Здоровьеобеспечение деятельности обучающихся гимназии через использование здоровьесберегающих технологий в рамках внеучебной работы по физической культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность” (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь… А для нас, родителей, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:
– воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
– создание и внедрение в УВП гимназии эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;
– переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно – ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;
– увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была разработана определённая система этой деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты гимназии и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения и воспитания на основе системного подхода – одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим направлениям:
– оздоровительная деятельность;
– учебная здоровьесберегающая деятельность;
– физкультурно-массовая и спортивная работа;
– социально-психологическая деятельность;
– диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня – не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях школьного обучения.

Остановимся на такой важной для нас – учителей физической культуры задаче – увеличение объема двигательной активности школьников.

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
– движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
– недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
– знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся гимназии. Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся, входящие в состав Совета физкультуры, Волонтерской службы и Службы Спорта и Здоровья Демократической Республики “Звездная”. Вместе с ребятами этих служб мы внесли все мероприятия гимназии по организации двигательной активности обучающихся в “Колесо Здоровья”, которое символизирует движение Человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни. Все эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:
1) – учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
2) – внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты хранятся в портфолио обучающихся в разделе “Мои достижения”. Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий – неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

  1. Соблюдение правильной структуры урока.
  2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.
  3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
  4. Соблюдение правил техники безопасности.
  5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний
  6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся.
  7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

Раз в четверть с педагогами гимназии и Службой Спорта я провожу методические совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.

1. Гимнастика до учебных занятий.

Проводят гимнастику физорги классов и члены волонтерской службы гимназии. Комплексы упражнений периодически меняются.

2. Физкультурные минутки и динамические паузы.

Проводят учителя-предметники, как необходимый кратковременный отдых для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей. Комплекс включает 5–9 упражнений, каждое их которых повторяется не менее 4-6 раз.

3. Подвижные перемены.

Для организации подвижных перемен в гимназии выделяются соответственные места для занятий. С обучающимися 1-6 классов занятия проводят шефы-старшеклассники и дежурный класс. В 7–11 классах занятия строятся на основе самостоятельной деятельности обучающихся. Контроль за проведением подвижных перемен осуществляет дежурный учитель.

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В гимназии работает десять объединений двигательной спортивно-оздоровительной направленности в которых занято 76,9% обучающихся гимназии. За последние 5 лет в гимназии наблюдается положительная динамика занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования двигательной направленности.

Три года назад мною была разработана программа спортивного часа, рассчитанная на обучающихся начальных классов. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей и оздоровительной направленностью. Основное содержание программы – это упражнения для укрепления дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.

И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою деятельность по следующим разделам:

Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания детям разной подготовленности.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и условия выполнения. Для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

Дифференцированное развитие физических качеств. Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и дозировки. На занятиях применяю нестандартное оборудование и мелкий инвентарь. В малом спортивном зале использую универсальный рукоход, изготовленный родителями на основе составленных мною чертежей. Систематически применяю метод пульсометрии. Для менее подготовленных детей с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, детей подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения, используя карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Формирование знаний и умений школьников предполагает:
1) выявление уровней обученности школьников с помощью тестов;
2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности;
3) "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации), составление и проведение комплекса утренней гимнастики или разминки.

Достаточно времени отводится на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом “Наша традиция – быть здоровым”. Это следующие блоки:

– знай свое тело;
– скажи “нет” вредным привычкам;
– соблюдай правила гигиены;
– соблюдай режим дня;
– не забывай о закаливании;
– занимайся физкультурой;
– правильно питайся;
– следи за датчиком настроения.

На занятиях стараюсь чаще использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения. А каким уходит ребёнок с этих занятий мне помогает определить “Экран Настроения”, на котором дети с помощью цветных флажков (треугольников, звёздочек, цветочков) отображают своё настроение. Вот некоторые замечательные советы нашей педагогики:

  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к любому занятию;
  • Каждый урок или занятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции;
  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым – помогите ему в этом.

Обучающиеся гимназии с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В рамках месячника “За здоровый образ жизни” дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: “Неболейка”, “Питание и здоровье”, “О спорт, ты Мир” и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. “Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей” (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

 В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятийодин из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе спортивной сюжетно-ролевой игры “Под парусом к заветной цели”. Игровой сюжет – путешествие по океану в поисках страны Спортландии (парусная регата). Каждый класс – это экипаж шхуны, которая имеет своё название, капитана, лоцмана, штурмана со своими обязанностями.

Во время путешествия (регата проходит в течение всего учебного года) экипажи проплывают различные географические пункты: остров Игры, остров Эрудитов, Эстафетный пролив, бухту “Веселая переменка”, мыс Спорта. Каждый причал соответствует определенному мероприятию, например, на Веселом острове мы проводим “Веселые старты”, на острове Эрудитов – викторины; в Эстафетном проливе – различного рода эстафеты и т.д.

Цель игры: организация физкультурно-оздоровительной работы среди младших школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности.

Задачи:

  • создание комфортных условий для обучающихся в системе физкультурно-оздоровительной работы гимназии;
  • укрепление здоровья детей и приобщение их к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ;
  • развитие творческих способностей у обучающихся и чувства ответственности в процессе коллективных соревновательных действий.

Для проведения мероприятий в рамках этой игры создается Совет Яхт-клуба “Олимпик”, в который входят: представители Ученического Совета, учителя начальных классов, учитель физкультуры и капитаны экипажей. Президент клуба (старшеклассник) осуществляет руководство деятельностью клуба. У Яхт-клуба свой девиз, свои заповеди и правила игры.

Игра начинается с большого старт-шоу “Попутного ветра” из Порта Странствий. Перед прохождением испытаний экипажам вручается “Маршрутный лист путешествия”. В него вносятся общешкольные и классные мероприятия. Завершается путешествие у берегов Спортландии, шхуны причаливают к мысу Спорта, где проходит заключительная малая Олимпиада.

В ходе игры активно реализуется технология коллективного творчества и сотрудничества. Особой популярностью пользуется у детей и родителей причал на архипелаге “Дружная семейка”. Основное мероприятие этой стоянки – Родительские субботы. Они могут проходить по итогам пройденных тем в форме нестандартных уроков: “Королевство волшебных мячей”, “Гимнастический калейдоскоп”, “В гости к Королеве Спорта”. А также в форме праздников и соревнований с участием родителей: “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Неразлучные друзья – взрослые и дети”, “Детки и Предки”. Сотрудничество школы и семьи становится всё более актуальным и востребованным.

Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и спортом и к физическому воспитанию в целом.

В последние годы прочно входят в школьную жизнь шоу технологии. Шоу – это не просто развлечение, а радость творчества вместе со взрослыми. Традиционными для нашей гимназии стали такие спортивные шоу программы и праздники, как: “Богатырские игры”, “Мужчины на поверке”, “Путешествие в Спортландию”, фестиваль “Из дальних странствий возвратясь” и другие. С большим интересом в этих шоу программах участвуют и родители, и педагоги гимназии, открывая что-то новое и в себе и в своих детях. В процессе совместного решения реальных творческих и организационных задач в практической деятельности подготовки шоу программы, моделировании ситуаций, при анализе проблем и нахождения решений дети понимают важность конкретных знаний по тематике шоу, дружелюбных отношений в команде и свою значимость. А это ведёт к повышению их уровня самоактуализации.

Большую популярность в последние годы приобретают Фитнес технологии: степ-аэробика, аква-аэробика, шейпинг и другие. Слово “фитнес” в переводе с английского означает быть в форме, быть здоровым. Из множества здоровьесберегающих фитнес технологий, я остановилась на очень интересной, полезной и модной технологии, называемой Фитболом.

Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника, одновременно уменьшая нагрузку на нижние конечности. Фитбол является лучшим представителем балансировочного оборудования, который помогает развить упругость мышц, гибкость, силу, улучшить координацию движений и осанку.

За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия.

Фитбол – один из наиболее веселых и позитивных видов фитнеса, он вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методики лежат определённые свойства мяча. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий.

Фитбол очень удачно вписывается в школьную программу по физическому воспитанию. Большие красочные мячи можно применять и на уроках и во внеурочной деятельности, это может быть:

  • беговая разминка;
  • круговая тренировка, как полностью с мячами, так и с применением фитболов на отдельных станциях;
  • проведение полного занятия с мячами или отдельной его части;
  • “школа” большого мяча;
  • танцевальные упражнения с мячами;
  • общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях;
  • упражнения на развитие физических качеств;
  • упражнения на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата;
  • игры и эстафеты.

Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу в образовательном учреждении. Они не имеют противопоказаний, а потому подходит абсолютно всем.

Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет и на становление мотивационной сферы обучающихся в реализации усвоенных знаний и представлений в области физической культуры. Проведённое среди детей и родителей анкетирование показало, что в гимназии нет детей и родителей с низким уровнем мотивации к ведению здорового образа жизни и отношению к физической культуре; уменьшается количество взрослых и детей со средним уровнем и увеличивается количество с высоким уровнем до 90% .

Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся гимназии является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья. Уменьшается количество детей, отнесённых к III и IV группам здоровья, увеличивается количество обучающихся с I и II группой. Подобные изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной. Постепенно улучшается состояние здоровья гимназистов почти по всем показателям (от 2 до 10%). Остановлен спад показателей здоровья и положение становится в целом более стабильным.

Выводы.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся гимназии регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе гимназии по сохранению и укреплению здоровья детей.

К.Э.Циолковский писал: “Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…”.

А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.