ученый, который многое сделал для развития науки и искусства в России.

IX. Рефлексия.

(У) – Командиры групп сейчас оценят работу каждого участника группы.

  • Принимал активное участие в работе группы;
  • Иногда оказывал помощь группе;
  • Не принимал участия в работе группы;

(У) – Что вам больше всего понравилось на уроке?

Список Литературы:

  1. Беседы по истории России. «Наша родина в прошлом» Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. Ассоциация XXI век. Смоленск, 2003.
  2. «Детская энциклопедия» Что такое? Кто такой? АСТ «Астрель» Москва, 2008.
  3. Учебник-хрестоматия по истории 3 класс. Твоя Россия. Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. «Духовное возрождение, АО «Московские учебники», 1998.
  4. Учебник «Окружающий мир 4 класс».
  5. Методическое пособие.

Приложение.