Развитие коммуникативной компетентности школьников в процессе подготовки к ЕГЭ (часть С)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Обучению написанию сочинения-рассуждения уделяется большое внимание на уроках русского языка и литературы. В 5 – 8 классах это могут быть небольшие сочинения проблемного характера.

В 9 классе – сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Например: «Зачем нужны знаки препинания?»

У каждого десятиклассника имеется своя папка для подготовки к ЕГЭ, где обязательно находятся КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С1. При подготовке к написанию сочинения повторяем КРИТЕРИИ, так как ученик должен знать, что будет оценивать эксперт и как. Большинство выпускников справляются с заданием С1.

Как строится работа по обучению написанию сочинения-рассуждения? Сейчас имеется большое количество прекрасных текстов, пользуясь которыми можно тренировать умения писать такие сочинения. Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300 -400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников. Распределяем тексты по проблемам:

  1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения.
  2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
  3. Проблема воспитания в человеке сострадания и милосердия.
  4. Проблема войны и сохранения человеческого в человеке.
  5. Проблема поиска смысла жизни, места человека в мире.
  6. Проблема патриотизма и любви к родине.
  7. Проблема роли личности в истории.
  8. Проблема взаимоотношений отцов и детей, их взаимопонимания.
  9. Проблема истинной любви и дружбы.
  10. Проблема подвига и поведения человека на войне.
  11. Проблема сохранения мира на Земле.
  12. Проблема сохранения памяти и природы.
  13. Проблема нравственного долга писателя, ответственности писателя перед соотечественниками.
  14. Проблема экологии, взаимоотношения природы и человека.
  15. Проблема состояния русского языка.
  16. Проблема выбора профессии.

При составлении календарно-тематического планирования на 10 – 11 классы (уроки развития речи) включаю тексты по разным проблемам. Например, возьмем проблемы выбора книги для чтения и роли книги в жизни человека. Исходным текстом могут быть воспоминания Лидии Чуковской о своем отце – известном исследователе русской литературы, детском писателе и переводчике Корнее Ивановиче Чуковском, который всегда беспокоился о круге чтения молодежи. Кроме того, можно взять для чтения и другие тексты по этим проблемам: писателя-этнографа Д. Н. Мамина-Сибиряка, режиссера-сценариста Н. И. Лебедева, писателя-публициста Е. А. Лаптева, киноведа-сценариста Д. К. Орлова, С. Кудряшова, писателя С. Михалкова и других авторов.

План-конспект урока (2 часа)

  1. Повторение. Типы речи. Рассуждение – это тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Строение рассуждения: тезис, доказательства, вывод.
  2. Повторение. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
  3. Чтение текста Л. К. Чуковской.
  4. Проблемы, поставленные автором. Над чем размышляет, что волнует. Необходимо верно сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста.
    • Проблема приобщения детей и молодежи к литературному искусству. (Как увлечь детей, молодых людей хорошей литературой? Какой должна быть система чтения, чтобы она обогащала душу, доставляла радость и учила понимать жизнь с учетом потребностей человека на каждой возрастной ступеньке?).
    • Проблема выбора книги для чтения. (Каков критерий выбора книги для чтения?).
    • Проблема преемственности поколений в отношении к литературному искусству. (Сможет ли молодое поколение перенять тот духовный опыт, который заключен в русской поэзии, в творчестве Пушкина в русской литературе в целом?).
  5. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
    С помощью каких аргументов, фактов автор доказывает свою точку зрения          .
  6. Какова позиция автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте?
    • Пока не найдено действенного способа, при помощи которого можно было бы увлечь молодых людей чтением хорошей литературы; не продумана такая система чтения, которая обеспечивала бы в каждом возрасте приобщение человека к книгам, необходимым именно в этот период жизни.
    • Основными критериями выбора книги для чтения являются такие её качества, как способность вызывать интерес, но в то же время обогащать душу, развивать умение размышлять.
    • Существует реальная угроза того, что огромное духовное наследие, которое заключено в русской литературе, в русской поэзии, окажется не понятым и не востребованным молодым поколением.
  7. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, подтверждающие или опровергающие основные мысли текста.
  8. Словарная работа: обратить внимание на правописание частотных слов и словосочетаний.
    Профессиональным писателем, восприятие литературы, возрастные рамки, критерий, неодухотворенность, искусство, возведение лестницы, растущего, онегинская строфа, пленять, пошлость, неистребимо, одаривать, подрастающий, представлялось, возведена, полагал, сверхмощных держав, наследники, опасность.
  9. Аргументация учащимся собственного мнения. Ваша точка зрения. Какие примеры из жизни можете привести? Аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. (Книга академика Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». В ней автор щедро делится с читателями своими размышлениями о том, что кажется ему важным самому: о смысле жизни, о совести и справедливости, о книгах и о многом другом. В данном случае мы обращаемся к 22 письму «Учись читать!»)
  10. Составление плана сочинения:
    • Формулировка проблемы.
    • Комментарий к сформулированной проблеме и точка зрения автора.
    • Аргументация собственного мнения и два примера.
    • Вывод.
  11. Сочинение должно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, точностью и выразительностью речи, разнообразием грамматического строя речи.
  12. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических норм; соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
  13. Написание сочинения-рассуждения по тексту Л. К. Чуковской.

Проверка сочинения учителем осуществляется баллами по КРИТЕРИЯМ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ, выставляется оценка. На следующем уроке ученики выполняют работу над ошибками, обращают внимание на то, по каким КРИТЕРИЯМ не добрали баллов.