Обучению написанию сочинения-рассуждения уделяется большое внимание на уроках русского языка и литературы. В 5 – 8 классах это могут быть небольшие сочинения проблемного характера.
В 9 классе – сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Например: «Зачем нужны знаки препинания?»
У каждого десятиклассника имеется своя папка для подготовки к ЕГЭ, где обязательно находятся КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С1. При подготовке к написанию сочинения повторяем КРИТЕРИИ, так как ученик должен знать, что будет оценивать эксперт и как. Большинство выпускников справляются с заданием С1.
Как строится работа по обучению написанию сочинения-рассуждения? Сейчас имеется большое количество прекрасных текстов, пользуясь которыми можно тренировать умения писать такие сочинения. Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300 -400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников. Распределяем тексты по проблемам:
- Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения.
- Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
- Проблема воспитания в человеке сострадания и милосердия.
- Проблема войны и сохранения человеческого в человеке.
- Проблема поиска смысла жизни, места человека в мире.
- Проблема патриотизма и любви к родине.
- Проблема роли личности в истории.
- Проблема взаимоотношений отцов и детей, их взаимопонимания.
- Проблема истинной любви и дружбы.
- Проблема подвига и поведения человека на войне.
- Проблема сохранения мира на Земле.
- Проблема сохранения памяти и природы.
- Проблема нравственного долга писателя, ответственности писателя перед соотечественниками.
- Проблема экологии, взаимоотношения природы и человека.
- Проблема состояния русского языка.
- Проблема выбора профессии.
При составлении календарно-тематического планирования на 10 – 11 классы (уроки развития речи) включаю тексты по разным проблемам. Например, возьмем проблемы выбора книги для чтения и роли книги в жизни человека. Исходным текстом могут быть воспоминания Лидии Чуковской о своем отце – известном исследователе русской литературы, детском писателе и переводчике Корнее Ивановиче Чуковском, который всегда беспокоился о круге чтения молодежи. Кроме того, можно взять для чтения и другие тексты по этим проблемам: писателя-этнографа Д. Н. Мамина-Сибиряка, режиссера-сценариста Н. И. Лебедева, писателя-публициста Е. А. Лаптева, киноведа-сценариста Д. К. Орлова, С. Кудряшова, писателя С. Михалкова и других авторов.
План-конспект урока (2 часа)
- Повторение. Типы речи. Рассуждение – это тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Строение рассуждения: тезис, доказательства, вывод.
- Повторение. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
- Чтение текста Л. К. Чуковской.
- Проблемы, поставленные автором. Над чем размышляет, что волнует. Необходимо верно сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста.
- Проблема приобщения детей и молодежи к литературному искусству. (Как увлечь детей, молодых людей хорошей литературой? Какой должна быть система чтения, чтобы она обогащала душу, доставляла радость и учила понимать жизнь с учетом потребностей человека на каждой возрастной ступеньке?).
- Проблема выбора книги для чтения. (Каков критерий выбора книги для чтения?).
- Проблема преемственности поколений в отношении к литературному искусству. (Сможет ли молодое поколение перенять тот духовный опыт, который заключен в русской поэзии, в творчестве Пушкина в русской литературе в целом?).
- Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
С помощью каких аргументов, фактов автор доказывает свою точку зрения . - Какова позиция автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте?
- Пока не найдено действенного способа, при помощи которого можно было бы увлечь молодых людей чтением хорошей литературы; не продумана такая система чтения, которая обеспечивала бы в каждом возрасте приобщение человека к книгам, необходимым именно в этот период жизни.
- Основными критериями выбора книги для чтения являются такие её качества, как способность вызывать интерес, но в то же время обогащать душу, развивать умение размышлять.
- Существует реальная угроза того, что огромное духовное наследие, которое заключено в русской литературе, в русской поэзии, окажется не понятым и не востребованным молодым поколением.
- Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, подтверждающие или опровергающие основные мысли текста.
- Словарная работа: обратить внимание на правописание частотных слов и словосочетаний.
Профессиональным писателем, восприятие литературы, возрастные рамки, критерий, неодухотворенность, искусство, возведение лестницы, растущего, онегинская строфа, пленять, пошлость, неистребимо, одаривать, подрастающий, представлялось, возведена, полагал, сверхмощных держав, наследники, опасность. - Аргументация учащимся собственного мнения. Ваша точка зрения. Какие примеры из жизни можете привести? Аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. (Книга академика Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». В ней автор щедро делится с читателями своими размышлениями о том, что кажется ему важным самому: о смысле жизни, о совести и справедливости, о книгах и о многом другом. В данном случае мы обращаемся к 22 письму «Учись читать!»)
- Составление плана сочинения:
- Формулировка проблемы.
- Комментарий к сформулированной проблеме и точка зрения автора.
- Аргументация собственного мнения и два примера.
- Вывод.
- Сочинение должно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, точностью и выразительностью речи, разнообразием грамматического строя речи.
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических норм; соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
- Написание сочинения-рассуждения по тексту Л. К. Чуковской.
Проверка сочинения учителем осуществляется баллами по КРИТЕРИЯМ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ, выставляется оценка. На следующем уроке ученики выполняют работу над ошибками, обращают внимание на то, по каким КРИТЕРИЯМ не добрали баллов.