Цели:
- закрепить представления о времени; обобщить знания о профессиях и познакомиться с новыми;
- воспитывать уважение к людям любой профессии; показывать значение трудовой деятельности в жизни человека; умение работать в коллективе;
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, речь, творческие способности учащихся.
Форма проведения: игра-путешествие
Подготовительная работа: подбор материалов о профессиях (иллюстрации, фотографирование объектов и людей на предприятиях, презентация, стихи, пословицы, загадки).
Оборудование: маршрут следования по
Городу Мастеров (слайды-фотографии на
компьютере), листы с пословицами о роли и
значении труда; иллюстрации, отражающие разную
трудовую деятельность людей; карточки для игр и
заданий, прямоугольники-кирпичики» из цветной
бумаги,
рисунок-контур дома.
План путешествия: слайды своего села, города: Школьная библиотека ––> Магазин ––> Школьная столовая ––> Мастерская ––> Досуговый центр ––> Милиция ––> Почта ––> Чум ––> Школа
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка ранее изученного материала
Тест (Обобщение по разделу «Где и когда?) <Презентация 1>
III. Работа над новой темой
Уважаемые врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю! Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.
У: А кем мечтаете стать вы?
(Ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”)
Ученик 1:
Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы, о чём?
Ученик 2: Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: Я – фоторепортёром!
Ученик 4: А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2: Профессии чудесные, земные и
небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: Я буду инженером!
Ученик 2: Я – милиционером!
Ученик 3: А я…Пока ещё секрет!
Ученик 4:
Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!
Ученик 3: Я стану агрономом!
Ученик1: А я вот астрономом!
Ученик 2: А я… Я в космос полечу!
Учитель: С каждым днём вы будете
узнавать всё больше и больше профессий, знания о
них станут глубже… А сегодня на занятии мы
повторим и закрепим наши знания о разных
профессиях, кто-то услышит названия новых
профессий, кто-то увидит знакомые профессии с
новой стороны…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в
столицу страны профессий – Город Мастеров.
Каждый житель этого города не только мастерски
занимается своим делом, но и знает множество
пословиц, загадок, игр о профессиях, так что
путешествовать по городу будет и весело, и
познавательно.
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город
Мастеров!
Открывается слайд с надписью «Город Мастеров»
IV. Внимание, мы подъезжаем к Школьной библиотеке
(открывается слайд-фото на компьютере). Библиотекарь приготовила для вас загадки о профессиях. (За правильный ответ – кирпичик)
Он спускается в забой.
Его работа под землёй. (Шахтёр)Навсегда стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помнит нас. (Фотограф)Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)Открывает магазин,
Продаёт продукты.
Взвешивает овощи и фрукты. (Продавец)Он умеет гарцевать.
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать. (Дрессировщик)Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)Встаём мы рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)С огнём бороться мы должны.
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)Даже в хмурую погоду
Эти люди лезут в воду!
Светит лампа на спине –
Человек стоит на дне! (Водолаз)Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Строитель)
V. Подъезжаем к весёлому магазину
Продавец предлагает нам приобрести принадлежности для каждой профессии.
Игра
Раздаются иллюстрации профессии, надо соотнести иллюстрацию с принадлежностями. За правильный ответ – кирпичик.
VI. Владеть профессией –
замечательно! Ещё замечательнее – любить её и
добросовестно делать своё дело! Люди уважают
профессионалов, настоящих мастеров своего дела.
Некоторые профессии можно определить даже по
запаху. Самые аппетитные запахи в Городе
Мастеров – это,
конечно же, в Школьной столовой.
(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом.
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!
Учитель: Наши ребята – не бездельники! Наше путешествие продолжается!
VII. Наш маршрут лежит мимо Мастерской Города Мастеров. Посмотрим, как они работают.
(Физминутка).
Сценка “Сапожник” <Приложение 1>
VIII. Мы пришли на представление в Досуговый центр. Посмотрим выступление ребят. Нужно угадать название профессии.
Игра-пантомима «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»
(Врач, повар, учитель, пожарный, милиционер, швея, оленевод).
Каждому даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем дети по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные угадывают. (За правильный ответ – кирпичик)
IX. Подъезжаем к Милиции, которая нас охраняет. Милиционеры нас предупреждают, что Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». (За правильный ответ – кирпичик)
Игра «Доскажите словечко»
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой… (учителя, а не пожарные)Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я – … (охранник)Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил …(портной, а не музыкант)Защищать в суде всех рад
Наш умелый … (адвокат)Красками пахнет наш юбиляр:
Тысячный дом покрасил… (маляр)Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник, а не матрос)Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно…(пастух, а не продавец)Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари, а не врачи)
Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Приближаемся к Почте. Как вы знаете, на почту привозят газеты и журналы в мешках. Вот и предлагают почтальоны угадать, что в мешке.
Игра «Чудо-мешок»
(Закрытыми глазами определяют инструмент и называют профессию)
Мел, нитки, краски, ложка, письмо, шприц, свисток, расческа, калькулятор. (За правильный ответ – кирпичик)
X. Отправляемся в Тундру. Оленевод – героическая профессия. В лютый холод, пургу, дождь нужно пасти оленей. А у чумработницы тоже много работы в чуме.
(Составляют пословицы о труде из двух частей. За правильный ответ – кирпичик)
– Маленькое дело /лучше большого
безделья.
– Мало хотеть –/ надо уметь.
– Терпенье и труд / всё перетрут.
– Глаза страшатся, / а руки делают.
– Кто любит трудиться, / тому без дела не
сидится.
– Труд кормит, / а лень портит.
– Скучен день до вечера, /коли делать нечего.
Учитель: Возвращаемся назад. Итак, мы вернулись в нашу любимую Школу. Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Как много они знают о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт
Учитель:
Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас.
Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – на них напишите свою будущую профессию.
– Кем станете вы, когда вырастете?
– Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем?
Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.