Цикл занятий по теме "От хаоса – к форме, или Образно-символический смысл геометрических форм"

Разделы: Внеклассная работа


Тема № 1: “Космическое” зарождение Вселенной, “от хаоса к форме”.

Цель: Познакомить детей с данной темой, и направить на создание своей абстрактной картинки мира в символах и образах целостности и системности.

Задачи:

  1. Развивать художественно-творческое мышление.
  2. Воспитывать любознательность и интерес к искусству через образно-символическое мышление.
  3. Формировать практические навыки творческой фантазии.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции с изображением наскальной живописи и космоса.
  2. Дидактический материал для теста.
  3. Художественный материал.

План урока:

  1. Беседа о наскальной живописи.
  2. Понятие хаоса.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Психогеометрический тест: “Это – я!”
  6. Подведение итогов, выставка и обсуждение работ.

Ход урока

Мы все вместе будем проживать ПУТЬ от ХАОСА к ФОРМЕ. В глубокой древности человек уже проходил этот путь, путь от хаотических линий, подражая грифадам пещерного медведя и условно названных “ макаронами”. Постепенно совершенствуясь в выполнении определённых геометрических знаков – точки, линии, круга, квадрата и треугольника, которые несли в себе идею первичных символов для изображения жизни первобытного человека. Наскальные изображения для человека того времени не являлись картинами, но они носили ритуальный характер в подготовке к предстоящей охоте: первобытного человека на дикого зверя.

Эти простейшие геометрические символы для первобытного человека являлись изображением его жизненного пространства, которое он изображал с помощью хаотических линий.

И вот сейчас мы с вами столкнулись с понятием Хаос – это образ состояния мира, когда формы как таковой не существовало. Хаос можно представить в виде водной стихии, водоворота, бесконечностью во времени и пространстве, вплоть до пустоты или, наоборот. А важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в котором зарождается мир, именно в нём содержится некая энергия, приводящая к зарождению Вселенной. Обратите внимание на репродукции о космосе, необычные формы различных галактик захватывает дух, ощущаешь, насколько ты мал, по сравнению с Вселенной. А красоту и мощь космоса вы сейчас передадите в своих работах.

– Вот сейчас мы подошли к практическому заданию: на чистом листе ватмана, где у нас присутствует бесконечная пустота, вы должны восковыми мелками изобразить Космос, где происходит зарождение Вселенной, используя уже знакомые нам геометрические знаки – точку, линию, круг, квадрат и треугольник.
– После того как изобразили зарождение некой энергии в виде лабиринтов или “марсианских каналов” на бумагу нанесем тонкий слой чистой воды и быстрым движение кисти наносим краску разного цвета так чтобы она растекаясь, смешивалась самостоятельно создавая дополнительные цвета.
– Молодцы! Все справились с заданием.
– Из хаоса нечего вы смогли построить свой мир, мир космоса и Вселенной. А теперь необходимо населить нашу планету. Каждый из вас получает разные по цвету геометрические фигуры. Используя эти фигуры нужно сложить их в разные комбинации, чтобы получились картинки – дом с солнцем, пейзаж, а главное выбрать себя, и семейный портрет.

Итог урока.

– Сегодня мы с вами познакомились с понятием хаос, придумали и нарисовали своё видение мира во Вселенной с использованием техники пятнографии. Получились очень интересные работы. Мы сейчас организуем экспресс-выставку готовых работ, их обсуждение.

– Все справились очень хорошо. Всем спасибо.

Приложение 1: Рисунки № 1, 2.

Тема № 2: “Точка как символ зарождения мира”.

Цель: Организация воображения, на сочинение своей сказки, опираясь на отрывок из “Бесконечной книги” М.Энде.

Задачи:

  1. Познакомить с древним понятием точки как принцип мироздания.
  2. Воспитывать ассоциативно-образное мышление и эмоциональную Отзывчивость.
  3. Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Оборудование и материалы:

  1. Подбор репродукций работ И. Билибина и В. Васнецова.
  2. Творческие работы детей.
  3. Художественные материалы.

План урока:

  1. Беседа о “Точке как о символе зарождении мира” и сопоставление её со сказками.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

В древности ТОЧКА символизировала Центр, Первопричину, Место, откуда всё происходит и куда всё возвращается. В точке, как в зерне, заложен принцип мироздания, она, как зерно, является зародышем бесконечного пространства и его структуры. Из зерна-точки всё начинается, в ней же всё и кончается.

Давайте вспомним сказки: где из точки – клубка разматывается дорога сказки, по которой следует Иван-Царевич; или про Кощея, где в точке-яйце скрыта смерть. Здесь мы имеем обратную картину– свёртывание: сундук, утка, щука, яйцо, игла. Этот процесс свёртывания-развёртывания мира до и от точки прекрасно описан в сказочной повести М. Энде “Бесконечная книга”. В первой части этой книги рассказывается о стране “Фантазии”, которая стремительно сворачивается, и поглощается пустотой “Ничто”. Это ещё один образ Хаоса. И превращается в одну-единственную песчинку. Именно эта песчинка ляжет на ладонь главного героя и станет, по его желанию, началом нового мира. Песчинка превратится в зерно, зерно – в росток, росток – в растение, на котором созреет плод и рассыплется на мириады новых зёрен.

А сейчас давайте все вместе послушаем отрывок из сказочной повести “Бесконечная книга” и мысленно представим себе эту картину:

“– Протяни руку!

Он сделал это и почувствовал, как что-то легло на его ладонь. Это была крошечная, но странно тяжёлая крупинка. Холод исходил от неё, на ощупь она была мёртвая и жёсткая.

– Что это, Луниана?

– Песчинка, – ответила она. – Это все, что осталось от моего безграничного королевства. Я дарю её тебе.

– Спасибо, – сказал Бастиан, сожалея, что крупинка была неживой. Вдруг он почувствовал нежное шевеление у себя в руке.

– Взгляни-ка, Луниана! – прошептал он, поднеся ладонь к лицу. – Начинает теплеть и светиться! А вот и язычок пламени! Да это не пламя, а росток! Луниана, да это не песчинка. Это светящееся зёрнышко, и оно начинает прорастать!

От точечки на его ладони теперь исходило едва видимое свечение, оно набирало силу, и из бархатной темноты высветились два детских лица, склонившись к ростку.

Бастиан медленно убрал руку, и светящаяся точка осталась парить на прежнем месте, как маленькая звезда.

Росток прямо на глазах выпустил листья и стебель, набухли и раскрылись почки, явив чудесные многокрасочные цветы. Вот уже появились маленькие светящиеся плоды. Созрев, они лопнули, как маленькие ракеты, и рассеяли вокруг, как дождь искр, новые семена.

Из новых семян тотчас начали расти новые растения, они имели уже другие формы, самые разные – одни напоминали пальму, другие папоротник третьи кактус, хвощ и фикус. Каждое расцвечивалось новым цветом

Вскоре вокруг Бастиана и Лунианы, над ними и под ними всё пространство заполнилось растущими многоцветными растениями. Сияющий шар парил посреди Ничто, посреди Нигде, рос и разрастался, и в самой его сердцевине сидели Бастиан и Луниана, взявшись за руки и с восхищением наблюдая чудесное рождение нового мира”.

– Вот вы прослушали отрывок, я надеюсь, что каждый из вас очень живо представил эту картину: кромешная тьма в середине, которой парил сияющий шар а в сердцевине сидели дети, взявшись за руки и с восхищением наблюдая чудесное рождение нового мира. Прежде чем приступить к рисунку пусть каждый из вас превратится в героя книги Бастиана и по собственному желанию создаст из песчинки – зерна и темноты фантастический лес.

– А сейчас приступаем к выполнению практического задания, на плоскости листа мы выполняем набросок нашего сюжета, вначале работаем графическим карандашом. Не забываем о точке это абстрактный геометрический символ, который должен, превратится в песчинку-зерно, пламя– росток, растение, в плод-зерно и так по кругу до бесконечности.

– Когда первоначальный рисунок готов приступаем к уточнению деталей восковыми мелками и гуашью, раскрашиваем яркими цветами наши фантастические многокрасочные цветы.

– А теперь приступаем к заполнению пространства вокруг, разрастающего – “ Сияющего шара”. Для того чтобы создать эту иллюзию “Сияющего шара” необходимо использовать контрастные цвета, в данном случае это будут более тёмные – глубокие цвета: чёрный, фиолетовый, синий, бордовый.

Итог урока.

– По завершении практической работы организуем экспресс-выставку их обсуждение.

– Все замечательно справились с данным заданием и каждый смог создать свой неповторимый образ страны Фантазии. – Молодцы, ребята! Всем спасибо.

Приложение 2: Рисунки № 1,2.

Тема № 3: “Сказка из цветного песка”.

Цель: Познакомить учащихся с отрывком из произведения М.Энде “Бесконечная книга”, дать понятие сюжета на эмоциональном уровне, и в дальнейшем создание художественного образа.

Задачи:

  1. Развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
  2. Воспитывать любовь и интерес к искусству.
  3. Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живописи.

Оборудование и материалы:

  1. Подбор иллюстраций и репродукций.
  2. Художественные материалы для практической работы.

План урока:

  1. Беседа об особенностях сказочного жанра.
  2. Получение творческого задания.
  3. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

– Сегодня мы продолжаем, знакомится с особым жанром сказки.

Со сказкой мы начинаем, знакомится ещё в раннем детстве не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. В детстве нас интересуют картинки, которые с большим интересом любит разглядывать каждый ребёнок и они называются иллюстрациями, они появились и сопровождают книгу с самых древних времён. Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают её герои, страны и города, где происходят описанные события. Как же художник создаёт их? Прежде всего он читает рукопись будущей книги, так он мысленно знакомится с героями произведения. Самое главное – это понять их характеры, представить себе персонажей и проникнутся духом произведения. Одну, и туже книгу могут, проиллюстрировать несколько художников и каждый относится, к героям книги по – своему. Вот почему к одному и тому же произведению создаются различные иллюстрации.

– Сейчас я предлагаю прослушать отрывок из книги М. Энде “Бесконечная книга” и проиллюстрировать его.
– И так внимательно слушаем и стараемся представить эту картину:
– “Весь песок пребывал в медленном текучем движении. Тут и там собирались холмы и барханы, каждый своего цвета. Голубой песок стекался к голубому, зелёный к зелёному, фиолетовый к фиолетовому… До горизонта громоздились холмы всех мыслимых цветов, не повторяясь в оттенках. Кобальтовый, шафранно-жёлтый, карминно-красный, индиго, яблочно-зелёный, персиковый, лиловый, сиреневый, умбра – коричневый. Золотые и серебряные песчаные струи текли меж холмов, отделяя цвета друг от друга. – Да,– сказал Бастиан вслух, – это Гоаб, цветная пустыня.

.. На вершине красного холма стоял громадный лев. Он стоял против солнца, так что его мощная грива пламенела, словно огненный венец. И грива, и вся шкура были не жёлтые, как обычно у львов, а такого же красного цвета, как холм. … Медленной, величественной поступью он спустился с холма. Когда он ступил на голубой песок, цвет его шкуры сменился на голубой”.

– А теперь мы приступаем к практическому заданию. Нам предстоит решить сразу несколько задач:

  1. композиционную организацию листа;
  2. декоративность композиции;
  3. эмоциональной выразительности;
  4. соответствия духу литературного произведения (загадочности, присутствие света, добра, и красоты).

– Для начала сделаем набросок графическим карандашом будущего сюжета. Только после этого приступаем работать красками. Стараемся на плоскости листа показать движение песка, использовать яркость и свежесть цветовой гаммы палитры. Используем смешанную технику: по “сырому”, так чтобы получалось движение “ручейков песка”, а также работа пятном, и на переднем плане показать динамику и статику песка, изображая их бесчисленное множество “набиванием” восковыми мелками.

Итог урока.

– Все замечательно справились с этим заданием. Для обсуждения мы проведём экспресс-выставку “Что за прелесть эти сказки!”.

Заключительное слово учителя.

– Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники как бы он не покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость.
– На этом наше занятие закончено, всем спасибо.

Литература: Учебно-методическое пособие “Как разбудить в ребёнке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства) лекции 1–4. – М.: Елена Стояновна Медкова.

Приложение 3: Рисунки: № 1, 2.