Для младшего школьного возраста учение – новый вид деятельности. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью учителю важно использовать на занятиях различные виды игр. Игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются такие игровые формы обучения, как дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению, снимающие тревожность, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.
- Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
- Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
- Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность. [10]
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей первого класса. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале, дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом). Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
При проведении игру учителю надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Таким образом, игра влияет на целенаправленную творческую деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987.
- Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986.
- Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. Линка-пресс, 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление. Росмэн., 2008.
- Жукова О.С. Развиваем внимание и память. Астрель Сова,2008.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
- Кружецкий В.А. Психология. – М., 1986.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
- Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 1988.
- Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985.
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.