Окружающий мир "Когда ты станешь взрослым?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • закрепить представления о времени; обобщить знания о профессиях и познакомиться с новыми;
  • воспитывать уважение к людям любой профессии; показывать значение трудовой деятельности в жизни человека; умение работать в коллективе;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, речь, творческие способности учащихся.

Форма проведения: игра-путешествие

Подготовительная работа: подбор материалов о профессиях (иллюстрации, фотографирование объектов и людей на предприятиях, презентация, стихи, пословицы, загадки).  

Оборудование: маршрут следования по Городу Мастеров (слайды-фотографии на компьютере),  листы с пословицами о роли и значении труда; иллюстрации, отражающие разную трудовую деятельность людей; карточки для игр и заданий, прямоугольники-кирпичики» из цветной бумаги,
рисунок-контур дома.

План путешествия: слайды своего села, города:  Школьная библиотека ––> Магазин ––> Школьная столовая ––> Мастерская ––> Досуговый центр ––> Милиция ––> Почта ––> Чум ––> Школа

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Проверка ранее изученного материала

Тест (Обобщение по разделу «Где и когда?) <Презентация 1>

III. Работа над новой темой

Уважаемые врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю! Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

У: А кем мечтаете стать вы?

(Ученики читают стихотворение Льва Куклина “Когда мы станем взрослыми..”)

Ученик 1:

Скорей бы стать нам взрослыми
Совсем, совсем серьёзными!
О чём мечтаем мы, о чём?

Ученик 2: Я сделаюсь шахтёром!
Ученик 3: Я – фоторепортёром!
Ученик 4: А я… А я – зубным врачом!
Ученик 2: Профессии чудесные, земные и небесные! Каких на свете только нет!
Ученик1: Я буду инженером!
Ученик 2: Я – милиционером!
Ученик 3: А я…Пока ещё секрет!
Ученик 4:

Когда мы станем взрослыми –
Умелыми, серьёзными –
То всё нам будет по плечу!

Ученик 3: Я стану агрономом!
Ученик1: А я вот астрономом!
Ученик 2: А я… Я в космос полечу!

Учитель: С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в столицу страны профессий – Город Мастеров. Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но и знает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать по городу будет и весело, и познавательно.  
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!

Открывается слайд с надписью «Город Мастеров»

IV. Внимание, мы подъезжаем к Школьной библиотеке

(открывается слайд-фото на компьютере). Библиотекарь приготовила для вас загадки о профессиях. (За правильный ответ – кирпичик)

Он спускается в забой.
Его работа под землёй. (Шахтёр)

Навсегда стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помнит нас. (Фотограф)

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)

Открывает магазин,
Продаёт продукты.
Взвешивает овощи и фрукты. (Продавец)

Он умеет гарцевать.
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать. (Дрессировщик)

 Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

Встаём мы рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

С огнём бороться мы должны.
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Даже в хмурую погоду
Эти люди лезут в воду!
Светит лампа на спине –
Человек стоит на дне! (Водолаз)

Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Строитель)

V. Подъезжаем к весёлому магазину

Продавец предлагает нам  приобрести принадлежности для каждой профессии.

Игра

Раздаются иллюстрации профессии, надо  соотнести иллюстрацию с принадлежностями. За правильный ответ – кирпичик.

VI.  Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее – любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеров своего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху. Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров – это,
конечно же, в  Школьной столовой.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом.
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!

Учитель: Наши ребята – не бездельники! Наше путешествие продолжается!

VII. Наш маршрут лежит мимо Мастерской Города Мастеров. Посмотрим, как они работают.

 (Физминутка).

 Сценка “Сапожник” <Приложение 1>

VIII. Мы пришли на представление в Досуговый центр. Посмотрим выступление ребят. Нужно угадать название профессии.

Игра-пантомима «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»

(Врач, повар, учитель, пожарный, милиционер, швея, оленевод).

Каждому даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем дети по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные угадывают. (За правильный ответ – кирпичик)

IX. Подъезжаем к Милиции, которая нас охраняет. Милиционеры нас предупреждают, что Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». (За правильный ответ – кирпичик)

Игра «Доскажите словечко»

Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой… (учителя, а не пожарные)

Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я – … (охранник)

Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил …(портной, а не музыкант)

Защищать в суде всех рад
Наш умелый … (адвокат)

Красками пахнет наш юбиляр:
Тысячный дом покрасил… (маляр)

Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник, а не матрос)

Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно…(пастух, а не продавец)

Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари, а не врачи)

Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Приближаемся к Почте. Как вы знаете, на почту привозят газеты и журналы в мешках. Вот и предлагают почтальоны угадать, что в мешке.

Игра «Чудо-мешок»

(Закрытыми глазами определяют инструмент и называют профессию)

Мел, нитки, краски, ложка, письмо,  шприц,  свисток, расческа, калькулятор. (За правильный ответ – кирпичик)

X. Отправляемся в Тундру. Оленевод – героическая профессия. В лютый холод, пургу, дождь нужно пасти оленей. А у чумработницы тоже много работы в чуме. 

(Составляют пословицы о труде из двух частей. За правильный ответ – кирпичик)

– Маленькое дело    /лучше большого безделья.
– Мало хотеть –/ надо уметь.
– Терпенье и труд / всё перетрут.
– Глаза страшатся, / а руки делают.
– Кто любит трудиться,  / тому без дела не сидится.
– Труд кормит,  / а лень портит.
– Скучен день до вечера,  /коли делать нечего.

Учитель:  Возвращаемся назад. Итак, мы вернулись в нашу любимую Школу. Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Как много они знают о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт

Учитель:

Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас.

Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!

Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.

Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – на них напишите свою будущую профессию.

– Кем станете вы, когда вырастете?

– Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем?

Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.