Цели игры:
- проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости;
- развитие чувства коллективизма и здорового соперничества;
- воспитание высокой культуры математического мышления.
Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление. Дж. Брунер
Большой интерес у школьников вызывает проведение состязания под названием математический хоккей, которое мы проводим чаще всего во время Декады точных наук. Это состязание по форме напоминает популярную игру хоккей с шайбой. Отсюда и её название. Каждая учебная группа выставляет команду из шести человек. Проводится жеребьёвка и составляется календарь встреч. В актовом зале освобождается площадка для состязания. Это "Хоккейное поле". За одной из боковых линий по центру ставится классная (интерактивная) доска. На ней можно выполнять необходимые записи. Болельщики занимают места вокруг поля так, чтобы видеть записи на доске. Задачи - "шайбы" заранее готовят два учителя - "судьи" (по 5 - 7 задач) для каждой команды. Обычно подбираются нестандартные задачи. Как правило, они требуют устного решения, смекалки, догадки. Условие задач краткое, легко воспринимаемое на слух. Часто в самом условии открывается ключ к решению. Полезны задачи - шутки. Условия задач могут быть записаны на картонных кружках, имитирующих настоящую шайбу. Судьи выполняют вбрасывание шайб (громко, для всех читают условие задачи) и оценивают, отбита ли шайба, то есть правильно ли решена задача, или пропущена. Успех зрелища - состязания во многом зависит от комментатора хоккейного турнира. Комментатор рассказывает болельщикам о ходе событий на хоккейном поле, стараясь это сделать в живой, интересной, юмористической форме. Он должен быть хорошо знаком с правилами игры в настоящий хоккей, быть в курсе хоккейных событий, знать ведущих хоккеистов страны. Эти знания помогут ему успешно импровизировать, освещая ход событий на поле. По свистку судьи команды выходят на поле и приветствуют друг друга. Происходит жеребьевка: кто какое поле занимает и кто начинает игру. Команды рассаживаются на стульях друг против друга каждая на своей половине в следующем порядке: I ряд - трое нападающих, II ряд - два защитника, III ряд - вратарь. Судья производит выбрасывание шайбы: читает условие первой задачи-"шайбы", попадает к нападающему номер один первой команды. В течение всей игры действует правило 30 секунд: каждый игрок не может держать шайбу, то есть задачу более этого времени. Если за это время первый нападающий решил задачу, то шайба отбита. Тогда второй судья производит вбрасывание первой шайбы для второй команды. Если же нападающий за 30 секунд не сумел решить задачу или решил её неправильно, то шайба переходит ко второму нападающему снова на 30 секунд и так далее до вратаря. Если и вратарь не сумел решить задачу, то считается, что шайба пропущена. Судья объявляет счёт. После этого происходит вбрасывание очередной шайбы. Вбрасывание шайб ведётся так, что они попадают переменно то к первой команде, то ко второй. По окончании игры объявляется счёт матча. Команды благодарят друг друга и судей и покидают поле.
Приведу наборы задач-"шайб" для двух встреч.
Первая встреча.
А
Задачи-"шайбы" для первой команды | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Назовите трёх древнегреческих математиков | |
2. | Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное, чтобы получить наибольшее трёхзначное? | 10 раз |
3. | Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение 1*2*3*4*5*6*: *14*15? | 3 |
4. | Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета? | А.С.Грибоедов |
5. | Сколько месяцев в году имеет 30 дней? | 11 |
Б
Задачи-"шайбы" для второй команды | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Назовите трёх русских математиков | |
2. | Какое наибольшее число суббот может быть в году? | 53 |
3. | Из 6 спичек, не ломая их, составьте 4 треугольника | |
4. | Можно выложить в ряд все 28 костей домино так, чтобы на одном конце ряда оказалось 5, а на другом 6 очков? | можно |
5. | Назовём число замечательным, если при приписывании к нему цифры 5 слева и справа получаются равные числа. Сколько имеется двадцатизначных замечательных чисел? | одно |
Вторая встреча.
В
Задачи-"шайбы" для первой команды | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Числитель дроби увеличен в 3 раза. Что нужно сделать со знаменателем, чтобы дробь увеличилась в 6 раз? | умножить на |
2. | Какое число имеет больше делителей: 48 или 100? | 48 |
3. | Чему равен угол между минутной и часовой стрелками, когда они показывают 5 часов вечера? | 1500 |
4. | В безжизненной пустыне по прямой дороге ползут 3 черепахи. Одна черепаха говорит: "Впереди меня нет черепах, сзади меня идут 2 черепахи". Другая черепаха говорит: "Впереди меня идет одна черепаха и позади меня идет черепаха". А третья черепаха говорит: "Впереди меня идут 2 черепахи, а позади меня ещё одна черепаха". Как такое может случиться? | третья черепаха лжёт |
5. | Игра в слова: заменяя только одну букву в слове, перейти от слова "рот" к слову "дым" | например: рот, ром, дом, дым |
Г
Задачи-"шайбы" для второй команды | ||
№ | Вопрос | Ответ |
1. | На какое число надо разделить данное число, чтобы увеличить его в 3 раза? | на |
2. | Какая разница между числом и цифрой? | |
3. | Когда турист прошел всего пути, то до середины пути ему осталось пройти ещё 20 км. Найти длину всего пути. | 60 км |
4. | Сколько будет дюжин. Если 2 дюжины умножить на 3 дюжины? | 72 дюжины |
5. | Игра в слова: заменяя только одну букву в слове, перейти от слова "кот" к слову "сыр" | например: кот, ком, сор, сыр. |
Пока жюри подводит итоги для болельщиков, тоже заготовлены задания на смекалку, например:
Кто сильней?
СЕВАЛДЛЯШАРТЁМИРА | КЛАВАДИМАРАТАНЯНИНА |
Две компании ребят | Та компания, где Сева, |
Ухватились за канат | Тянет-тянет, тянет влево! |
Та компания, где Клава | Рассчитайте поскорей |
Тянет-тянет, тянет вправо! | Чья компания сильней? |
Подсказка: сильнее та компания, где больше ребят.
Сосчитайте имена.