Цели урока:
Инструменты и материалы:
Наглядное пособие:
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение темы и целей урока – 3 мин.
- Беседа – 8 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Инструктаж – 2мин.
- Самостоятельная практическая работа учащихся – 20 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
Ход урока
1.
Организационный момент2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1,2)
3. Беседа с учащимися
Сегодня у нас необычный урок. Мы знакомимся с национальным искусством народов севера.
На самом краю земли, со всех сторон омываемый северными морями, раскинулся полуостров с загадочным названием Таймыр. Суров этот край сильными морозами, тёмными полярными ночами, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой. (Слайд 3)
И на этой загадочной и суровой земле испокон веков живут маленькие, но очень талантливые народы ненцы, нганасаны и долганы, эвенки, кеты, селькупы. (Слайд 4,5,6)
Жизнь северных народов тесно связана с окружающей природой. А природа северных районов Красноярского края – это тундра, леса, реки, озёра, где много рыбы, ягод, различных зверей и птиц. (Слайд 7,8,9)
Природа здесь суровая и однообразная зимой, но расцветает множеством красок в короткий период весны и лета. (Слайд 10)
Народы севера ведут полукочевой образ жизни. Поэтому их жилище должно быть переносным. Традиционным жильём для северных народов является чум.
Чум – это переносное жилище, которое зимой покрывается шкурами оленей, а летом ровдогой (выделанной шкурой без меха). (Слайд 11)
На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.
Чтобы украсить свой быт народы севера искусно изготавливают орнаментированную одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Превращая обычные вещи в подлинное произведение искусства.
(Слайд 12,13)
Искусство северных народов образно называют “Искусством, рождённым на снегу”.
– Как вы думаете почему искусство северных народов так называют? (ответ детей)
Народы севера – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.
Каждая семья старается оберегать себя, своих близких, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими руками. И ещё – вера в их силу.
– А что же такое оберег? Как вы думаете? (ответ детей)
Оберег – предмет, обладающий колдовской способностью оберегать владельца.
Обереги издавна защищали людей от злых духов, от болезней и несчастий. Они расшивались орнаментом. Например: на детскую одежду в старину нашивали колокольчики, чтобы отпугнуть злых духов. Обереги спасали ребёнка от разных напастей. Чтобы ребёнок в будущем был ловок, смел и удачлив, ему изготавливали обереги подвески в виде солнышка или обереги куклы. Обереги придавали человеку духовную силу, а она давала возможность выживать на севере. (Слайд 14)
4. Физкультминутка.
5. Инструктаж.
Сегодня мы с вами будем выполнять куклу оберег. В начале посмотрим выставку работ. (Слайд 15,16) и повторим правила безопасности работы с острыми инструментами.
- Правила безопасного труда.
Чтобы у нас на уроке не было травм, давайте вспомним правила безопасного труда при работе с тканью и ножницами.
(ответ детей)
- Поэтапный план работы.
(разбор поэтапного изготовления оберега)
6. Самостоятельная практическая работа учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся.
Сегодня мы с вами познакомились с народами севера и с их искусством.
– Вспомните, пожалуйста, какие национальности проживают на территории северных районов Красноярского края? (ответ детей)
– Как называется переносное жилище народов севера?
(ответ детей)– Чем покрывали своё жилище народы севера зимой и летом?
(ответ детей)– Что такое оберег?
(ответ детей)– Для чего народы севера изготавливали обереги?
(ответ детей)С работой справились все, молодцы! (Слайд 17)