Сценарий урока-практикума по алгебре в 8-м классе "Применение неравенств и их свойств"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 8, 9

Ключевые слова: сравнение, числовые неравенства, метод интервалов, степени, целые числа, наибольшее число, наименьшее число, координатная прямая


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (220 кБ)


Цель:

  • научиться применять теорию о числовых неравенствах при решении смешанных задач.
  • развивать умение применять свойства числовых неравенств в нестандартной ситуации;

Задачи:

  • выработать навыки нахождения решения неравенств по условию с помощью координатной прямой;
  • находить рациональный способ решения задач и предложить свой способ решений.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, карточки-задания с готовым решением и для самостоятельного решения, таблицы с формулами, сборники для проведения письменного экзамена.

Ход работы

Организация учащихся на работу, постановка цели и задачи.

Повторение теории:

1) определение степени с натуральным показателем и квадратного корня;

2) решение квадратных уравнений;

3) определение неравенств и их свойств.

Основная часть: рассмотрение подробного решения подобранных учителем заданий и выполнение заданий для самостоятельного решения (в процессе разбора готовых заданий учащиеся анализируют решения и задают возникшие вопросы, учитель выступает в роли консультанта).

1. Найти корень уравнения , удовлетворяющий неравенству .

Решение.

С помощью теоремы Виета находим корни уравнения :

Найденные корни поочерёдно подставляем в данное неравенство: если , то , что не удовлетворяет условию; если , то , что удовлетворяет условию.

Ответ: 4.

2. Между какими двумя соседними целыми числами находится число ? К какому из них оно ближе?

Решение.

Рассмотрим извлекаемые квадратные корни из чисел близких к 32, это и .

Найденные корни сравним с : , значит .

Число 32 расположено ближе к 36, так как , значит и.

Ответ: находится между числами 5 и 6; ближе к числу 6.

3. Сколько целых чисел удовлетворяет неравенству: а) ; б) ; в) ?

Решение.

а) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.

Наименьшее целое число, входящее в интервал 24 (23,1<24), а наибольшее 231 (231<231,1).

В ряду от 24 до 231 всего 208 целых чисел, так как из 231 нужно исключить 23 целых числа от 1 до 23.

б) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.

Наименьшее целое число, входящее в интервал -231 (-231,1<-231), а наибольшее -24 (-24<-23,1).

В ряду от -231 до -24 всего 208 целых чисел, так как из 231 нужно исключить 23 целых числа от -1 до -23.

в) Рассмотрим изображение неравенства на координатной прямой.

В ряду от -23 до 0 всего 23 целых числа; в ряду от 0 до 231 всего 231 целое число.

Сложим количество положительных и отрицательных чисел, а также учтём, что 0 целое число. Значит: 23 + 231 + 1 = 255.

Ответ: а) и б) 208; в) 255 целых чисел.

Сравнить (без использования таблиц и микрокалькулятора): а) ; б)

Решение.

а) Рассмотрим произведение чисел:

; значит .

б) Для сравнения степеней необходимо воспользоваться следующим правилом:

Таким образом: .

Задачи для самостоятельного решения (на карточках).

№1. Найти корень уравнения , удовлетворяющий неравенству .

№2. Между какими двумя соседними целыми числами находится число ? К какому из них оно ближе?

№3. Сколько целых чисел удовлетворяет неравенству: а) ; б) ; в) ?

№4. Сравнить (без использования таблиц и микрокалькулятора):

а) ; б) .

Домашнее задание: по изучаемой теме найти в сборниках для подготовки к экзаменам 2 – 3 задачи и решить их (наиболее интересную задачу оформить для стенда “Готовимся к экзаменам”).

Заключение работы:

1) Записать вывод о достигнутых результатах, дать самооценку своей работе.

2) Обратить внимание на пробелы знаний и ликвидировать их в процессе выполнения домашнего задания.

3) Написать: что понравилось, и что не понравилось в проведённой форме выполнения практикума по математике.