Цели урока:
- Знать лексические особенности устной речи.
- Развивать мышление, речь, память
- Воспитывать трудолюбие, доброту, внимательность
Оборудование: словари (орфоэтические, фразеологических оборотов, синонимов, толковый), интерактивная доска.
Ход урока
I. Повторение.
Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы.
Дополнение: омографы (орган – орган, шабаш – шабаш), омофоны, омоформы (ожог – существительное; ожёг руку – глагол), (стекло варенье – глагол, стекло – существительное),
Практическая работа: из текста художественной литературы привести примеры:
синонимов
антонимов
омонимов
фразеологических оборотов
Даётся текст без смысловых знаков препинания. Объяснить, какая особенность (лексич.) встретилась в данном тексте.
Сначала устный разбор текста; затем предложения (уже со знаками препинания) высвечиваются на интерактивной доске.
II. Совет муллы.
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:
– Не будь глупым как отец будь умным. В этот момент заходит хан.
Мулла тут же изменил интонацию:
– Не будь глупым как отец будь умным (Анализ данного текста)
Запись на интерактивной доске:
Не будь глупым, как отец будь умным.
Не будь глупым как отец, будь умным.
III. Этимологическая страничка.
Вспомните, что изучает этимология? (из ст. “История слов”)Стать притчей во языцех – сделаться предметом разговоров, пересудов
Не видно ни зги – “Для того слепой плачет, что и зги не видит”
Зга – стьга, стезя, дорога, путь
Коло – круг (кольцо, колесо, одноколка, окольный, колобродить)
Придумать слова с корнем -коло-.
IV. Один из главных признаков литературного языка – нормированность.
Виды языковых норм: орфоэпическая (ссыпать, ссыпать):
- разноместное ударение;
- подвижное ударение;
- изменчивое с течением времени.
Баловать, обеспечение, красивее, верба, кухонный, столяр, щавель, жила, была, лила, пила, задала.
И. Крылов: “Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло!”
А. Пушкин: “Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман”
А. Пушкин: “Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас”
Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют учёные. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как всё в природе.
Вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нём происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.
V. Практическая работа со словарями. Повторение неологизмов, архаизмов.
Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишья?
– Вопрос мой прост и краток, –
Промолвил носорог, -
Что лучше – сорок пяток
Или пяток сорок?
А. Милн.
VI. Стабильность и изменчивость языковых норм
I. Лексическая норма
II. Грамматическая
III.Орфографическая
IV. Пунктуационная
Показываем на примерах (работа с учебником, стр. 42, упр. 67).
VII. Практическая работа:
учитель знакомит с различными словарями.Класс делится на группы (4-5 человек), каждая группа работает со своим словарём, объясняя стабильность и изменчивость языковых норм.
VIII.
Проникновение в русский язык и литературу просторечных форм (ага, кушать) и вульгаризмов. Уместность их употребления (лицо, морда).
IX. Жаргоны
(Профессиональный, молодёжный, школьный). Причины их возникновения – социальная ограниченность
X. Особенности борьбы с жаргонизмами в культурной среде
XI. Разноуровнево
е домашнее задание (сильная группа учащихся):1. Выучить лекцию учителя; высказывания о
русском языке
2. Подготовить сообщения “Словари русского
языка”, “Жаргоны, их роль и место в жизни” –
слабая группа учащихся.
Задание для всех:
Придумать упражнения, подтверждающие языковую нормированность.
XII. Вспомогательная литература для учащихся:
Лингвистический энциклопедический словарь (статьи: “Диалект”, “Жаргон”, “Диалектизм”, “Просторечие”).
XIII. Подведение итогов урока
проводится в игровой форме.1. Языколомка
В поле Поля – Полюшка Полет поле – полюшко. |
Сорняков не будет в поле, Если поле полет Поля. |
2. Решите пропорцию
XIV Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина.
Найдите слово, побуквенное произношение которого может нарушить рифму:
(орфоэпическая норма)
Страшно и скучно. Здесь новоселье – Путь и ночлег. |
Тесно и душно. В диком ущелье - Тучи да снег. |
XV. Почему по-разному могут быть поняты предложения?
Ребята местные танцы затеяли.
Из дома бабушки смех доносился.