Основополагающий вопрос: Как решить проблему загрязнения речи в классе?
Цели:
- активизация логического и исследовательского мышления;
- развитие информационной культуры, коммуникативных и социальных навыков;
- усиление мотивации к повышению собственной культуры речи;
- формирование интеллектуально-познавательной компетентности;
- воспитание бережного отношения к русскому языку.
Форма работы класса:
6 групп по 4 человека
Доминирующие технологии:
РКМЧП, технология сотрудничества, технология проектного обучения
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с терминами и вопросами, толковые словари (6 шт.)
Результат деятельности: проект положения “О речевом этикете класса”
Структура:
I. Вызов:
создание условий для актуализации интереса к теме (проблематизация темы, работа с эпиграфом-синквейном, вопросы на актуализацию познавательной активности)
II. Осмысление:
организация активного восприятия и систематизации информации по теме (синонимический анализ, конструирование научного понятия, презентация-исследование, устная дискуссия, систематизация полученных знаний через ответы на проблемные вопросы, резюмирование выводов)
III. Рефлексия:
выявление и защита собственной позиции учащихся (проектирование положения “О речевом этикете класса”, свободная дискуссия по отбору правил положения)
Этапы реализации:
I.Вызов:
1.Вступительное слово учителя.
– Добрый день! Сегодня нам предстоит разговор на одну из наиболее больных тем современного общества. Эта тема волновала вас уже давно, и сегодня, я думаю, вы уже готовы к серьезному анализу информации по проблеме употребления ненормативной лексики. Итак, тема классного часа – “Проблема употребления ненормативной лексики” (см. Презентация1 слайд №1), цель – анализ ненормативной лексики с точки зрения экологии речи (см. Презентация1 слайд №2). Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: как решить проблему загрязнения речи в нашем классе (см. Презентация1 слайд №3).
2.Работа с эпиграфом-синквейном.
– Готовясь к занятию, в качестве эпиграфа я придумала два синквейна, они получились абсолютно противоположны по смыслу (см. Презентация1 слайд №4). Подумайте и определите, почему так получилось? (Первый эпиграф связан с язычеством, у восточных славян запретная лексика выполняла функцию оберега от нечистой силы; второй эпиграф отражает современное отношение к проблеме.)
3.Вопросы на актуализацию познавательного интереса.
– Какая народная примета (см. Презентация1 слайд №5) является свидетельством того исторического факта, что свист призывает нечистую силу? (Нельзя свистеть в помещении.)
– Какой персонаж УНТ является подтверждением этой приметы? (Соловей-разбойник.)
– Почему мат категорически отвергается христианством? (Отголосок язычества.)
II. Осмысление:
1.Синонимический анализ.
– Объясните смысл записанных на карточках (см. Презентация1 слайд №6) слов, на обсуждение в группах дается 1 минута (6 карточек по количеству групп: “черные слова”, “срамные слова”, “негодные слова”, “лексика телесного низа”, “оскорбительные слова”, “ненормативная лексика”.)
2.Конструирование научного понятия “ненормативная лексика” (См. Презентация 1 слайд №7)
3. Детская презентация-исследование “Ненормативная лексика как средство самовыражения” (Предварительно подготовлено группой учащихся. (См. Презентация 2))
4. Устная дискуссия “Причины употребления ненормативной лексики” (психологические перегрузки, агрессия, ложное понимание демократизма, половой интерес, желание унизить, связка слов, бравирование личной раскрепощенностью. (См. Презентация 1 слайд №8))
5.Систематизация полученных знаний через ответы на проблемные вопросы (по одному вопросу на группу, на обдумывание ответа одна минута).
– Почему иностранцев притягивает русская ненормативная лексика?
– Почему представители русской интеллигенции не всегда готовы отказаться от мата?
– С какой целью создаются словари ненормативной лексики?
– Ненормативная лексика – лекарство или невидимый яд, обедняющий русскую речь?
– Как я отношусь к ненормативной лексике?
– Могу ли я сказать нет сквернословию?
6.Резюмирование выводов (речь засорена, необходима “прополка” языка, лингвоэкология призвана решить эту проблему, необходимо выработать меры и способы защиты русского языка от слов-паразитов (см. Презентация 1 слайд №9)).
III. Рефлексия:
1.Выявление и защита собственной позиции учащихся (проектирование положения “О речевом этикете класса”
2.Свободная дискуссия по выбору правил положения (каждая группа выносит на обсуждение 3 правила, выбирается 10-12 наиболее удачно сформулированных и актуальных правил из ряда предложенных).
3.Демонстрация варианта проекта положения “О речевом этикете класса” (см. Презентация 3).