Тип урока: урок закрепления и контроля знаний.
Продолжительность урока: 2 часа.
Цели урока:
– добиться усвоения учащимися
систематических, осознанных сведений о понятии
производной, её геометрическом и физическом
смысле;
– формировать навыки практического
использования производной в различных отраслях
науки и техники;
– развивать познавательный интерес у учащихся
через раскрытие практической необходимости и
теоретический значимости темы и использование
возможностей ЭВМ в изучении темы;
– формировать у учащихся понятие о научной
организации труда с помощью ЭВМ.
Задачи урока:
– рассмотреть задачи использования
производной в физике, химии, биологии, экономике;
– устранить имеющиеся у учащихся пробелы в
знаниях по данной теме;
– развить умение анализировать, сравнивать,
классифицировать;
– способствовать формированию таких качеств,
как ответственность, организованность,
самостоятельность;
– через включение в самостоятельную
деятельность способствовать саморазвитию
личности.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.
Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектный метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение урока:
– мультимедийный проектор;
– портреты Лейбница, Ньютона, Лагранжа, Ферма,
Коши;
– презентации, подготовленные учителем и
учащимися;
– подборка разноуровневых упражнений для
совершенствования навыков нахождения
производных функций;
– “Алгебра и начала анализа” – учебник для
10-11кл. под редакцией А.Н. Колмогорова, /А.Н.
Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин, Б.М Ивлев,
С.И. Шварцбурд., Москва “Просвещение”, 2003.
Этап подготовки учащихся к уроку: 1. Предварительно за две недели до урока класс разбивается на 4 группы. Группы формируются с учетом индивидуальных особенностей, личных симпатий, общего уровня теоретической и практической подготовленности учащихся. В каждой группе выбирается консультант из числа сильных учащихся, осуществляющий связь группы с учителем на этапе подготовки к уроку. Каждая группа проводит исследовательскую работу и готовит проект по заданной теме, Темы, по которым работают группы:
– Исторические сведения о производной;
– Производная в физике и технике;
– Производная в химии и биологии;
– Производная в экономике.
2. Учитель проводит не менее двух консультаций с
каждой группой.
На уроке проекты оцениваются по критериям:
– полнота изложения материала;
– рациональная организация работы в группе;
– оформление проекта;
– умение воспользоваться данным проектом
другими учащимися.
Ход урока:
1. Организационный момент
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Умение решать задачи с применением производной требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций. Поэтому сегодня на уроке мы закрепим и систематизируем полученные знания, рассмотрим и оценим работу каждой группы и на примере некоторых задач покажем, как при помощи производной и родственных понятий можно решать другие задачи.
В начале повторим некоторые теоретические понятия. Вопросы проектируются на экран.
а) Что называется производной функции в точке?
Ответ: производной функции у =
f(x) в точке х0 называется предел отношенияприращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.
б) В чем заключается геометрический смысл производной?
Ответ: значение производной
f '(x) при данном значении аргумента x равно тангенсу угла,образованного с положительным направлением оси
Ox касательной к графику функции f(x) вточке
M(x, f(x)). k = tg = f '(x0).в) В чем заключается механический смысл производной?
Ответ: производная функции
y = f(x) в точке x0 – это скорость изменения функции f (х) вточке
x0 x'(t) = (t)5) На рисунках изображены графики функций и касательные к ним в точке а. Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1.
Ответ: (3)
1) | 2) | ||
3) | 4) |
2. Устный счет
Задачи для устного счета предлагаются в виде презентаций.
1. Найти производные следующих функций:
2. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке с абсциссой х0. Каждому верному ответу соответствует буква, из этих букв необходимо составить имя известного математика.
На следующем слайде предлагается таблица, в которой зашифровано имя:
4 |
3 |
-2 |
-1 |
1 |
8 |
0 |
б |
ц |
л |
и |
е |
н |
й |
Учащиеся складывают из получившегося набора букв имя “Лейбниц”.
3. Проверка домашнего задания
В течение предыдущих двух недель учащиеся, разбившись на группы, готовили сообщения по теме урока. Свои работы они демонстрируют с помощью мультимедийного проектора.
- История развития дифференциального исчисления. (Приложение 1)
- Применение производной в физике и технике. (Приложение 2)
- Применение производной в химии и биологии. (Приложение 3)
- Применение производной в экономике. (Приложение 4)
По мере выступления групп в тетрадях заполняется следующая таблица:
Примеры, приводимые в сообщениях, также записываются учащимися в тетради.
4. Решение задач
Предложить учащимся решить следующие задачи (таблица с задачами проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора). Каждая задача решается у доски одним из учеников с комментариями.
5. Домашнее задание
- Составить кроссворд по теме “Производная”;
- Используя записи в тетради и учебник, повторить основные вопросы и формулы по данной теме;
- Решить задачи (задачи распечатываются на отдельных листах и раздаются каждому учащемуся)
6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель отмечает, что благодаря огромной подготовительной работе учащихся, проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:
1. Удовлетворен ли ты своей работой на уроке?
а) да; б) частично;
в) нет; г) затрудняюсь ответить.
2. Каким образом ты собираешься устранить
пробелы?
а) спросить у учителя; б) спросить у товарища;
в) справлюсь сам; г) не знаю.
3. Смог бы объяснить процесс решения задачи
своему товарищу?
а) да; б) частично;
в) нет; г) затрудняюсь ответить;
4. Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь?
а) индивидуальную; б) парную;
в) групповую; г) всем классом.
Выбери картинку, соответствующую твоему настроению на уроке:
Литература:
- Сборник конкурсных задач для поступающих в ВУЗы. Под ред. М. И. Сканави. Киев: Канон, 1997.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабуховой. Ростов-на-Дону: Легион – М, 2009.
- Практикум по высшей математике для экономистов. Кремер, Н.Ш. М.: Юнити, 2005.
- Математика. Для подготовки к единому государственному экзамену. Составители В. Г. Агаков, Н. Д. Поляков и др. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2006.