Путешествие в мир профессий

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование и закрепление профессиональной направленности воспитанников детского дома “Ласточкино гнёздышко”.

Задачи:

  • познакомить с профессиями повара, проводника пассажирских вагонов, журналиста, сотрудника милиции;
  • способствовать профессиональному самоопределению воспитанников;
  • развивать познавательный интерес, речь, артистизм.

Оборудование:

1. Изображения силуэтов голубей с названиями профессий.

2. Выставка книг и иллюстраций “Все работы хороши – выбирай на вкус”.

3. Плакаты: “Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу” (Н.Чернышевский).

“Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражает его деяния, через его труд и творчество” (А. Фадеев);

“…кажется, будто вся жизнь впереди не ошибись, выбирая пути!” (Н. Добронравов) в центре силуэта солнца;

“… не слушайся слепо кого-то,
И выгодных дел не лови
Себе, выбирая работу,
Её выбирай по любви.
Такую, с которою вместе
Забудешь о всякой другой.
Поверишь ей, словно невесте,
Своей назовёшь дорогой”
(А.Романов “Работа”);

4. Костюмы (проводника, повара, милиционера, дежурного по вокзалу);

5. Музыкальное сопровождение – “Вот и стали мы на год взрослее”;
музыка А. Пахмутовой, слова Н.Добронравова “До отправления поезда осталось пять минут”.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети входят в зал под звуки музыки “Вот и стали мы на год взрослее…”

II. Вводная часть.

Ведущий:

У меня растут года,
Будет и семнадцать
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

Эти вопросы постоянно возникают перед 15–17-летними юношами и девушками. Выбор профессии – важный момент в жизни человека. Именно в этом возрасте перед вами открывается большая жизнь со всеми её радостями, трудностями и нескончаемыми дорогами. Говорят, не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Мысль красивая, но не на все случаи жизни. Я думаю, что выбирать себе дорогу вы должны сами. Но, чтобы не ошибиться в выборе, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии вообще есть на свете? В мире их насчитывается более 40 тысяч. Но и эта огромная цифра далека от определённости, т.к. жизнь не стоит на месте и, всё время, какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

III. Основная часть. Сюжетно-ролевая игра.

Ведущий: Девушки, давайте сейчас помечтаем! Представим на минуту, что вы уже взрослые, осуществили свою заветную мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть. И вот судьба распорядилась так, что все вы встретились в одном поезде.

На игровом поле стоят столы с надписями, имитирующими вагоны: купе проводников, вагон – ресторан, пассажирское купе, служба безопасности. На столах лежат атрибуты: у проводника сигнальный знак, атлас железных дорог; у поваров набор продуктов для приготовления бутербродов, тарелки, ножи, меню. Пассажиры заходят с багажом, выкладывают журналы, кроссворды, читают во время поездки. Служба безопасности достаёт рацию, блокноты, ручки, проверяют багаж пассажиров. Звучит 1 куплет песни А. Пахмутовой и Н. Добронравого “До отправления поезда осталось пять минут”.

Дежурный по вокзалу: Внимание! Уважаемые пассажиры! С первого пути отправляется скорый поезд “Москва – Владивосток.”

Проводник: Уважаемые пассажиры! Прошу всех пройти в вагон, занять свои места.

Журналист: Товарищ проводник! Разрешите, пожалуйста, с вами познакомиться. Я – журналистка. Зовут меня Екатерина Владимировна. Я знаю, что в первое воскресенье августа вы будете отмечать свой профессиональный праздник – день железнодорожника. Я очень хотела бы взять у вас интервью и написать статью. Вы не против?

Проводник: Пожалуйста, давайте познакомимся. Зовут меня Ксения Сергеевна. Работаю я проводником пассажирских поездов дальнего следования уже второй год.

Журналист: Ксения Сергеевна, скажите, пожалуйста, почему вы решили выбрать эту профессию?

Проводник: Я считаю, что профессия проводника интересная. Ещё в детстве я любила наблюдать за проходящими поездами, мечтала, что когда-то и я поеду в дальнюю дорогу. Посмотрю нашу необъятную Родину, познакомлюсь с новыми людьми.

Журналист: Я вижу, мечта ваша сбылась. Но я хотела бы, чтобы вы подробнее рассказали о своей любимой работе, о своих должностных обязанностях.

Проводник: Хорошо, с большим удовольствием. Перед отправлением в дальний путь каждый проводник готовит своё рабочее место. Поезд подаётся к платформе посадки за 30–40 минут до отхода. Но чтобы всё было готово к приёму пассажиров, наша работа начинается задолго до этого. Проводник выслушивает инструктаж бригадира, обсуждает с членами бригады опыт прошлого рейса, намечает пути улучшения культуры обслуживания пассажиров. Затем, мы принимаем вагон, получаем пастельное бельё, для пассажиров, чай, сахар и т.д. В пути проводнику приходится постоянно следить за вентиляцией, температурой, чистотой в вагоне. Важно следить за состоянием вагона, заботиться о безопасности поездки.

Журналист: Вам нравится работать с людьми?

Проводник: Да, конечно. Ведь мы работаем в первую очередь для своих пассажиров. Важно, чтобы они чувствовали себя хорошо и спокойно. Вагон на несколько дней становится для них домом. А в доме должно быть уютно, комфортно и чисто. Расширяется круг общения. Поэтому в нашей работе важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях. Хотя работать с людьми совсем не просто. Например, не все пассажиры находятся в хорошем настроении. Одни из них попадаются ворчливые, с колкостями на языке, другие – медлительные, а третьи стремятся надолго завладеть нашим вниманием. Поэтому хочешь, не хочешь, а каждому надо что-то сказать в пределах норм вежливости и деловитости. Здесь нужно научиться, не относить к себе лично реплики, ядовитые замечания отдельных людей. Важно в любой ситуации оставаться спокойным, вежливым, тактичным человеком.

Журналист: Так какими же, на ваш взгляд, личными качествами должен обладать человек, имеющий эту профессию?

Проводник: Во-первых, человек должен быть ответственным. Во-вторых, общительным. В-третьих, терпимым, тактичным и деловым.

Журналист: Какой интересный случай в вашей работе вам запомнился?

Проводник: Однажды в пути я принимала роды у женщины. Родилась девочка, её назвали в честь меня. Теперь я крёстная мама.

Журналист: Спасибо вам, Ксения Сергеевна, за интересное интервью.

Проводник: Уважаемые пассажиры! У нас в поезде работает вагон-ресторан. Вы можете его посетить.

Журналист: С большим удовольствием. Ксения, проводите меня, пожалуйста.

(Переходят ко второму столику.)

Журналист: Здравствуйте! Какие у вас тут ароматные запахи! Что вы нам предложите?

Повар 1: Сегодня в нашем меню: салаты, горячие блюда, напитки, сладости.

Журналист: Девушки, разрешите с вами побеседовать? Как вас зовут?

Повар 2: А нас тут трое: Света, Валя и Наташа. Мы три подруги, раньше все жили в одном детском доме. После окончания школы, я и Валя, уехали в город, окончили кулинарное училище, а Наташа – наш агролицей. Но все мы получили профессию повара-кондитера. И вот вновь судьба нас свела. Теперь мы работаем вместе.

Журналист: Скажите, пожалуйста, а чем вам нравится ваша работа?

Повар 3: Профессия повара нужна людям. Её можно сравнить с искусством. Кулинарное искусство остаётся в памяти людей в виде рецептов блюд – этого творения мысли и фантазии. Интерес к профессии повара у меня появился давно. Так как я воспитывалась в детском доме, то часто приходилось наблюдать за работой поваров, а иногда и помогать им. Позднее две мои подруги получили эту профессию. Они рассказали мне историю возникновения профессии повара. Этой профессии на Руси долго не существовало. Приготовление пищи в отдельную специальность выделилось только в X веке. Тяжёлым и неприглядным был труд повара. В дыму и чаду, при очень высокой температуре, среди копоти и грязи, работали повара по 16–18 часов, а порой и все 20 часов в сутки. Во времена крепостного права профессия повара была принижена. Повару следовало постоянно угождать своим господам – помещикам. Русская знать предпочитала французских поваров. Ведь с XVIII века они получали специальное образование. Русские блюда вытеснялись из меню, так как французы не умели их готовить. Русская кухня оказалась забыта. Возрождаться она начала только после отмены крепостного права. А глубокое изучение теории кулинарии началось в нашей стране после Великой Октябрьской революции, сегодня существуют специальные институты питания, научно – исследовательские институты. Труды учёных вооружают поваров знаниями о том, как готовить блюда, составлять рецепты, хранить продукты и полуфабрикаты.

Повар 1: А мне нравится тем, что эта профессия творческая. Повар должен уметь готовить вкусные, аппетитные блюда, уметь украшать их, то есть хорошо знать технологию приготовления блюд. А технология приготовления блюд как бы запрограммирована в памяти повара. И чем богаче память и воображение, тем больше у него программ. Кроме этого повар-кулинар должен владеть приёмами наблюдения, сравнения, уметь видеть наиболее характерные особенности продуктов. Например, какое мясо положить в блюдо – постное или жирное, что лучше добавить в маринад – сок лимона или слабый раствор уксуса?

Повар 2: Творческий подход к выбору продуктов, умение составлять из них новые комбинации, подбирать взаимозаменяемые продукты, ведь при отсутствии одних используются другие, а это во многом определяет уровень профессионального мастерства повара. Восточная пословица гласит: “Нет плохих продуктов – есть плохие повара”.

Журналист: А что входит в технологический цикл приготовления блюд?

Повар 3: Технологический цикл проходят все продукты. Он включает в себя три стадии: разделку или предварительную обработку, тепловую обработку и доведение блюд до полной готовности. Всегда надо помнить, что половина поварского успеха заложена в правильной обработке продукта. Настоящий повар постоянно анализирует, ищет, сравнивает, смотрит на каждое приготовленное блюдо.

Журналист: Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию повара?

Повар 1: Строгостью к себе, сосредоточенностью, честностью, фантазией, творчеством, памятью. Повар должен уметь представлять блюдо, обладать силой воли (рано вставать, переносить жар у плиты), использовать все новинки пищевой промышленности, не забывая о рецептах стариной кухни. И, конечно, любить людей. Ведь повару, как и врачу, дана власть над настроением людей. От его труда зависит их работоспособность и здоровье.

Журналист: Как достичь мастерства в вашем деле?

Повар 2: Кулинарное искусство приобретается человеком в течение долгих лет учёбы и практики. Можно получить определённые навыки и остаться ремесленником в своём деле, а чтобы стать мастером необходимо познавать новое, творить и доставлять людям радость.

Журналист: Скажите, пожалуйста, какое современное оборудование используется в работе повара?

Повар 3: Конечно, сегодня содержание трудового процесса повара изменилось. Большинство операций берут на себя машины и механизмы: они тонко измельчают продукты, взбивают кремы и муссы, картофельное пюре, нарезают овощи и хлеб, жарят мясо. Даже блины выпекает специальный аппарат. Он же складывает в горку и “увозит” к раздаче. Работать с такой техникой легко и удобно. И профессия повара становится уже не той, что была прежде. Но суть профессии остаётся неизменной – приготовить вкусную, аппетитную и калорийную пищу. Свою работу мы любим и не боимся трудностей. Всё зависит только от нас, нашего желания и нашего стремления.

Журналист: Девушки! Большое спасибо за интервью! Я очень рада за вас. Пусть в вашей жизни всё будет прекрасно. Счастливого пути! Но у меня к вам ещё одна просьба. Познакомьте, пожалуйста, меня со службой, отвечающей за безопасность пассажиров.

Проводник: За порядком в вагонах нашего поезда следят две девушки – милиционера. Это Татьяна и Кристина. А вот и они!

Журналист: Здравствуйте! Я очень хотела бы, девушки, с вами пообщаться.

Милиционер 1: Пожалуйста, что вас интересует?

Журналист: У вас такая необычная для девушек профессия.

Милиционер 2: Да, наша служба и опасна и трудна. В трудную минуту человеку на помощь спешит последняя инстанция – милиция, т.е. мы.

Журналист: Скажите, пожалуйста, а что входит в ваши обязанности?

Милиционер 1: Поддерживать порядок в пути следования поезда, принимать заявления о правонарушениях, например, о кражах, мелких хулиганствах, провозе наркотических и психотропных веществ, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и т.д.

Журналист: Девушки! Почему вы избрали для себя такую сложную и опасную работу?

Милиционер 2: Это наше призвание – защищать слабых. Ещё находясь в детском доме, мы посещали кружок “ЮИД”, познакомились с милицейскими профессиями, вместе с сотрудниками ГИБДД ходили в рейды, проверяли документы. Всё это разбудило интерес к нашей профессии.

Журналист: Какими качествами должен обладать сотрудник милиции?

Милиционер 1: Наша профессия требует отличных знаний милицейского дела.

Милиционер 2: Ответственности, честности.

Милиционер 1: Иметь хорошую физическую закалку.

Милиционер 2: Быть морально-устойчивым. Блюсти честь мундира.

Журналист: Спасибо, девушки. Я очень рада нашему знакомству и желаю вам, чтобы в вашей работе было как можно меньше правонарушений.

Проводник: Внимание! Товарищи пассажиры! Наш поезд прибывает на конечную станцию. Уважаемые пассажиры! Готовьтесь к выходу, просьба не оставлять свои вещи в вагонах.

Ведущий: Девушки! Вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня мы помечтали о будущих профессиях, которые вы хотели бы получить. Ещё раз вспомнили, какими качествами должен владеть специалист определённой профессии (проводник, повар, милиционер, журналист). Скоро вы уйдёте от нас, и пусть будет на вашем пути больше добра и справедливости, чем слёз и разочарований. Пусть всегда светит солнце и счастье улыбается вам, каждая из вас нашла себя в хорошем и нужном деле, чтобы можно было безбоязненно смотреть в будущее. И помните, где бы вы ни работали в будущем, такую поговорку: “Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу”. А нашу встречу я хотела бы закончить словами стихотворения А. Романова “Работа”:

“… не слушайся слепо кого-то,
И выгодных дел не лови.
Себе, выбирая работу,
Её выбирай по любви.
Такую, с которою вместе
Забудешь о всякой другой.
Поверишь ей, словно невесте,
Своей назовёшь дорогой”.

Литература.

  1. Кравцова Е.М. Как помочь ребёнку правильно выбрать профессию [Текст]: / Е.М. Кравцова // Детский дом. – 2006. – № 4. – С. 37–44.
  2. Курков В. Дорога, которую я выбирал, – железная…[Текст]: / В.Курков // Факультет народного университета. Наука твоей профессии. – 2002. – № 5. – С.5 – 41.
  3. Лыков В. Рассказы о милиции [Текст]: / В.Лыков // Твоя профессия. – 2005. – № 5. – С.3 – 35.
  4. Шевченко Ю. Край удивительных профессий [Текст]: // Ю.Шевченко. – М.: Просвещение, 2006. – 220 с.