Использование презентации на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Класс: 1

Предназначение: использование на уроках обучения грамоте, для фронтальной работы с классом, на этапе актуализации знаний, работы над текстом, для занятий с детьми дома.

УМК: «Школа 2100».

Комментарии: Презентация «Занимательная азбука» включает 98 слайдов. Слайды 5 - 10 использую на вводном этапе в разделе «Говорим, рассказываем…» при знакомстве с понятиями «Звуки речи и неречевые звуки», «Гласные звуки», «Глухие и звонкие согласные звуки» и т.д. (приложение 1). Слайды 11-97 - при знакомстве с новой буквой и звуком, словарными словами. Лексическое значение новых слов поясняется с помощью рисунков, работы со словарными статьями (ритор, пирога). Использование нескольких слайдов на уроке позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. На главном слайде (слайд 4) в сводной таблице указаны печатные буквы русского алфавита, с него происходит управление презентацией. Кликом мыши на любую букву в сводной таблице появляется слайд, соответствующий данной букве и материал к уроку. Смена слайдов «по щелчку».

Управление презентацией осуществляется с помощью стандартных управляющих кнопок:

  • кнопка с изображением домика – возврат на главный слайд (слайд 4);
  • кнопка с изображением замка – загадка;
  • кнопка с изображением земного шара – ребус;
  • кнопка с изображением стрелки – возврат на слайд с буквой соответствующей словарному слову.

Я работаю по программе «Школа 2100» шесть лет. Но и за этот небольшой период приобрела опыт иной работы – интересной, увлекательной, творческой. Особенной новизной отличаются уроки обучения грамоте. В букварный период веду работу по обучению чтению, письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. В процессе работы большая роль отводится формированию учебных действий. Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

Овладение грамотой – важный этап школьного обучения детей, диктующий необходимость использования современных педагогических средств обучения с целью введения учащихся в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, письме. В период обучения грамоте закладываются основы орфографической зоркости. Проходит знакомство с явлениями и понятиями из области фонетики, лексики, морфологии, морфемики, словообразования. Дети получают первоначальные знания о составе слова, о корне, приставке, суффиксе, осваивают их графическое изображение.

С помощью презентации «Занимательная азбука» открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках. Материал слайдов направлен на обогащение словаря в ходе наблюдения за лексическим значением слова, подбором однокоренных слов. Особого внимания требует развитие связной устной речи , так как она является залогом успешной деятельности учащихся. Использование игровых приёмов на уроке, создание условий для лучшего запоминания изучаемого материала влияет на дальнейшее обучение учеников и их развитие. Повысить эффективность урока – это значит всемерно активизировать класс, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы работы.

Дидактические упражнения, задания и виды работ, используемые в презентации, направлены на решение следующих задач:

  • выделять заданный звук в слове;
  • определять его место (начало, середина, конец слова);
  • определять последовательность звуков в слове, их количество, место (после какого звука, перед каким);
  • обозначать слово графически;
  • выбирать из заданных букв нужную и вставлять в слово;
  • отрабатывать практические навыки по нахождению орфограмм.

Практическая значимость презентации заключается в первоначальном знакомстве с понятием звук, моделированием схемы слова, схемы предложения, текстом. Содержимое слайда включает в себя:

  • визуальное знакомство с печатной буквой, письменным изображением,
  • схема – человечек характеризует эту букву (звук),
  • иллюстрация помогает воспроизвести слово, выделение слога и нового звука в слове,
  • звуко-буквенный анализ слова (схема),
  • упражнения для чтения слогов,
  • ребусы, загадки, пословицы, предложения помогают понаблюдать за лексическим значением слов.

Презентация даёт возможность организовать самопроверку наглядно, динамично и образно, сравнивая свои результаты со слайдами презентации. При такой организации проверки учащиеся имеют возможность реально оценить свои знания, полученные на уроке.

Упражнения на отработку техники чтения направлены на правильное воспроизведение слоговых структур и слов. Они помогают решить следующие задачи:

  • установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов
  • дифференцировать сходные единицы чтения

Для отработки техники чтения используются следующие виды упражнений:

1. Дифференциация сходных слогов

са – за ма – мя гол – кол
со – зо      мо – ме      гора – кора
су – зу му – мю игра – икра

2. Чтение слогов по подобию

а о у
на          но          ну
за зо зу
ла ло лу

При выполнении этого задания учитель обращает внимание на то, как образованы слова

3. Чтение слов по подобию

мак майка Ваня
рак       гайка       Таня
бак зайка Маня

4. Чтение слогов с наращиванием согласных

низ – вниз
сто – стон
двор – дворник

5. Чтение слогов и слов с подготовкой

а – ан – бан – бант
о – то – сто – стон

6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами

пила – липа      палка – лапка
карп – парк мышка – мошка
гора – рога коза – коса

 7. Чтение однокоренных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем

сад – садик
дом – домик

8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни

накормил       унёс
напилил увёз
намазал увёл

9. Чтение скороговорок, двустиший со слоговыми структурами

Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

10. Чтение слогов по столбикам

  •  прочитайте первый столбик слогов, постепенно понижая голос до шепота;
  •  прочитайте только те слоги, которые произносятся мягко, ласково;
  •  найдите слог, который одновременно является словом (мы).

С первых уроков начинается работа над формированием правильной читательской деятельности. Эта система приёмов работы понимания текста: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Дети сами читают текст про себя, затем вслух по предложениям. По ходу чтения задаю детям уточняющие вопросы, объясняю значения слов (с помощью детей).

Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Используется наглядный материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся позитивное, бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Уроки с использованием презентации направлены на развитие устной связной речи, познавательной активности детей, формирование навыков чтения. Использование компьютерных технологий позволяет сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными.

Литература:

  1. Волина В.В. Учимся играя:– М.: Новая школа, 1998.
  2. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. Игры, считалки, загадки и скороговорки. – М.: Новая школа, 2001.
  3. Чаусова Л.М. «Работа по развитию речи в период подготовки к школе». Журнал «Начальная школа», № 4, 2010.
  4. Чечулинская И.В. Использование компьютерной поддержки при проведении уроков риторики. Журнал «Начальная школа», № 4, 2010.