Цель:
- научиться применять теорию о числовых неравенствах при решении смешанных задач.
- развивать умение применять свойства числовых неравенств в нестандартной ситуации;
Задачи:
- выработать навыки нахождения решения неравенств по условию с помощью координатной прямой;
- находить рациональный способ решения задач и предложить свой способ решений.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, карточки-задания с готовым решением и для самостоятельного решения, таблицы с формулами, сборники для проведения письменного экзамена.
Ход работы
Организация учащихся на работу, постановка цели и задачи.
Повторение теории:
1) определение степени с натуральным показателем и квадратного корня;
2) решение квадратных уравнений;
3) определение неравенств и их свойств.
Основная часть: рассмотрение подробного решения подобранных учителем заданий и выполнение заданий для самостоятельного решения (в процессе разбора готовых заданий учащиеся анализируют решения и задают возникшие вопросы, учитель выступает в роли консультанта).
1. Найти корень уравнения , удовлетворяющий неравенству .
Решение.
С помощью теоремы Виета находим корни уравнения :
Найденные корни поочерёдно подставляем в данное неравенство: если , то , что не удовлетворяет условию; если , то , что удовлетворяет условию.
Ответ: 4.
2. Между какими двумя соседними целыми числами находится число ? К какому из них оно ближе?
Решение.
Рассмотрим извлекаемые квадратные корни из чисел близких к 32, это и .
Найденные корни сравним с : , значит .
Число 32 расположено ближе к 36, так как , значит и.
Ответ: находится между числами 5 и 6; ближе к числу 6.
3. Сколько целых чисел удовлетворяет неравенству: а) ; б) ; в) ?
Решение.
а) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.
Наименьшее целое число, входящее в интервал 24 (23,1<24), а наибольшее 231 (231<231,1).
В ряду от 24 до 231 всего 208 целых чисел, так как из 231 нужно исключить 23 целых числа от 1 до 23.
б) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.
Наименьшее целое число, входящее в интервал -231 (-231,1<-231), а наибольшее -24 (-24<-23,1).
В ряду от -231 до -24 всего 208 целых чисел, так как из 231 нужно исключить 23 целых числа от -1 до -23.
в) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.
В ряду от -23 до 0 всего 23 целых числа; в ряду от 0 до 231 всего 231 целое число.
Сложим количество положительных и отрицательных чисел, а также учтём, что 0 целое число. Значит: 23 + 231 + 1 = 255.
Ответ: а) и б) 208; в) 255 целых чисел.
Сравнить (без использования таблиц и микрокалькулятора): а) ; б)
Решение.
а) Рассмотрим произведение чисел:
; значит .
б) Для сравнения степеней необходимо воспользоваться следующим правилом:
Таким образом: .
Задачи для самостоятельного решения (на карточках).
№1. Найти корень уравнения , удовлетворяющий неравенству .
№2. Между какими двумя соседними целыми числами находится число ? К какому из них оно ближе?
№3. Сколько целых чисел удовлетворяет неравенству: а) ; б) ; в) ?
№4. Сравнить (без использования таблиц и микрокалькулятора):
а) ; б) .
Домашнее задание: по изучаемой теме найти в сборниках для подготовки к экзаменам 2 – 3 задачи и решить их (наиболее интересную задачу оформить для стенда “Готовимся к экзаменам”).
Заключение работы:
1) Записать вывод о достигнутых результатах, дать самооценку своей работе.
2) Обратить внимание на пробелы знаний и ликвидировать их в процессе выполнения домашнего задания.
3) Написать: что понравилось, и что не понравилось в проведённой форме выполнения практикума по математике.