Цели:
- Обобщение и систематизация знания учащихся об имени существительном, закрепление знаний детей о существенных признаках определения падежа имён существительных и правописании падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
- Развитие творческих способностей, внимания, орфографической зоркости, логического мышления на основе упражнений.
- Воспитание ценностного отношения к знаниям, воспитание привычки своевременного выполнения любой работы.
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель: Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.
Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.
Дети объясняют следующие фразеологизмы:
- Сердце кровью обливается – жалко.
- Положа руку на сердце – откровенно, честно.
- Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.
- Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
- Как маслом по сердцу – приятно.
- Поздравить от всего сердца – искренне.
- Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.
- С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.
- От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.
- Сердце упало – страшно.
Учитель. Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?
Учитель. Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!
III. Минутка чистописания.
– Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединения.
– Прочитайте слова.
Сер…це, звез…ный, ур…жай, л…са, с…бака, н…зина.
– Сегодня мы на минутке чистописания будем писать буквы, которые помогут разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? К каким орфограммам они относятся?
– Итак, буквы д, о, и. Разделите на группы по орфограммам.
– Как проверить безударный гласный в корне слова? Повторите правило. Проверьте.
– Как проверить непроизносимый согласный? Повторите правило. Проверьте.
– Итак. Определите порядок написания букв в ряду:
дои ддооии…
– Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности
IV. Словарная работа.
– Назовите группу слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
– Как по-другому называются такие слова? Почему?
– Повторим правописание словарных слов.
– Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
Б…резка, в…рона, за…ц, з…мл…ника, м…дведь, пш…ница, р…стение, с…лома.
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, разберите по составу слово “березка”.
– Взаимопроверка. Как разобрали слово “ березка”? (2 ученика на доске)
– Устно придумайте слова с суффиксом –к.
– Слова какой части речи записали?
– Что вы знаете о существительном?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
–Устно разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы их разделите?
V. Постановка темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о родительном, дательном и предложном падежах всех трёх склонений.
VI. Игра “Поймай слово”.
Учитель. А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”
– Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.
Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.
Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.
VII. Закрепление пройденного материала.
1) Работа по таблице.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
Учитель. Назовите вопросы и предлоги родительного, дательного и предложного падежей.
– В каком склонении в родительном, дательном и предложном падежах не бывает окончания -е?
– В каком склонении не бывает окончания -и?
– В каком склонении встречается окончания -и и -е?
2) Работа с сигнальными карточками -е, -и.
Учитель. Определите склонение и падеж существительных, покажите карточкой безударное окончание.
Жил у тёти, подошли к сторожке, недалеко от лужайки, посадить на огороде, комната без мебели, проходил по площади, сидел на ступеньке, путь к победе.
VIII. Дифференцированная работа.
Дописать окончания, определить склонение и падеж сущ. До речк…- К берез…- На ромашк…- На лошад…- |
“Всезнайки” Употребите сущ. С предлогами в Р., Д., П. падежах. Волк- Заяц- Сделайте вывод. |
(3 человека индивидуально)
– Проверяем с помощью сигнальных карт.
– Какое слово лишнее? Почему?
– Какие окончания у существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?
IX. Буквенный диктант. (Сигнальные карты).
На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… .
Вывод.
X. Физминутка.
Учитель: Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
XI. Работа с учебником.
– Откройте с.120 №236.
– Прочитайте и расскажите, как поняли задание.
– Выполните по вариантам: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.
– Вспомните правила списывания и выполняйте.
– Фронтальная проверка с помощью сигнальных карт. Вывод.
– Откройте стр.118 №232.
– Прочитайте задание и расскажите. Это домашнее задание.
Откройте дневник и запишите.
XII. Работа в группах.
1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.
- Свернул к речк…
- помог старушк…
- скрипит на дерев…
- махал флажк…
- рисунок на ткан…
2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием –е.
Написал в тетрад…, подбежал к пристан…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли от берёзк…, сидит в огород… на изгород…, найти на дорог…, добежать до речк…, пошёл по троп… .
3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.
пустыня, грусть, стакан.
- Р. п.
- Д. п.
- П. п.
4-я группа: Составьте словосочетания по данным схемам.
- В (1 скл. ж. р. П. п.), около (2скл. м. р. Р. п.)
- У (1 скл. ж. р. Р. п.) на ( 2 скл. м. р. П. п.)
- по ( 1 скл. м. р. Д. п.) в (3 скл. ж. р. П. п.)
(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание).
XIII. Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”
Заполни таблицу.
Номер ответа | ||||||
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-
Какое существительное отличается от других склонением?
1) лось
2) лошадь
3) конь
4) медведь -
У какого существительного окончание не такое, как у других?
1) к тетрадк.
2) о сирен.
3) в альбом.
4) на страниц. -
Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
1) держать на ладон.
2) жители деревн.
3) остановиться в город.
4) гостить в деревн. -
В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
1) на столе
2) на стене
3) на слоне
4) на дереве -
Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
1) Р.п.- кого? чего?
2) П.п. – о ком? о чём?
3) Д.п. – кем? чем?
4) В.п. – кого? что? -
В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
1) 1 и 2 склонения
2) только 1 склонения
3) только 2 склонения
4) 1 и 3 склонения
Проверка: проверьте себя по таблице:
Номер ответа | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14. Итог урока.
Учитель. Сделайте вывод:
В каком падеже пишется окончание -и?
В каких падежах пишется окончание -е, -и?
Молодцы! Вы хорошо работали и заслужили хорошие отметки.
Понравился ли вам урок? Покажите сердечки, характеризующие ваше настроение.
Дети показывают красные сердечки с нарисованными на них лицами, соответствующего настроения.