Содержание
I. Введение.
II. Методические принципы работы над сказкой в
начальной школе
2.1. Сказка в программе по литературному чтению начальной школы
2.2. Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе
III. Вывод.
IV. Список литературы
Введение
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова “.
О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.И.Никифорова,М.С. Соловейчик, А.А.Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ сказки должен быть направлен на выявление содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор, на выявление художественной ценности сказки.
Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов. В русских сказках – это многочисленные сказки о лисе и об ее встречах с волком, с котом, с бараном, с медведем, это сказки о медведе и мужике, о журавле и о цапле, сказки на тему «Зимовье зверей», сказки про кота и петуха, про козу с козлятами.
Вторая группа народных сказок – чудесные сказки: «Иван царевич и серый волк», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка» и т. д. Третью жанровую группу образуют сатирические сказки. В течение учебного курса начальной и средней школы должно быть обеспечено знакомство со всеми тремя видами сказок. В начальной школе преобладает работа со сказками о животных.
Огромный мир сказок представлен и
литературными – авторскими произведениями.
Литературная сказка выросла не на пустом месте.
Фундаментом ей послужила сказка народная,
ставшая известной благодаря записям
ученых-фольклористов.
Методические принципы работы над сказкой в начальной школе
Сказка в программе по литературному чтению начальной школы
«Ученик должен называть и приводить примеры: сказок народных и литературных (бытовых, волшебных, о животных); произведений фольклора (пословицы и поговорки, загадки, сказки, сказы, легенды, предания, былины); различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные, жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерки, мифы)».
Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения (из произведений фольклора, а также классических произведений отечественных и зарубежных писателей), позволяющего учащимся не только называть произведения, приводить примеры произведений разных жанров фольклора, но и различать их, уметь указывать их особенности.
Учебно-методический комплект программы отвечает всем этим требованиям. В учебнике по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.
В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах.
В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.). Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения.
Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:
— жанры произведений — рассказ, сказка
(народная или литературная), басня,
стихотворение, повесть, пьеса;
— жанры фольклора: загадки, скороговорки,
песенки, пословицы и поговорки;
— тема произведения;
— основная мысль;
— сюжет;
— герой-персонаж, его характер, поступки;
— писатель, автор, рассказчик;
— средства художественной выразительности в
тексте — эпитеты, сравнения; в стихах —
звукозапись, рифма.
Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.
Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка».
Работа с текстом в 1 классе: практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца и смысловых частей; озаглавливание смысловых частей, составление схематического или картинного плана (под руководством учителя).
Во 2 классе: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте; различение простейших случаев многозначности слов и сравнений; деление текста на части и составление плана под руководством учителя; определение основной (главной) мысли произведения; составление плана и пересказ по плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
В 3 классе: осознание последовательности и смысла событий; вычленение главной мысли текста; знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка; составление плана и пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по плану и самостоятельно, самостоятельное выполнение заданий к тексту.
В 4 классе: понимание и объяснение значений слов и выражений; составление плана к рассказу и сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; творческий пересказ (изменения лица рассказчика).
Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе
Для педагогов особо значима проблема
эстетического воспитания детей на материале
сказки. Эстетическое восприятие развивается в
результате широкого знакомства с художественной
литературой, овладения необходимыми знаниями,
накопления опыта переживаний и жизненных
впечатлений. Поэтому так важна серьезная,
продуманная работа со сказкой с самого начала
приобщения ребенка к литературе.
Задания предполагают первичное и вторичное
восприятие произведения. Первичное восприятие
отражает общее, преимущественно эмоциональное
впечатление от прочитанного; вторичное
обеспечивает размышление над произведением. Для
организации первичного восприятия предлагаются
такие, например, задания: понаблюдай за событиями
и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи
свои впечатления. Эти задания опираются на
эмоции детей и понимание ими фактического
содержания произведения. При вторичном
восприятии, после того как текст прочитывается
повторно, учащиеся объясняют свое понимание
героев и событий, свое отношение к прочитанному,
рассуждают, доказывают, размышляют.
Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.
Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.
Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.
Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.
Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанры литературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.
Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.
Следующий этап работы – формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.
Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.
И, наконец, мы рассматриваем сказку как
источник творчества писателя. Народная
и авторская сказки часто похожи по сюжету и
изучаются в сопоставлении.
В первом-втором классах дети овладели свободным
и выборочным пересказами. В третьем классе
начинается обучение пересказыванию и
рассказыванию, которые сохраняют
художественные особенности текста. Начинать
желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы
можно было сохранить (а значит, заметить) все
выразительные средства языка (эпитеты,
сравнения, олицетворения и т.д.), а также передать
интонационный рисунок текста, что позволяет не
только понять авторскую точку зрения, но и
выразить собственное отношение к читаемому.
Как организовать обучение художественному пересказу! Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2—3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите, каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полностью сохранить при пересказе и почему.
Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом.
Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.
В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки).
При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.
Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.
Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому можно провести опрос.
Вывод
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.
При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая задача, как формирование творчески развитой личности школьника. Различные компоненты народной художественной культуры обладают мощным творческим потенциалом. И, конечно же, очевидны возможности сказки в развитии творческих способностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение сказки в разных видах творческой деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной личности.
Список литературы
1. Беседы с учителем (методика обучения):
Четвертый класс четырехлетней начальной
школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001.
– 480 с.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый
класс четырехлетней начальной школы/Под ред.
Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
3. Беседы с учителем: Второй класс
четырехлетней начальной школы /Под ред.
Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней
начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.:
Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению
читать сказки. Начальная школа, – М..:
Просвещение, 1986, №4, с.17-21
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная
школа, – М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
7. Педагогика. Уроки сказки – М., 1989 г. с 6-7
8. Колесникова О.И. Филологические основы работы
над произведением на уроках чтения // Начальная
школа. – 2000. – № 11. с. 6.
9. Воюшина М.П. Анализ художественного
произведения на уроках чтения во
втором классе четырехлетней начальной школы.
– Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
10. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках
чтения // Начальная школа – 1990. – № 3. с. 67.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник
для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
12. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших
школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981.
– с. 76.
13. Русский язык в начальных классах. Теория и
практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.:
Просвещение, 1993. – с. 321.
14. Никифорова О.И. Восприятие художественной
литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. – с.116.
15. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н.
Актуальные проблемы методики обучения чтению в
начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.