Написание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знания учащихся об имени существительном, закрепление знаний детей о существенных признаках определения падежа имён существительных и правописании падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
  2. Развитие творческих способностей, внимания, орфографической зоркости, логического мышления на основе упражнений.
  3. Воспитание ценностного отношения к знаниям, воспитание привычки своевременного выполнения любой работы.

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается – жалко.
  • Положа руку на сердце – откровенно, честно.
  • Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.
  • Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
  • Как маслом по сердцу – приятно.
  • Поздравить от всего сердца – искренне.
  • Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.
  • С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.
  • От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.
  • Сердце упало – страшно.

Учитель. Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Учитель. Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

III. Минутка чистописания.

Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединения.

– Прочитайте слова.

Сер…це, звез…ный, ур…жай, л…са, с…бака, н…зина.

– Сегодня мы на минутке чистописания будем писать буквы, которые помогут разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? К каким орфограммам они относятся?

– Итак, буквы д, о, и. Разделите на группы по орфограммам.

– Как проверить безударный гласный в корне слова? Повторите правило. Проверьте.

– Как проверить непроизносимый согласный? Повторите правило. Проверьте.

– Итак. Определите порядок написания букв в ряду:

дои ддооии…

– Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности

IV. Словарная работа.

Назовите группу слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

– Как по-другому называются такие слова? Почему?

– Повторим правописание словарных слов.

– Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

Б…резка, в…рона, за…ц, з…мл…ника, м…дведь, пш…ница, р…стение, с…лома.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, разберите по составу слово “березка”.

– Взаимопроверка. Как разобрали слово “ березка”? (2 ученика на доске)

– Устно придумайте слова с суффиксом –к.

– Слова какой части речи записали?

– Что вы знаете о существительном?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

–Устно разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы их разделите?

V. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о родительном, дательном и предложном падежах всех трёх склонений.

VI. Игра “Поймай слово”.

Учитель. А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”

– Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.

VII. Закрепление пройденного материала.

1) Работа по таблице.

  1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р.п.  
Д.п.  
П.п.

Учитель. Назовите вопросы и предлоги родительного, дательного и предложного падежей.

– В каком склонении в родительном, дательном и предложном падежах не бывает окончания -е?

– В каком склонении не бывает окончания -и?

– В каком склонении встречается окончания -и и -е?

2) Работа с сигнальными карточками -е, -и.

Учитель. Определите склонение и падеж существительных, покажите карточкой безударное окончание.

Жил у тёти, подошли к сторожке, недалеко от лужайки, посадить на огороде, комната без мебели, проходил по площади, сидел на ступеньке, путь к победе.

VIII. Дифференцированная работа.

Дописать окончания, определить склонение и падеж сущ.

До речк…-
К берез…-
На ромашк…-
На лошад…-
“Всезнайки”
Употребите сущ. С предлогами в Р., Д., П. падежах.

Волк-
Заяц-
Сделайте вывод.

(3 человека индивидуально)

– Проверяем с помощью сигнальных карт.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Какие окончания у существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?

IX. Буквенный диктант. (Сигнальные карты).

На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… .

Вывод.

X. Физминутка.

Учитель: Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

XI. Работа с учебником.

– Откройте с.120 №236.

– Прочитайте и расскажите, как поняли задание.

– Выполните по вариантам: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

– Вспомните правила списывания и выполняйте.

– Фронтальная проверка с помощью сигнальных карт. Вывод.

– Откройте стр.118 №232.

– Прочитайте задание и расскажите. Это домашнее задание.

Откройте дневник и запишите.

XII. Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

  • Свернул к речк…
  • помог старушк…
  • скрипит на дерев…
  • махал флажк…
  • рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием –е.

Написал в тетрад…, подбежал к пристан…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли от берёзк…, сидит в огород… на изгород…, найти на дорог…, добежать до речк…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, грусть, стакан.

  • Р. п.
  • Д. п.
  • П. п.

4-я группа: Составьте словосочетания по данным схемам.

  • В (1 скл. ж. р. П. п.), около (2скл. м. р. Р. п.)
  • У (1 скл. ж. р. Р. п.) на ( 2 скл. м. р. П. п.)
  • по ( 1 скл. м. р. Д. п.) в (3 скл. ж. р. П. п.)

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание).

XIII. Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа                                                                  
Номер задания 1 2 3 4 5 6
  1. Какое существительное отличается от других склонением?
    1) лось
    2) лошадь
    3) конь
    4) медведь

  2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
    1) к тетрадк.
    2) о сирен.
    3) в альбом.
    4) на страниц.

  3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
    1) держать на ладон.
    2) жители деревн.
    3) остановиться в город.
    4) гостить в деревн.

  4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
    1) на столе
    2) на стене
    3) на слоне
    4) на дереве

  5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
    1) Р.п.- кого? чего?
    2) П.п. – о ком? о чём?
    3) Д.п. – кем? чем?
    4) В.п. – кого? что?

  6. В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
    1) 1 и 2 склонения
    2) только 1 склонения
    3) только 2 склонения
    4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа     2         2         4         4         3         1    
Номер задания 1 2 3 4 5 6

14. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод:

В каком падеже пишется окончание -и?

В каких падежах пишется окончание -е, -и?

Молодцы! Вы хорошо работали и заслужили хорошие отметки.

Понравился ли вам урок? Покажите сердечки, характеризующие ваше настроение.

Дети показывают красные сердечки с нарисованными на них лицами, соответствующего настроения.